Шершнева Т.В.
Мастер-класс на тему: «Познай людей и самого себя»
Кружок внеурочной деятельности «Я-гражданин» в 7-а классе
Подготовила: учитель истории и обществознания Шершнева Т.В.
Цель занятия: развитие социально-коммуникативных качеств обучающихся и формирование УУД
Регулятивные УУД: осознавать свои личные качества, способности и возможности, свои эмоциональные состояния; учиться саморегуляции.
Познавательные УУД: учиться осознавать и анализировать изменения в себе; адекватно оценивать себя и воспринимать оценивание окружающих; распознавать чувства других людей.
Коммуникативные УУД: умение строить взаимоотношения с окружающими; формулировать свое мнение и позицию, отстаивать ее аргументами; работать в группе.
Форма занятия:
1)групповое обучение (обучение в сотрудничестве) с элементами тренинга;2)коллективное обсуждение;
3)самостоятельная работа;
4)творческая работа в виде проекта «Моя трудовая династия», составление резюме «Мои планы на будущее», тематические стихи.
Ребята, вспомним из курса обществознания, что такое ЗНАНИЯ? (Знания-это результат познавательной деятельности людей, который подтвержден практикой)
Что связано еще с этим термином (Познание-это познавать общество и людей в нем;
Самопознание-познавать самого себя.
-Чему будет посвящено наше занятие? (Познать окружающих в обществе людей и самих себя)
Итак, тема нашего занятия: «Познай людей и самого себя»
Активное познание мира начинается с взаимодействия человека с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности.
- Какие виды деятельности вы знаете? (Общение, игра, учеба, труд)
Каковы отличительные черты деятельности человека? (Определение цели, сознательные действия для достижения результата)
Познание мира начинается там, где ты живешь: город, село, твоя школа и семья. Важным является общение со сверстниками, встречи с интересными людьми, поездки по родному краю и стране.
Для того, чтобы вспомнить тему«Познание», вы делаете тематический тест «Человек познает мир» в своей группе, а затем даете на проверку другой группе.(Время 3 мин. на задание, ставите не оценку, а слова-поощрения, например «Неплохо», «Отлично», «Повтори еще»)
Познание мира тесно связано с познанием человеком самого себя, своих качеств и способностей
-О чем идет речь? (О Самооценке как важной стороне самопознания)
Перед вами на слайде картинки, вы должны определить, какова самооценка каждого человека: завышена, занижена, на должном уровне?
Какие качества личности нужны для поднятия самооценки?
На листе ватмана каждая группа пишет свои качества и озвучивает их. Время-2 мин. (Воля, трудолюбие, смелость, сила духа, учеба, вера, цель в жизни, знать способности, уметь раскрыть их)
Это социально значимые качества личности и проявляются они только в обществе.
Вспомните образ летчика Мересьева Алексея из книги писателя Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» и его желании летать после ампутации ног. Что стало целью жизни? (вернуться к профессии летчика-истребителя. Какой он видел результат? (Летать) В чем препятствие? (Потеря ног после обморожения) Каков характер героя?(Упорство, одержимость, мужество, вера в себя, сила воли)
Есть ли примера мужества в мирное время? (Летчик Р. Филипов и его подвиг в Сирии. Герой России 2018 год)
-Ребята, у вас было практическое задание приготовить резюме: оценить себя, рассказать о своих творческих достижениях и о планах на будущее при выборе профессии. (Защита учащихся резюме в виде презентации- 4 человека. Остальные дают пожелания и напутствия)
-Ребята, обратите внимание на ваш тест, там были задания, которые связаны с понятиями «Талант» и «Способности».
Что такое талант?
Так что же способствует развитию таланта? (Воля, любознательность, труд)
Что такое способности?
А развитию способностей? (Задатки, талант, учеба)
Природа каждого из нас наделила множеством способностей, наша с вами задача их раскрывать и развивать дальше. Много профессий новых и нужных, одна из них связана с примирением людей. Две ученицы приняли участие в областном конкурсе «Не дружи со своей обидой» со своими стихотворениями, ждем результата.
- Послушав стихи, вы должны назвать эту профессию. (Учащиеся слушают стихи)
В чем важность новой профессии? Она является социально значимой? (Медиатор дает возможность через посредника услышать другого человека, найти самим пути к примирению)
-Скажите, какие сферы из обществознания вы увидели? (социальная, духовная, экономическая)
А сейчас игра-тренинг на работу в команде: «Вместе строим плотину» (3 мин)
Каждая группа имеет свое задание: 1-Взрыватели (звуки «Бух-бух)
2-Строители (звуки «стучать в такт ногами»)
3-Бурильщики (звуки «бр-бр»)
4-Машины (звуки «ж-ж») В конце игры все команды издают звук журчащей воды, которая побежала по каналу (Звуки «Жур-жур-жур»)
-Ребята, как вы думаете, от чего зависело выполнение задания? ( От выполнения правил каждым и слаженной работы двух групп в команде)
Для познания других людей важно помнить о близких, которые честно трудятся и передают опыт поколений от дедов к внукам. Вашему вниманию творческое задание учащегося на тему: «Наша трудовая династия Атамановых» (Рассказ учащегося о трудовой династии 3мин.)
-Ребята, как вы думаете, насколько важно для вашей будущей профессии и карьеры хорошо учиться в школе»
(На столе листы с практическим заданием по социологическому опросу по поводу важности для человека учебы в школе. Выполните задание и запишите кратко ответы. 3 мин.)
Какой ответ дали большинство и почему? Выскажите свою позицию от каждой команды.
Подведение итогов. (Рефлексия)Благодарю всех за работу в группах и единой командой. На столах листы с изображением фруктов: сочного арбуза и зеленого киви. Те, кому было увлекательно и узнали новое о себе и других, поднимают «Красный арбузик». А те, у кого еще много вопросов по данной теме, голосуют «Зеленый киви».