Авторы: Черкасова А.М. Денисова М.А. Город: Астрахань ВУЗ: Астраханский государственный университет Дата: 11 июня 2016г. Вместе со временем приходило и уходило великое множество методов и форм обучения. Новое время – новые дети, новые задачи, которые требуют новых решений. Проектная работа хорошо вписывается в технологию саморазвивающего обучения. А.В. Хуторской пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определённой темы.» [3] Главная идея метода проекта заключается в развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта [2]. На практике чаще всего используются следующие виды проектов индивидуальной и групповой деятельности: Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, результаты оформляют в виде сообщений, докладов и т.д.); Ролево-игровые (с элементами творческих игр, театрализации и т.п.); Информационно-ориентированные (дети собирают и реализуют информацию); Практико-творческо-ориентированные (урок или его фрагмент, внеклассное мероприятие и т.д.) [1]. Проектная деятельность учащихся может осуществляться индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (части урока, одного урока, нескольких уроков четверти и т.п.). В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: 1. Выбор темы. Учащиеся выбирают тему из предложенных учителем. 2. Сбор информации. Учащиеся собирают информацию по выбранной теме, обращаясь к различным источникам информации. Учитель направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации. 3. Выбор проектов. После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. 4. Реализация проектов. Учащиеся готовят выбранные проекты в классе или дома. 5. Презентации. После завершения работы над проектом учащиеся рассказывают о своей работе одноклассникам и учителю, показывают то, что у них получилось. Благодаря применению метода проектной деятельности ученики начинают активно применять свои знания на практике. Школьник, принимающий участие в проектной деятельности, учится анализировать, сравнивать, систематизировать, иллюстрировать и самостоятельно добывать знания, что повышает мотивацию его учебной деятельности. В первом классе при изучении чисел первого десятка целесообразно предложить учащимся выполнить проект на тему «Числа в загадках, пословицах и поговорках». Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин. Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках. Этот материал можно использовать в начальной школе для развития интереса учащихся к математике. Ведь главное заинтересовать детей, предоставить им возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта, нужно обязательно учитывать то, что материал должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы, а также то, что необходимо продумать эффективное завершение проекта. Конечным продуктом проекта «Числа в загадках, пословицах и поговорках» будет журнал, в котором будут собраны загадки, пословицы и поговорки, найденные детьми в их исследовательской деятельности. Данный проект относится к типу: • краткосрочный (1 неделя); • коллективный. При работе с детьми каждое дело, любое начинание имеет свои цели. В реализации проекта «Числа в загадках, пословицах и поговорках» ставятся следующие цели: • Изучение загадок, пословиц и поговорок, в которых встречаются числа. • Развитие логического мышления, кругозора, устной и письменной речи, творческих способностей учащихся; • Формирование наблюдательности и внимания, умения преподнести информацию; • Поддержание тесного контакта с родителями с целью расширения кругозора учащихся; • Активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность. Работа над проектом происходит в 3 этапа: 1 этап. Подготовительный. На данном этапе учитель мотивирует детей на участие в проекте, включает учащихся в технологию деятельности. Необходимо обсудить с родителями вопросы, связанные с подготовкой и реализацией проекта, а также подготовить необходимую художественную литературу по теме проекта и познакомить учащихся с ней. 2 этап. Сбор и систематизация информации. На этом этапе происходит формирование интереса к исследовательской деятельности, знакомство с разными способами сбора и систематизации информации. Дети под руководством учителя знакомятся с дополнительной литературой и энциклопедиями, в которых есть необходимый материал. Распределяют между собой цифры, про которые будут писать. Каждый ученик делает свой альбом, роль которого будет исполнять папка с файлами, куда собирается весь материал. Дома, при помощи родителей, ученики оформляют свои работы. 3 этап. Презентация проектов. Это будет завершающим этапом работы. Итогом деятельности является представление и оценка результатов труда всех учащихся в работе над журналом, в котором собрана информация о числах. Презентацию можно провести в классе в присутствии родителей. Необходимо дать возможность учащимся рассказать о своей работе, показать то, что получилось, получить поддержку и похвалу. В начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя — организовать учебный процесс так, чтобы общеучебные умения и навыки стали основой для получения знаний. А для этого нужно использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочное время. Работа по выполнению проектов мотивирует детей на активную самостоятельную деятельность, способствует упражнению детей в составлении инструкции выполнения задания и их применении. [4; с.176] Список литературы 1. Горячев, А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ – 2004. – №5. – С. 3-8. 2. Игошина, Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2014. – №1. – С.68-72. 3. Хуторской, А.В. Современная дидактика: уч. для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. 4. Черкасова, А.М. Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников: дис… канд. пед. наук / А.М. Черкасова.– Орел, 2014. – 245 с. |