СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме "Приемы целеполагания на уроках в начальной школе "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мастер-класса по теме "Приемы целеполагания на уроках в начальной школе ".

Также в конце сцнария есть раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Приемы целеполагания на уроках в начальной школе "»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Моё выступление мне бы хотелось начать с одной замечательной притчи:

«Рассказывают, что однажды некий мастер стрельбы из лука Дрона повесил на дерево мишень для стрельбы, созвал своих учеников и спросил, что именно они видят.

«Мишень и дерево» — ответил первый»

«Мишень, дерево и небо» — ответствовал второй.

«Любимого учителя и мишень на дереве в окружении листьев» — почтительно промолвил третий.

«Учеников и учителя, собравшихся вокруг дерева с мишенью» — сказал четвертый.

Все остальные ученики высказывались подобным образом, и, слушая их, мастер все больше мрачнел. Наконец он со своим вопросом подошел к последнему ученику, неуклюжему и довольно нескладному парню.

— «Если честно — молвил этот ученик—то я, наверное, туповат. Потому как сколько не смотрю туда, вижу одну только мишень».

Мастер молча поклонился своему ученику, после чего повернулся к замершей в изумлении толпе и сказал:

— «Знаете, а ведь только он — единственный из всех вас действительно может стать Попадающим в Цель». 


Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявление друг другу, согласование и достижение.

Цели должны быть конкретные, понятные, реальные, точные. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний.

Существуют различные приёмы по формированию действий целеполагания:

  • Работа над понятием

  • Собери слово

  • Яркое пятно

  • Исключение

  • «Кубика Блума»

При выборе приёма целеполагания необходимо учитывать уровень знаний и опыт учащихся. Следует отметить, что все приёмы строятся на диалоге. Поэтому учителю надо грамотно сформулировать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

1. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в Толковом словаре. Например, тема урока «Спряжение глаголов».

Далее от значений слов определяют цели урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове слово составляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».

2. Собери слово.

Русский язык. 2 класс. Тема «Текст». Предлагается картина птицы. Расскажите о ней? Что вы составили? (рассказ).

Уберите из цепочки букв все буквы, обозначающие звонкие согласные.

З В Т Р Е Л К М С Ж Т З

Какое слово получилось? (текст), итак, тема нашего урока «текст».

- Подумайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.

3. Ситуация яркого пятна.

Среди множества однотипных предметов, цифр, слов, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цель урока.

4. Исключение.

- какой предмет лишний, почему?

Телевизор, телефон, компьютер, книга, компас.

5. Методика использования «Кубика Блума»

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Назови.

Почему.

Объясни.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии.

Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс целеполагания должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.