Автор: учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 3 г. Горно- Алтайска»
Михайлова Анна Владимировна.
Сущность проблемного обучения
«Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании и разрешении ими этих ситуаций при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством преподавателя».
Т.В.Кудрявцев
Характерные признаки проблемного обучения:
- актуализация изученного материала ;
- создание проблемной ситуации ;
- постановка учебной проблемы ;
- построении проблемной задачи, поиск и решение проблемы (формулирование, доказательство, гипотезы, анализ подходов, обобщение) ;
- проверка решения проблемы ;
- исследование ;
- анализ результатов поиска .
Место проблемного обучения
На любом предметном содержании
На любом возрастном этапе
Методы проблемного обучения
Исследовательский метод
Проблемного изложения
Основные этапы исследовательского
процесса: выявление неизвестных фактов,
подлежащих исследованию; уточнение и
формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования;
осуществление исследовательского плана,
исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.
Отличие исследовательского метода:
Учебная проблема не является новой
истиной.
Стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию.
Учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем.
проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода.
Эвристическая беседа
Степень проблемности проявляется по-разному: цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям учеников; «называние» темы , постановка проблемы, которую дети решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ход и результаты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу.
Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного метода обучения
Деятельность учителя :
Деятельность ученика :
- создает проблемную ситуацию
- организует размышление над проблемой и ее формулировкой
- организует поиск гипотезы
- организует проверку гипотезы
- организует обобщение результатов и применение полученных знаний
- осознают противоречия
- формируют проблему
- выдвигают гипотезы, объясняющие явления
- проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
- анализируют результаты, делают выводы.
- применяют полученные
знания
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему способом действия.
Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Этапы работы в технологии проблемного диалога :
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приемом.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) Создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением» . 2) Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации. 3) Побуждения к формулированию учебной проблемы. 4) Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Побуждающий диалог
Подводящий диалог
Представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы ребусы, сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, мультфильмы и т.д.
Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Опорные слова:
весы, длина, сантиметр, объем, линейка, масса, килограмм
– Разбейте слова на две группы. (Работа группами)
– Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе?
- Запишите этот текст, используя слова:
Как обращаться с книгой.
Книгу нужно содержать в чистоте.
Нельзя книгу перегибать. Лист нужно
переворачивать за верхний край.
Нельзя вырывать листы из книги,
писать на ней.
- Составьте гипотезу (высказывание),
используя связки:
если…, то… ;
так как…, то…;
если бы…, то….
№
Форма
Содержание
Одно слово – существительное.
Имя объекта
Два слова – прилагательное.
Три слова – глаголы.
Свойства объекта
Возможности объекта (активные и пассивные действия)
Четыре слова (два словосочетания или предложение)
Ваше личное отношение к объекту
Одно слово-синоним
Вывод, заключение
Сообщение темы мотивирующим приёмом «яркое пятно»
Ш , ,,, ия
Шотландия
Угадайте произведение
Его придумал Шарль Перро.
Есть шпага, шляпа и усы.
На шляпе у него перо,
Усы невиданной красы.
Одет в роскошнейший кафтан,
Прошёл он тысячи дорог.
Да, он известный «хитрован»,
И великана слопать смог.
Он оказался очень крут.
Скажи мне: как его зовут?
Шарль Перро
Проблемное обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.
Спецификой такого типа обучения является то, что он обеспечивает усвоения не только новых знаний, но и новых способов умственных действий, а также формирование познавательной потребности, мотивов учения.