СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме: «Способы и приемы решения логических задач на уроках математики в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пользователи мастер-класса получат возможность ознакомиться с предлагаемыми способами работы по развитию логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: «Способы и приемы решения логических задач на уроках математики в начальной школе»»

Что у ребёнка хорошо развито?

Что у ребёнка хорошо развито?

Мастер – класс «Способы и приемы решения логических задач на уроках математики в начальной школе» Подготовили: учитель высшей квалификационной категории Никитина Оксана Владимировна, учитель высшей квалификационной категории Богучарская Ольга Ивановна .

Мастер – класс

«Способы и приемы решения логических задач на уроках математики в начальной школе»

Подготовили:

учитель высшей квалификационной категории Никитина Оксана Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории Богучарская Ольга Ивановна .

Цели мастер-класса: 1. Познакомить учителей начальных классов со способами развития логического мышления младших школьников через решение нестандартных математических заданий разными способами. 2. Познакомить с некоторыми методами решения нестандартных задач.

Цели мастер-класса:

1. Познакомить учителей начальных классов

со способами развития логического мышления младших школьников через решение нестандартных математических заданий разными способами.

2. Познакомить с некоторыми методами решения нестандартных задач.

внимание фантазия образное и понятийное мышление 7-10 лет виды памяти воображение

внимание

фантазия

образное

и понятийное

мышление

7-10 лет

виды

памяти

воображение

Виды логических задач задачи на установление соответствий между элементами различных множеств; комбинаторные задачи; задачи на упорядочивание элементов множества; задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений;  задачи на активный перебор вариантов отношений.

Виды логических задач

  • задачи на установление соответствий между элементами различных множеств;
  • комбинаторные задачи;
  • задачи на упорядочивание элементов множества;
  • задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений;
  • задачи на активный перебор вариантов отношений.
Классификация логических задач по содержанию мыслительной операции, задействованной в процессе решения (это задачи на: аналогию; сравнение; умозаключение, классификацию; анализ и синтез; абстрагирование; обобщение); по характеру требований (нахождение искомого, построение или преобразование, отыскание процесса); по приемам, задействованным в процессе решения (с помощью рассуждений, таблиц, графов, блок-схем, и др.)

Классификация логических задач

  • по содержанию мыслительной операции, задействованной в процессе решения (это задачи на: аналогию; сравнение; умозаключение, классификацию; анализ и синтез; абстрагирование; обобщение);
  • по характеру требований (нахождение искомого, построение или преобразование, отыскание процесса);
  • по приемам, задействованным в процессе решения (с помощью рассуждений, таблиц, графов, блок-схем, и др.)
При решении логических задач преследуются следующие цели: формирование и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;  развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности; поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности; развитие качеств творческой личности (познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, усидчивость); подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта)

При решении логических задач преследуются следующие цели:

  • формирование и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
  • развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
  • поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности;
  • развитие качеств творческой личности (познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, усидчивость);
  • подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта)
Способы решения логических задач способ рассуждений; способ составления таблиц; способ построения графов; способ бильярда; способ кругов Эйлера

Способы решения логических задач

  • способ рассуждений;
  • способ составления таблиц;
  • способ построения графов;
  • способ бильярда;
  • способ кругов Эйлера
Василисе Прекрасной, Василисе Премудрой и Василисе Микулишне слуги приготовили платья. Василисе Прекрасной - не синее и не красное. Василисе Премудрой - не синее и не желтое. Василисе Микулишне - не желтое и не красное. Какое платье у каждой из Василис?

Василисе Прекрасной, Василисе Премудрой и Василисе Микулишне слуги приготовили платья. Василисе Прекрасной - не синее и не красное. Василисе Премудрой - не синее и не желтое. Василисе Микулишне - не желтое и не красное. Какое платье у каждой из Василис?

Василисе Прекрасной, Василисе Премудрой и Василисе Микулишне слуги приготовили платья. Василисе Прекрасной - не синее и не красное. Василисе Премудрой - не синее и не желтое. Василисе Микулишне - не желтое и не красное. Какое платье у каждой из Василис?   синее Прекрасная Премудрая красное   Микулишна желтое         + - -  -

Василисе Прекрасной, Василисе Премудрой и Василисе Микулишне слуги приготовили платья. Василисе Прекрасной - не синее и не красное. Василисе Премудрой - не синее и не желтое. Василисе Микулишне - не желтое и не красное. Какое платье у каждой из Василис?

 

синее

Прекрасная

Премудрая

красное

Микулишна

желтое

 

 

+

-

-

-

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Желтая рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка?

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Желтая рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка?

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Желтая рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка?

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Желтая рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка?

Магические квадраты Первые подобные таблицы использовались ещё в Древней Греции и Китае. Это подтверждено археологическими находками. Арабы называли квадраты магическими, так как верили, что они обладают волшебными свойствами и могут защитить от многих напастей.

Магические квадраты

Первые подобные таблицы использовались ещё в Древней Греции и Китае. Это подтверждено археологическими находками. Арабы называли квадраты магическими, так как верили, что они обладают волшебными свойствами и могут защитить от многих напастей.

27 15 1 8 7 5 3

27

15

1

8

7

5

3

Как же научить детей самостоятельно составлять магический квадрат. Расположите числа от 1 до 9 так, чтобы по вертикали, горизонтали и диагонали была одна и та же сумма. 1  2 3                   5 6 4 9 7 8 (1+2+3+4+5+6+7+8+9) : 3 = 15 15 : 3 = 5

Как же научить детей

самостоятельно составлять магический квадрат.

Расположите числа от 1 до 9 так, чтобы по вертикали, горизонтали

и диагонали была одна и та же сумма.

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

4

9

7

8

(1+2+3+4+5+6+7+8+9) : 3 = 15

15 : 3 = 5

Как же научить детей самостоятельно составлять магический квадрат. Расположите числа 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 так, чтобы по вертикали, горизонтали и диагонали была одна и та же сумма.  33 5 13                   17 9 25 1 29 21 (1+5+9+13+17+21+25+29+33) : 3 = 51 51 : 3 = 17

Как же научить детей

самостоятельно составлять магический квадрат.

Расположите числа 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 так, чтобы по вертикали,

горизонтали и диагонали была одна и та же сумма.

33

5

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

9

25

1

29

21

(1+5+9+13+17+21+25+29+33) : 3 = 51

51 : 3 = 17

Как же научить детей самостоятельно составлять магический квадрат. +7 2                                         90 9 23 16 30 44 37 51 58

Как же научить детей

самостоятельно составлять магический квадрат.

+7

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

90

9

23

16

30

44

37

51

58

1+ 2+ 3 + 4 = 10 (треугольников)  1 2 3 4

1+ 2+ 3 + 4 = 10 (треугольников)

1

2

3

4

 Сколько треугольников изображено на рисунке?

Сколько треугольников изображено на рисунке?

Давайте потренируемся!  . 1х1 = 1 2х2 = 4 3х3 = 9 4х2 = 8 5х1 = 5 . . 27 т. . . . 1+4+9+8+5 = 27 . . .

Давайте потренируемся!

.

1х1 = 1

2х2 = 4

3х3 = 9

4х2 = 8

5х1 = 5

.

.

27 т.

.

.

.

1+4+9+8+5 = 27

.

.

.

 Школа должна учить мыслить.

Школа должна учить мыслить.

не мое трудно нужен совет любопытно могу дать совет совершенствую  на практике    не применяю ТЕМА применяю

не мое

трудно

нужен совет

любопытно

могу дать совет

совершенствую

на практике

не применяю

ТЕМА

применяю