СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме "Сочинение по картине "Утро в сосновом лесу" И.И. Шишкина

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях,  проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.
  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.
  4. Словарь синонимов.

Тема  «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу»  Ивана Ивановича  Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль  картины.
  1. Учить  собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь  посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, примен

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Сочинение по картине "Утро в сосновом лесу" И.И. Шишкина»

Мастер-класс

Тема «Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Ивановича Шишкина.

Цель: создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся  через анализ  стихотворений С. Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.

  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль картины.

  1. Учить собирать рабочие материалы к сочинению по картине.

  2. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.

  2. Развивать речь посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.

  3. Обогащать активный и пассивный словарь.

  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы

Личностные:  оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.

  2. Репродукция картин И.И. Шишкина.

  3. Аудиозапись «Звуки леса», «Утро» Григ.

  4. Словарь синонимов.



Структура занятия:

  1. Орг. момент.

  2. Постановка цели.

  3. Рассказ о художнике.

  1. Беседа по картине.

  2. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

  3. Составление плана.

  4. Знакомство с примером сочинения.

  5. Работа над текстом сочинения.

Ход занятия

Содержание урока

Дидактический комментарий и обоснование.

I. Орг. момент.

-Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение по картине. Какой, узнаете чуть позже. Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления.


Взаимное приветствие. Осуществляется психолого-педагогическая подготовка учащегося к работе по подготовке и написанию сочинения по картине, переключение внимания на учебную деятельность; готовлю школьника к активной работе на уроке, воспитываю навыки культуры поведения.

II. Вступительное слово учителя.

III. Рассказ о художнике.

-Для этого мы совершим заочную экскурсию в картинную галерею. (Демонстрация картин И.И. Шишкина.) Знакомы ли вам эти картины?

Произведения творчества какого автора вы видите перед собой? (Шишкина И.И.)

(Демонстрация портрета И.И. Шишкина.)

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – один из крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. Всем своим творчеством он прославлял красоту, мощь и богатство родной природы. И. И. Шишкин говорил: «Россия – страна пейзажей».

- Что мы называем пейзажем? Большинство полотен И.И. Шишкина посвящено (чему?) русскому лесу. Русский лес изображён во многих картинах Шишкина. Город Елабуга, где родился и вырос художник, был окружён непроходимыми дремучими лесами, и впечатления детских лет привели его в конце концов к пейзажной живописи. Особенно любил Шишкин сосны. Они изображены во многих его картинах. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной», «Корабельная роща» и многие другие.
-Какая картина вам больше всего понравилась и почему?
- Особой популярностью пользуется репродукция картины «Утро в сосновом лесу», созданная в 1889 году. (Демонстрация репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».)

Уч-ся рассматривают картины И.И. Шишкина.

Сосредотачиваю внимание ученика, настраиваю на серьезное отношение к работе, активизирую мышление.
Школьник должен четко представить себе результат своей деятельности, то к чему он должен стремиться в процессе урока.
Повышение познавательного интереса.
Постанова проблемной ситуации.

Ученик рассматривает портрет, слушает рассказ о художнике.

Воспитываю поведение внимательного слушания.

Помогаю сосредоточить внимание на определенной теме.

Подготавливаю к восприятию картины.

IV. Беседа по картине.

- Рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов. (Присутствующие рассматривают картину на слайде под музыку Э.Грига.)

–Какое впечатление произвела на вас эта картина? - Какие чувства вызывает у вас эта репродукция картины? (Чувство бодрости, радости и в то же время спокойствия, прилив творческих сил).


– Почему она так названа?

– Что отражено в названии – тема или основная мысль автора?

-Что вы видите на ней?

- Какое время года изображено?

/Да, художник выбрал именно лето, когда лес бывает сочно-зелёным, пышным, густым/

- Какое время суток показано на картине? Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине? (Небо покрыто нежными розовыми облаками.. Солнце освещает только верхушки сосен, пытаясь проникнуть вглубь леса. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага. Воздух чист и свеж. Бодрит утренняя прохлада. заряжает воздух свежим лесным ароматом хвои; первые утренние посетители – медведи/

- Что изображено на центральном плане картины?

– Сколько всего медведей на картине И. Шишкина?
– Что они делают? Чем заняты?

- Давайте посмотрим, где играют медвежата.

-Вы можете предположить, как чувствуют себя медвежата?

– Что вы знаете про этих зверей? Про их характер, повадки? Как они выглядят?
– Одинаковы ли медвежата?
– Как выглядит взрослая медведица, мать малышей? А их мать- медведица так же беззаботна, как её детки?

(Медвежата играют на старой сосне, сломанной бурей, ствол расщеплён, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор.)

- А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? (Только здесь медвежата могут играть беззаботно: их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)
В центре картины Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу" видим четырёх медведей: маму-медведицу и трёх медвежат. Они резво играют в сосновом лесу под наблюдением мамы. Двое медвежат залезли на поваленное дерево и смотрят сверху на медведицу, а третий медвежонок устремил с задумчивостью свой взгляд в туманную даль леса.)

-А что же мы видим вокруг? Каким художник показывает нам лес? ( Видно, что лес старый, верхушки высоких сосен устремлены в лазурно-голубое небо. Много поваленных деревьев, трухлявые стволы, кажется, вот-вот сломаются, но нет, они твёрдо стоят. В лесу мрачно, но лучи солнца пробиваются сквозь сосны.)

-Прочитайте описание соснового леса у Соколова-Микитова на карточке №2.

- Как и литературное произведение, картина обладает определенной композицией.
Композиция картины – это тоже построение, соотношение и взаимное расположение частей, фигур на картине художника.
– Создавая целостный и ясный пейзажный образ художник использует всю систему цветовых отношений?

- Какие цвета преобладают в картине?

(Картина написана тёмными оттенками красок. Фигурируют больше всего зелёный цвет, но есть и оттенки тёплых цветов… В лесу мрачно, но лучи солнца пробиваются сквозь сосны..)

-Какова же главная мысль произведения?

(Показать красоту родной природы, торжества жизни, любовь к Родине. )

Подключаю зрительное восприятие, воздействую на чувства ученика яркими запоминающимися образами.
Формирую индивидуальное понимание художественного образа.
Связь русского языка с изобразительным искусством.
Интегрированный метод.
Способствую развитию мышления.
Углубляю первоначальное восприятие картин.
Метод наблюдения.
Культурологический подход.

Связь с национальной культурой.
Связь с жизненным опытом.

Стимулирую творческое воображение, готовлю к созданию самостоятельного речевого высказывания.
Игровой метод.
Постановка проблемной ситуации. Развиваю диалогическую речь учащегося.
Познавательно-творческий метод. Моделирование речевой ситуации.

Заинтересовываю школьника, повышаю активность. Хвалю за правильные ответы.
Развиваю наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
Интегрированный метод.
Активизирую работу, повышаю творческую активность.
Развиваю наблюдательность.
Постановка проблемной ситуации.
Совместная работа учителя и ученика. Организую словарно-стилистическую работу, помогаю школьнику в отборе необходимых слов.
Устанавливаю творческую атмосферу.

V. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.


Давайте вспомним, что такое синонимы?
– Подберите синонимы к словам: картина, художник, лес, лесная глушь, сосны, медвежата.

– Очень важно при написании сочинения соблюдать единый временной план описания.
Представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом, употребляя глаголы настоящего времени. Можно использовать и предложения без глаголов. Например: Ранее летнее утро. Свежо в лесу. И т.д.
– Повторим орфографические правила.
Вспомним, как пишутся следующие слова:
растут, стелется, поднимается, темно-коричневые, медвежонок, будто замер, будто бы замирает, как будто чувствуют, сломанная сосна,
в безопасности, вглядывается, из-под, выковыривает, заботливая.
Ранн.. летн.. утро. Солнечные лучи з.л.тят верхушки могучих сосен. Раскидистые ветки (не)пропускают свет в ч.щу. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Со.нце еще не взошло, но уже все пр.будилось.

- Назовите пропущенные орфограммы.

Организую лексическую работу.
Проверяю умение ученика работать со словарем синонимов.

Расширяю лексический запас школьника.
Акцентирую внимание на отбор наиболее точных и ярких языковых выразительных средств, не нарушая целостное художественное восприятие картины.
Заинтересовываю, прививаю любовь к русскому языку.

Организую орфографическую работу.
Обращаю внимание на запись на доске, оформленную до урока. Школьник объясняет правописание слов на изученные правила, после чего правая колонка записи закрывается. Затем читаются слова во второй колонке; эта запись сохраняется до конца работы над сочинением и выполняет роль справочника.
Развиваю орфографическую зоркость ученика.

VI. Составление плана.

– Сегодня вам предстоит описать картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но для этого нам нужно составить план. Любое сочинение, любая письменная работа всегда начинается с так называемого введения – подхода к теме. В данном случае – при описании картины мы тоже должны каким-то образом подойти к описанию.
– С чего же мы можем начать наше сочинение?
– Вариантов начала сочинения – множество: например: «Я люблю русский лес, и мне очень нравится картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Вот она передо мной…».Или начать писать со вступительного слова о художнике.
После введения всегда идет основная часть, в которой непосредственно описывается картина.
– С чего же начать?
– О каких элементах, составляющих композицию картины, мы должны обязательно сказать в своем сочинении (Описание леса)
– После описания леса мы должны перейти к описанию главных героев картины – медвежатам. Подумайте, как можно назвать этот пункт плана?
– Но кроме медвежат на картине изображена и медведица-мать, о ней тоже следует упомянуть в своей работе. О чем бы вы сказали при ее описании?
– В каждом сочинении есть и заключительная часть. В ней вы сможете высказать свое мнение об этой картине, объяснить, почему вам понравилась или не понравилась эта картина, что более всего запомнилось, привлекло внимание.
Коллективная работа по плану сочинения.

- Возьмите карточку с планом сочинения, который поможет вам описать картину.

1) Художник и его картина.

- Итак, о чем будем писать в первой части?

- Вам помогут опорные слова: Замечательный ру.?кий

Великолепные образы р.дной природы

Показал жизнь

Учащиеся зачитывает опорные слова, помещенные на доске.

- Составим по опорным словам предложения.

Замечательный русский художник-пейзажист И.И.Шишкин создавал великолепные образы родной природы. В своей картине «Утро в сосновом лесу» показал нам жизнь русского леса.

- Решите орфографические задачи.

2) Лесная глушь.

- О чем будем писать во второй части сочинения?

- Составьте предложения по опорным словам о том, что мы видим на картине. (Приложение)

3) Мохнатая семейка.

- Кто же внес оживление в картину, наполнил ее звуками?

- О ком будет третья часть сочинения?

- Прочитайте опорные слова:

В центре картины

Кувыркаются

Два неугомонных, косолапых

Всматривается вдаль

Мать-медведица

Оскалила зубы

Рычит

- Составьте предложения.

( В центре картины видим медвежат. На поваленном дереве кувыркаются два неугомонных, косолапых медвежонка. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль. Мать-медведица внимательно следит за своими шалунами, оскалила зубы и рычит, предупреждая детей, чтоб не шалили зря.)

4) Мое отношение к картине.

- О чем напишем в заключительной части? (О моем отношении к картине)

Опорные слова: Ощущаю аромат со/асновой коры и хвои

Го/алоса птиц

Рев/ф медвежат

Прелесть лес?ного утра

(Смотрю на картину и ощущаю аромат сосновой коры и хвои, слышу голоса птиц и рев медвежат. Художник показал прелесть лесного утра. )

-Объясните выбор букв.
План: (примеры)

I.Вступление.

II.Основная часть.
1. Раннее летнее утро.
2. Вековые сосны и молодая поросль.
3. Сломанная бурей сосна.
4. Забавные медвежата.
5. Заботливая и строгая мать.

III. Заключение.
Мое отношение к картине.


План.

- Утро.

- Утро в сосновом бору.

- Начало нового дня.

- Лесная глушь.

- Глухомань.

- Глушь.

- Мохнатая семейка.

- Медведи.

- Забавные медвежата.

- Моё отношение к картине.

Приучаю к последовательности в изложении мысли.
Подготавливаю к составлению собственного речевого высказывания, вырабатываю умение планировать свое высказывание.



Совместная работа учителя и ученика.

VII. Знакомство с примером сочинения по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

– Послушайте примеры сочинений по картине «Утро в сосновом лесу». Оно поможет вам написать собственное сочинение, предупредить возможные ошибки.
(Чтение сочинения)


Способствую более полному восприятию и пониманию произведения живописи.
Усиливаю эмоциональное восприятие текстом и помогаю глубже понять содержание картины.
Воспитываю поведение внимательного слушания.
Стимулирую творческий поиск.
Оказываю помощь при создании текста и его редактирование.

VIII. Работа над текстом сочинения. Редактирование.

– Воспользовавшись рабочими материалами и составленным на уроке планом, напишите сочинение-описание с элементами повествования по данной картине.

1V. Самостоятельная работа над текстом сочинения. (памятки)

VI. Итог урока

- С творчеством какого художника познакомились на уроке?

- Какую картину учились описывать?

- Какое впечатление она на вас произвела?

Домашнее задание: редактировать текст сочинения.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя