СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс по теме: «Технология проблемного диалога» , презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс                  по теме: «Технология проблемного диалога» , презентация.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс по теме: «Технология проблемного диалога» , презентация.»

 Автор: учитель начальных классов  МБОУ «Гимназия № 3 г. Горно- Алтайска»  Михайлова Анна Владимировна.

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 3 г. Горно- Алтайска»

Михайлова Анна Владимировна.

Сущность проблемного обучения   «Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании и разрешении ими этих ситуаций при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством преподавателя». Т.В.Кудрявцев

Сущность проблемного обучения

«Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании и разрешении ими этих ситуаций при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством преподавателя».

Т.В.Кудрявцев

Характерные признаки проблемного обучения: актуализация изученного материала ; создание проблемной ситуации ; постановка учебной проблемы ; построении проблемной задачи, поиск и решение проблемы (формулирование, доказательство, гипотезы, анализ подходов, обобщение) ; проверка решения проблемы ;  исследование ;  анализ результатов поиска .

Характерные признаки проблемного обучения:

  • актуализация изученного материала ;
  • создание проблемной ситуации ;
  • постановка учебной проблемы ;
  • построении проблемной задачи, поиск и решение проблемы (формулирование, доказательство, гипотезы, анализ подходов, обобщение) ;
  • проверка решения проблемы ;
  • исследование ;
  • анализ результатов поиска .
Место проблемного обучения На любом предметном содержании  На любом возрастном этапе

Место проблемного обучения

На любом предметном содержании

На любом возрастном этапе

Методы проблемного обучения

Исследовательский метод

Проблемного изложения

Основные этапы исследовательского

процесса: выявление неизвестных фактов,

подлежащих исследованию; уточнение и

формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования;

осуществление исследовательского плана,

исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Отличие исследовательского метода:

Учебная проблема не является новой

истиной.

Стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию. 

Учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем.

проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода.

Эвристическая беседа

Степень проблемности проявляется по-разному: цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям учеников; «называние» темы , постановка проблемы, которую дети решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ход и результаты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу.

 Деятельность учителя и учащихся в  условиях проблемного метода обучения  Деятельность учителя : Деятельность  ученика :  создает проблемную ситуацию организует размышление над проблемой и ее формулировкой организует поиск гипотезы организует проверку гипотезы организует обобщение результатов и применение полученных знаний  осознают противоречия формируют проблему выдвигают гипотезы, объясняющие явления проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач анализируют результаты, делают выводы. применяют полученные  знания

Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного метода обучения

Деятельность учителя :

Деятельность ученика :

  • создает проблемную ситуацию
  • организует размышление над проблемой и ее формулировкой
  • организует поиск гипотезы
  • организует проверку гипотезы
  • организует обобщение результатов и применение полученных знаний
  • осознают противоречия
  • формируют проблему
  • выдвигают гипотезы, объясняющие явления
  • проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
  • анализируют результаты, делают выводы.
  • применяют полученные

знания

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему способом действия. Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему способом действия.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Этапы работы в технологии проблемного диалога :  побуждающий от проблемной ситуации диалог;  подводящий к теме диалог;  сообщение темы с мотивирующим приемом.

Этапы работы в технологии проблемного диалога :

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.
 Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:   1) Создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением» .  2) Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации.  3) Побуждения к формулированию учебной проблемы.  4) Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.    Побуждающий диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) Создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением» . 2) Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации. 3) Побуждения к формулированию учебной проблемы. 4) Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждающий диалог

Подводящий диалог   Представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.  На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Подводящий диалог

Представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

 Сообщение темы с мотивирующим приемом  Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы ребусы, сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, мультфильмы и т.д. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы ребусы, сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, мультфильмы и т.д.

Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

 Опорные слова:   весы, длина, сантиметр, объем, линейка, масса, килограмм  – Разбейте слова на две группы. (Работа группами) – Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе?

Опорные слова:

весы, длина, сантиметр, объем, линейка, масса, килограмм

– Разбейте слова на две группы. (Работа группами)

– Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе?

- Запишите этот текст, используя слова:

- Запишите этот текст, используя слова:

 Как обращаться с книгой.  Книгу нужно содержать в чистоте.  Нельзя книгу перегибать. Лист нужно  переворачивать за верхний край.  Нельзя вырывать листы из книги,  писать на ней.

Как обращаться с книгой.

Книгу нужно содержать в чистоте.

Нельзя книгу перегибать. Лист нужно

переворачивать за верхний край.

Нельзя вырывать листы из книги,

писать на ней.

- Составьте гипотезу (высказывание),  используя связки: если…, то… ; так как…, то…; если бы…, то….

- Составьте гипотезу (высказывание),

используя связки:

если…, то… ;

так как…, то…;

если бы…, то….

№ Форма Содержание Одно слово – существительное. Имя объекта Два слова – прилагательное. Три слова – глаголы. Свойства объекта Возможности объекта (активные и пассивные действия) Четыре слова (два словосочетания или предложение) Ваше личное отношение к объекту Одно слово-синоним Вывод, заключение

Форма

Содержание

Одно слово – существительное.

Имя объекта

Два слова – прилагательное.

Три слова – глаголы.

Свойства объекта

Возможности объекта (активные и пассивные действия)

Четыре слова (два словосочетания или предложение)

Ваше личное отношение к объекту

Одно слово-синоним

Вывод, заключение

Сообщение темы мотивирующим приёмом «яркое пятно»  Ш ,      ,,, ия  Шотландия

Сообщение темы мотивирующим приёмом «яркое пятно»

Ш , ,,, ия

Шотландия

Угадайте произведение Его придумал Шарль Перро. Есть шпага, шляпа и усы. На шляпе у него перо, Усы невиданной красы. Одет в роскошнейший кафтан, Прошёл он тысячи дорог. Да, он известный «хитрован», И великана слопать смог. Он оказался очень крут. Скажи мне: как его зовут? Шарль Перро

Угадайте произведение

Его придумал Шарль Перро.

Есть шпага, шляпа и усы.

На шляпе у него перо,

Усы невиданной красы.

Одет в роскошнейший кафтан,

Прошёл он тысячи дорог.

Да, он известный «хитрован»,

И великана слопать смог.

Он оказался очень крут.

Скажи мне: как его зовут?

Шарль Перро

  Проблемное обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.  Спецификой такого типа обучения является то, что он обеспечивает усвоения не только новых знаний, но и новых способов умственных действий, а также формирование познавательной потребности, мотивов учения.

Проблемное обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.

Спецификой такого типа обучения является то, что он обеспечивает усвоения не только новых знаний, но и новых способов умственных действий, а также формирование познавательной потребности, мотивов учения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!