СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме: "Умение работать с текстом - как шаг к успешному выполнению комплексных контрольных работ учениками специальных (коррекционных) школ VIII вида."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики специальных (коррекционных) школ VIII вида испытывают трудности в понимании, анализе и пересказе текста. Это мешает им выполнять комплексные задания, особенно при проверочных и итоговых работах. Данная публикация показывает и обучает педагогов формированию базовых навыков смыслового чтения , как  важнейшего условия успешного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: "Умение работать с текстом - как шаг к успешному выполнению комплексных контрольных работ учениками специальных (коррекционных) школ VIII вида."»

Мастер-класс на тему : «Умение работать с текстом – как шаг к успешному выполнению комплексных контрольных работ учениками специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Цель:

Формирование у педагогов представления о приёмах и методах работы с текстами, способствующих успешному усвоению учебного материала учениками с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

- Познакомить с методами формирования навыков смыслового чтения.

- Показать способы адаптации текстов для детей с ОВЗ.

- Развить умения применять приёмы работы с текстом в разных видах деятельности.

- Повысить мотивацию педагогов к применению новых методик в практике.

Актуальность:

Ученики специальных (коррекционных) школ VIII вида испытывают трудности в понимании, анализе и пересказе текста. Это мешает им выполнять комплексные задания, особенно при проверочных и итоговых работах. Формирование базовых навыков смыслового чтения — важнейшее условие успешного обучения.

Целевая аудитория:

Педагоги специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Методическое обоснование:

Работа с текстом у учащихся с интеллектуальными нарушениями требует системного, поэтапного подхода, включающего:

- упрощение лексики;

- использование опорных схем и иллюстраций;

- работу по вопросам;

- визуализацию сюжета;

- многократное повторение.

Ход мастер-класса:

  1. Вводная часть.

А) приветствие и сообщение темы мастер-класса.

Здравствуйте, коллеги!

Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе на тему: «Умение работать с текстом – как шаг к успешному выполнению комплексных контрольных работ учениками специальных (коррекционных) школ VIII вида». Сегодня мы поговорим о том, как помочь нашим ученикам с интеллектуальными нарушениями лучше понимать и осваивать учебный материал через работу с текстом.

Б) Актуализация темы.

Начнём с актуализации темы. Как известно, чтение без понимания — это не чтение, а декодирование. Именно понимание текста является ключевым навыком, который позволяет ученикам успешно выполнять комплексные задания, особенно при проверочных и итоговых работах.

В) Проблемный вопрос.

Но почему же учащиеся с ограниченными возможностями здоровья так слабо понимают тексты? Об этом мы тоже поговорим сегодня.

  1. Теоретическая часть.

А) Особенности восприятия текста детьми с интеллектуальными нарушениями.

Перейдём к теоретической части. Особенностью восприятия текста детьми с интеллектуальными нарушениями является необходимость системного и поэтапного подхода.

Б) Что такое «смысловое чтение»?

Важно формировать у них навык смыслового чтения — это когда ученик не просто читает слова, а понимает содержание, смысл и логику текста.

В) Принципы адаптации текста.

Для этого мы используем принципы адаптации текста: упрощение лексики, использование опорных схем и иллюстраций, работу по вопросам, визуализацию сюжета и многократное повторение.

  1. Демонстрация приемов.

Теперь я покажу вам конкретные приёмы работы с текстом. Возьмём адаптированный текст, например, сказку или рассказ. Вместе мы составим «карту текста», где определим персонажей, место действия и основные события. Затем разберём вопросы по содержанию, которые помогут ученикам пересказать, проанализировать и даже предсказать развитие сюжета. Особое внимание уделим методу «тонких и толстых вопросов», который стимулирует глубокое понимание. Я вам все это покажу на следующем тексте. Сначала внимательно читаем текст.

Текст (сказка):

«Жил-был мальчик Петя. Однажды он нашёл в лесу маленького зайчонка. Петя решил помочь зайчонку и принёс его домой. Он кормил его морковкой и играл с ним. Через несколько дней зайчонок стал сильнее и вернулся в лес. Петя был очень рад, что помог другу.»

Теперь составим «карту текста», в которой укажем персонажей. Место действия, основные события. Карта будет выглядеть следующим образом:

Составление «карты текста»

Персонажи:

• Петя — мальчик, главный герой

• Зайчонок — маленький лесной зверёк, друг Пети

Место действия:

• Лес

• Дом Пети

Основные события:

1. Петя нашёл зайчонка в лесу.

2. Петя принёс зайчонка домой.

3. Петя кормил и играл с зайчонком.

4. Зайчонок выздоровел и вернулся в лес.

5. Петя рад, что помог другу.

Теперь поработаем с вопросами по содержанию текста и тем самым готовим детей к пересказу данного текста.

Вопросы по содержанию (для пересказа)

• Кто главный герой рассказа?

• Кого нашёл Петя в лесу?

• Что Петя сделал с зайчонком?

• Чем кормил Петя зайчонка?

• Что случилось с зайчонком в конце?

• Почему Петя был рад?

Далее поработаем с таким приемом при анализе текста как «тонкие» и «толстые» вопросы. Что же значит «тонкие и толстые вопросы»?

Тонкие вопросы предполагают однозначный краткий ответ, который можно найти в тексте произведения. Обычно такие вопросы начинаются со слов: кто, что, когда, где и т. д..

Толстые вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в произведении прямо, их нужно сформулировать самостоятельно. Такие вопросы могут начинаться со слов: почему, зачем, объясни, в чём сходство или различие и т. д..

Использование «тонких» и «толстых» вопросов помогает создать атмосферу открытого диалога, способствует более глубокому анализу текстов и развитию аналитических навыков у учеников.

Тонкие и толстые вопросы к нашему тексту

Тонкие вопросы (однозначный ответ):

• Кто нашёл зайчонка?

• Где Петя нашёл зайчонка?

• Что Петя дал зайчонку покушать?

Толстые вопросы (развёрнутый ответ):

• Почему Петя решил помочь зайчонку?

• Как ты думаешь, что чувствовал Петя, когда зайчонок вернулся в лес?

• Почему важно помогать тем, кто нуждается в помощи?

4. Практическая часть

- Участникам раздаются разные типы текстов.

- Задание: адаптировать текст под учащихся с ОВЗ, подготовить 5 вопросов и схему.

Далее перейдём к практической части. Я раздам вам разные типы текстов, и ваша задача — адаптировать их для наших учеников, подготовить пять вопросов и схему для работы с текстом. После этого мы вместе обсудим ваши результаты и поделимся впечатлениями.

Примеры текстов для практической части и их адаптации.

Тип текста

Текст для взрослых

Адаптированный текст для учеников с ОВЗ

Вопросы (5 шт.)

Повествование

Вчера я гулял в парке и увидел белку, которая прыгала с ветки на ветку. Она была очень быстрая.

Вчера я был в парке. Я видел белку. Она прыгала с ветки на ветку. Она была быстрая.

1. Где я был вчера? 2. Что я видел? 3. Кем была белка? 4. Что делала белка? 5. Какая была белка?

Описание

Цветок ромашки белый с жёлтым центром, имеет тонкие лепестки и приятный запах.

Ромашка — белый цветок с жёлтым центром. У неё тонкие лепестки. Она пахнет хорошо.

1. Какого цвета ромашка? 2. Что у ромашки в центре? 3. Какие лепестки у ромашки? 4. Какой у неё запах? 5. Что это за цветок?

Рассуждение

Почему важно заботиться о природе? Потому что она даёт нам воздух, воду и пищу. Если мы её не бережём, то можем потерять всё это.

Почему надо беречь природу? Природа даёт нам воздух и воду. Если мы не будем беречь, будет плохо.

1. Почему надо беречь природу? 2. Что даёт нам природа? 3. Что случится, если природу не беречь? 4. Как мы можем помочь природе? 5. Почему это важно?

5. Обсуждение.

- Какие приёмы понравились?

- Что возьмёте в работу?

- Трудности и пути решения?

Умение работать с текстом — это ключевой навык, который напрямую влияет на успешное выполнение комплексных контрольных работ учениками специальных (коррекционных) школ VIII вида. Вот почему:

1. Понимание задания и инструкции

Ученики с интеллектуальными нарушениями часто сталкиваются с трудностями в понимании формулировок заданий. Навыки смыслового чтения помогают им:

• правильно воспринимать инструкцию к заданию;

• выделять главное, не теряя суть;

• не пропускать важные детали.

2. Анализ и выделение информации

Комплексные контрольные работы обычно состоят из нескольких заданий, требующих:

• поиска информации в тексте;

• умения выделять главные мысли и детали;

• сопоставления фактов и событий.

Если ученик умеет работать с текстом, он может:

• быстро находить нужные сведения;

• структурировать информацию;

• избегать ошибок, связанных с невнимательностью.

3. Пересказ и формулирование ответа

Умение пересказывать текст своими словами — важная часть комплексной работы. Это позволяет:

• проверить, насколько ученик понял смысл прочитанного;

• развить связную речь;

• научиться формулировать развернутые и обоснованные ответы.

4. Решение заданий на анализ, сравнение, прогнозирование

Многие задания требуют не просто пересказать текст, а:

• сравнить персонажей или события;

• сделать выводы;

• предположить развитие сюжета.

Навыки работы с текстом помогают ученику:

• мыслить логически;

• аргументировать свою точку зрения;

• применять знания в новых ситуациях.

5. Снижение тревожности и повышение уверенности

Когда ученик умеет работать с текстом, он:

• чувствует себя увереннее на контрольной работе;

• меньше боится сложных заданий;

• проявляет большую самостоятельность.

6. Обеспечение доступности и понимания

Адаптированные тексты, визуализация, опорные схемы и вопросы по содержанию делают задания доступными для детей с ОВЗ. Это позволяет:

• каждому ученику работать в своём темпе;

• повысить мотивацию к учёбе;

• добиться реального прогресса в обучении.

Вывод

Умение работать с текстом — это фундамент для успешного освоения учебного материала и выполнения комплексных контрольных работ.

Оно формирует у учеников специальные (коррекционные) школы VIII вида навыки смыслового чтения, анализа, пересказа, самостоятельного поиска и обработки информации, что значительно повышает их учебные достижения и уверенность в своих силах.

Подводя итоги своей работы, хочу подчеркнуть, что работа с текстом должна быть целенаправленной и системной. Приёмы смыслового чтения доступны и эффективны для коррекционной школы, а адаптация и визуализация — ключевые средства успешного обучения.

• Работа с текстом начинается с простого и понятного текста.

• Составление «карты текста» помогает выделить главное: персонажей, место и события.

• Вопросы по содержанию стимулируют пересказ и понимание.

• Метод «тонких и толстых вопросов» развивает умение отвечать кратко и развёрнуто.

• Адаптация текста включает упрощение лексики, короткие предложения и визуализацию.

• Разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение) требуют разного подхода и вопросов.

Такой подход позволяет педагогам эффективно работать с текстами, помогая ученикам с интеллектуальными нарушениями лучше понимать и осваивать учебный материал.

Рекомендация для педагогов:

Включайте в ежедневную практику приёмы смыслового чтения, адаптацию текстов, работу по вопросам и визуализацию. Это даст вашим ученикам реальные инструменты для успешной учёбы и сдачи контрольных работ!

Спасибо всем за активное участие! До свидания и до новых встреч!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!