Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: «Способы и приемы решения логических задач на уроках математики в начальной школе»»
Что у ребёнка хорошо развито?
Мастер – класс
«Способы и приемы решения логических задач на уроках математики в начальной школе»
Подготовили:
учитель высшей квалификационной категории Никитина Оксана Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории Богучарская Ольга Ивановна .
Цели мастер-класса:
1. Познакомить учителей начальных классов
со способами развития логического мышления младших школьников через решение нестандартных математических заданий разными способами.
2. Познакомить с некоторыми методами решения нестандартных задач.
внимание
фантазия
образное
и понятийное
мышление
7-10 лет
виды
памяти
воображение
Виды логических задач
- задачи на установление соответствий между элементами различных множеств;
- комбинаторные задачи;
- задачи на упорядочивание элементов множества;
- задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений;
- задачи на активный перебор вариантов отношений.
Классификация логических задач
- по содержанию мыслительной операции, задействованной в процессе решения (это задачи на: аналогию; сравнение; умозаключение, классификацию; анализ и синтез; абстрагирование; обобщение);
- по характеру требований (нахождение искомого, построение или преобразование, отыскание процесса);
- по приемам, задействованным в процессе решения (с помощью рассуждений, таблиц, графов, блок-схем, и др.)
При решении логических задач преследуются следующие цели:
- формирование и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
- развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
- поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности;
- развитие качеств творческой личности (познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, усидчивость);
- подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта)
Способы решения логических задач
- способ рассуждений;
- способ составления таблиц;
- способ построения графов;
- способ бильярда;
- способ кругов Эйлера
Василисе Прекрасной, Василисе Премудрой и Василисе Микулишне слуги приготовили платья. Василисе Прекрасной - не синее и не красное. Василисе Премудрой - не синее и не желтое. Василисе Микулишне - не желтое и не красное. Какое платье у каждой из Василис?
Василисе Прекрасной, Василисе Премудрой и Василисе Микулишне слуги приготовили платья. Василисе Прекрасной - не синее и не красное. Василисе Премудрой - не синее и не желтое. Василисе Микулишне - не желтое и не красное. Какое платье у каждой из Василис?
синее
Прекрасная
Премудрая
красное
Микулишна
желтое
+
-
-
-
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Желтая рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка?
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Желтая рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка?
Магические квадраты
Первые подобные таблицы использовались ещё в Древней Греции и Китае. Это подтверждено археологическими находками. Арабы называли квадраты магическими, так как верили, что они обладают волшебными свойствами и могут защитить от многих напастей.
27
15
1
8
7
5
3
Как же научить детей
самостоятельно составлять магический квадрат.
Расположите числа от 1 до 9 так, чтобы по вертикали, горизонтали
и диагонали была одна и та же сумма.
1
2
3
5
6
4
9
7
8
(1+2+3+4+5+6+7+8+9) : 3 = 15
15 : 3 = 5
Как же научить детей
самостоятельно составлять магический квадрат.
Расположите числа 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 так, чтобы по вертикали,
горизонтали и диагонали была одна и та же сумма.
33
5
13
17
9
25
1
29
21
(1+5+9+13+17+21+25+29+33) : 3 = 51
51 : 3 = 17
Как же научить детей
самостоятельно составлять магический квадрат.
+7
2
90
9
23
16
30
44
37
51
58
1+ 2+ 3 + 4 = 10 (треугольников)
1
2
3
4
Сколько треугольников изображено на рисунке?
Давайте потренируемся!
.
1х1 = 1
2х2 = 4
3х3 = 9
4х2 = 8
5х1 = 5
.
.
27 т.
.
.
.
1+4+9+8+5 = 27
.
.
.
Школа должна учить мыслить.
не мое
трудно
нужен совет
любопытно
могу дать совет
совершенствую
на практике
не применяю
ТЕМА
применяю