СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.»

Здоровье человека не в сердце и не в почках… Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что - то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо – то должно быть и всем хорошо!

М.М. Пришвин

Мастер-класс "Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий".

Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, маркеры, таблички с опорными словами, клубок ниток, ватман.

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группах.


Ход мастер-класса

I. Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я попрошу вас закрыть глаза. Представьте: вы идете по хрустящему снегу, голубая лазурь небес над вами. С тихим звоном сыплется иней с ветвей. Зима…

Открываем глаза. Вот такой психоэмоциональной разрядкой я приглашаю вас на свой мастер-класс.Тема нашего мастер-класса: современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий. Цель: представление и обобщение опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. С помощью мастер-класса хочу:

  • подчеркнуть значимость здоровьесбережения при организации учебного процесса;

  • раскрыть основные принципы и особенности здоровьесберегающих образовательных технологий;

  • определить структурные элементы урока с позиций здоровьесбережения;

  • поделиться личным опытом работы по организации здоровьесберегающей среды на уроке.

II. Основная часть (погружение в тему)

1. Обоснование проблемы.

- А начать мне хочется со старой легенды: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

- А какие еще важные ценности есть у человека?

(Варианты ответов: семья, деньги, работа и т.д.)

  1. Обсуждение проблемы

- Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов)

  1. Принятие решения

- Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

  1. Совместное целеполагание

- Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?

Задание на ассоциации

Перед вами лежат карточки с заданием №1.

- На каждую букву назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов)

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.).

- Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для решения проблемы здоровья школьников (Табличка 1: Учитель). Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.

Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки.

Цель мастер-класса – показать многообразие здоровьесберегающих технологий. Необходимо не только следить за сохранением физического здоровья ребенка (Табличка 2: Физиология), но и создать комфортные условия обучения для поддержания его психологического и социального благополучия. Так как психическое здоровье человека во многом определяет его физическое состояние.


Представим, что мы готовим урок. Мы ставим перед собой цель и определенные задачи. В первую очередь, нужно развить у ребенка познание (Табличка 3: Познавательные потребности), включая в урок учебную информацию. Но от этого дети утомляются.


Чтобы активизировать познание, необходимо подключать эмоциональную сферу.

(Табличка 4: Эмоции)


Чтобы получить результат деятельности, мы оцениваем ребенка, т.е. заведомо ставим часть детей в ситуацию успеха или неуспеха. (Табличка 5: Успех)

Перед вами на доске четыре составляющих урока, которые мы используем в своей деятельности наиболее часто. Как же сделать так, чтобы каждая из них поддерживала здоровье ребенка, а не ухудшала его?

- Поделюсь с вами своим опытом:

Начиная урок, каждый учитель обязательно хочет, чтобы именно его урок стал самым интересным и познавательным, а для этого необходимо мотивировать учащихся. Если есть интерес, то у ребенка возникает желание узнать, исследовать, расширить свой кругозор. Самым эффективным мотивом к действию является возможность сделать приятное своим родным, знакомым, друзьям. Например, при изучении раздела «Лоскутное шитье» одним из мотивов к изготовлению изделия может служить подарок маме, бабушке. Каждая девочка с энтузиазмом приступает к изготовлению прихватки, которая будет подарком. Обе будут несказанно рады при виде прихватки-«клубнички», прихватки-«варежки». А как бережно относятся мальчишки 5 класса к будущей разделочной доске, ведь это для мамы.

Физиологическому аспекту здоровьесберегающих технологий, как правило, уделяется больше внимания. Обычно это стандартные физминутки, динамические часы, уроки физкультуры и т.д.

На своих уроках я стараюсь проводить пропаганду здорового образа жизни, научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Например, изучая способы приготовления различных блюд, узнаём, что не все они одинаково влияют на организм человека. При этом отдаем предпочтение тем технологиям, которые позволяют сохранить не только вкусовые качества продукта, но и содержание витаминов, полезных веществ. Обучающиеся 5-х классов практически все блюда готовят из овощей, выращенных на своих дачных участках.

Продолжая отслеживать, тему сохранения здоровья на уроках материаловедения выясняем преимущества натуральных тканей и одежды из них для нашего организма. При выборе ткани для изготовления швейных изделий предпочтение отдаем тканям из волокон натурального происхождения.

С точки зрения здоровьесбережения, можно рассмотреть всем хорошо известный прием самоконтроля учащихся. Учителю необходимо разработать критерии для оценивания деятельности учащихся, может быть, совместно с учащимися и РЕГУЛЯРНО применять прием на уроках. Методика самоконтроля учащихся «Светофор» (приложение 1) заключается в том, что ребенок после выполнения любой проверочной работы оценивает не только правильность выполнения задания, но и собственное эмоциональное состояние после урока. Если ребенок выбирает после выполнения работы зеленый кружок, то это значит, что он успешен (выполнение задания не вызвало затруднений, ученик уверен, что правильно все выполнил). Желтый «сигнал» после работы указывает на неуверенность ученика в своих силах. Если «сигнал» красный, значит, ученик уверен в том, что не выполнил верно задания, возможно, не понял, как их выполнять, и у него складывается ощущение дискомфорта, тяжести. В последних двух случаях необходимо вместе с учащимися выявить все ошибки, наметить пути их устранения, тем самым, постараться вселить в ребят чувство уверенности, предоставив им возможность в дальнейшем реализовать свои возможности.

Учёные выяснили, что для того, чтобы быть здоровым, человеку необходимо получать 14 гедонов радости ежедневно. (гедон – единица измерения радости психологического состояния здоровья). То есть человек должен испытать это чувство за день не менее 14 раз. А ведь порой бывает трудно находить причины для радости.

Одним из поводов радости является внимание и забота со стороны близких. Как ребенок может проявить внимание к родственникам и друзьям? Например, – изготовление открытки, подарка. Я с учениками часто делаю открытки в различных техниках (приложение 2). Почему открытки? – спросите вы.

Потому, что, открытки мы храним и перечитываем. Они будят в нас приятные воспоминания. Особенно бережно хранят наши мамы, бабушки те открытки, которые сделаны руками детей. Ведь в то, что мы делаем сами, мы вкладываем кусочек своей души, тепло своих сердец. Кроме того, такой открытки ни у кого больше не будет, она оригинальна и эксклюзивна.

Так, что эти маленькие знаки внимания, могут стать недостающим гедоном в жизни наших друзей и близких, и благодаря чему пусть живут долго и счастливо.

    1. Игра «Волшебный клубок»

- А теперь я хочу с вами поиграть. Игра называется «Волшебный клубок». Я попрошу выйти пятерым коллегам к доске. Я даю каждому табличку с опорными словами. Встаньте в круг. Ваша задача: выстроить цепочку взаимодействия составляющих образовательного процесса, передавая клубок от компонента к компоненту и оставляя себе нить.

Что у нас получилось? Паутинка, символизирующая связи между компонентами. Я попрошу одного из вас покинуть круг, не бросая нить. Что почувствовали? Натяжение. А если приложить силу? Нити порвутся, и система взаимосвязей внутри разрушится. Таким образом, сделаем вывод: все компоненты не только взаимодействуют между собой, но и выстраивают единую систему под названием «здоровье школьника», где каждый компонент в отдельности не может существовать.)

Спасибо, пройдите на свои места.

5. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России в последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

В соответствии с ФГОС сегодня меняется взгляд на позицию учителя на уроке. Я, выступая в роли организатора учебного процесса, способствую созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, создаю условия для выбора деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха для каждого ребенка. На таком уроке повышается познавательная мотивация, снижается тревожность и утомляемость, которые, в конечном итоге, могут привести к серьёзным заболеваниям.

Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?

- Специалисты предлагают в такой урок включать 3 этапа: На 1 этапе – учитель, совместно с детьми, добывает информацию, построенную таким образом, чтобы стимулировать вопросы учащихся. На 2 этапе - учащиеся задают вопросы.

На 3 этапе - учитель и дети находят на них ответы. Такой урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, большей удовлетворенностью от урока, как у учителя, так и у учеников.

Так, задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов может служить индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои способности, сохраняя при этом свое здоровье. Исходя из этого, можно сказать, что одной из задач современного учителя является задача - научить учащегося спрашивать.


6. Давайте попробуем вместе ответить на вопрос: «Каким критериям должен соответствовать современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий?»


Практическая работа педагогов в группах, обмен опытом

- Я предлагаю вам выполнить практическую работу и обменяться опытом по теме: «Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?». Педагогам раздается материал с классификацией здоровьесберегающих технологий (приложение 3).

Предлагаю темы для обсуждения: «Условия здоровьесбережения на уроке», «Структура современного здоровьесберегающего урока».

Попрошу вас поделиться на 2 группы в соответствии с выбранной темой.

Каждая группа обсуждает, записывает результаты на листах ватмана маркером. Затем группы меняются результатами и дополняют своим. Ведущий группы представляет проект.)

Ответы педагогов 1 группы:

  • Соблюдение этапов урока.

  • Использование методов групповой работы.

  • Использование интерактивных методов.

  • Создание положительной психологической атмосферы.

  • Активность каждого участника.

  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика.

  • Выполнение требований СанПиН.

  • Создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

  • Осуществление личностно-ориентированного подхода к детям.

  • Упражнения для глаз.

  • Дозировка объема учебного материала.


Ответы педагогов 2 группы:

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.

  • Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.

  • В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).

  • Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.

  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.


- Сегодня очень много говорится о здоровьесберегающих технологиях. А какие именно технологии можно отнести к здоровьесберегающим? (ответы педагогов).

Да, есть авторские технологии ученых-физиологов, но ими пользуются далеко не все. Но если любая современная педагогическая технология отвечает определенным требованиям, критериям, то её вполне можно тоже назвать здоровьесберегающей.

Как итог практической работы, я хочу раскрыть

« Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий»

  • отсутствие назидательности и авторитарности,

  • воспитание, а не изучение культуры здоровья,

  • элементы индивидуализации обучения,

  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,

  • интерес к учебе, желание идти в школу,

  • наличие физкультминуток,

  • наличие гигиенического контроля.


«Основные принципы здоровьесберегающих технологий»

  • учет возрастно-половых особенностей;

  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)

  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.


Вывод:

- Наблюдения и наш опыт работы показывают, что без здоровьесбережения невозможно организовать учебный процесс. Учителя проводят физминутки, внимательно следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, в воспитании уделяют внимание вопросам здоровья. Но многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.

III. Закрепление материала

- В завершении нашего мастер-класса мне хочется сказать, что все основные составляющие современного урока неразделимы. Невозможна организация здоровьесберегающего урока без грамотной деятельности учителя.

- Мы убедились, что учитель в этой неразрывной цепи один из главных связующих компонентов. Давайте не будем забывать, что в школе необходимо сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения. У каждого из вас, наверняка, есть свои секреты эмоционального восстановления, снятия утомления, благополучного выхода из стрессовой ситуации и т.д. мне хочется, чтобы мы поделились друг с другом этими секретами. И каждый унес сегодня багаж с полезными советами от коллег по сохранению своего здоровья.

1. Упражнение “Чемодан пожеланий”

Практическая работа педагогов по составлению памяток «Багаж полезных советов по сохранению здоровья учителя»

Перед вами лежат чемоданчики. Ваша задача: написать на нем совет коллегам по сохранению собственного здоровья.

А теперь мы проведем аукцион (обмен) советов. Я предлагаю вашему вниманию свой совет:


Кто хочет взять мой совет себе? Поделитесь своим советом. Кто хочет взять совет себе? И т.д.

Вручение буклетов

Не умирайте, пока живы.

Поверьте, беды все уйдут.

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый.

- Будьте здоровы и научитесь

чувствовать себя и управлять собой!


IV. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия.

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”

Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.






























Приложение 1

Методика самоконтроля учащихся «Светофор»

Цель: научить учащихся оценивать свою деятельность, создание ситуации успеха на уроке; осознание метода преодоления затруднений в деятельности.

Возраст учащихся: 5-8 класс

Инструкция: Ребенок после выполнения любой проверочной работы оценивает правильность выполнения задания, а также собственное эмоциональное состояние. Он показывает учителю кружок соответствующего цвета в соответствии со шкалой оценивания.

Шкала оценивания:

Зеленый кружок – ученик успешен (выполнение задания не вызвало затруднений, ученик уверен, что правильно все выполнил).

Желтый кружок - ученик неуверен в своих силах (выполнение задания вызвало затруднения, нет уверенности в правильности выполнения задания).

Красный кружок - ученик уверен в том, что не выполнил верно задания (возможно, не понял, как их выполнять, и у него складывается ощущение дискомфорта, тяжести).

Обработка результатов:

Желтый и красный сигналы показывают о необходимости помощи ребенку.

Действия учителя:

Необходимо вместе с учащимися выявить все ошибки, наметить пути их устранения, тем самым, постараться вселить в ребят чувство уверенности, предоставив им возможность в дальнейшем реализовать свои возможности.

Действия ученика:

Наметить пути устранения ошибок в работе, добиться положительных результатов.
















Приложение 2






















































Приложение 3

Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову)

А) по разным подходам к охране здоровья

Название технологии

Характеристика технологии

1.

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ)

Включают:

использование профилактических программ;

обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями;

проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива;

организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий

2.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ)

Направлены на физическое развитие учащихся.

К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого

3.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии.

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой

4.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Самостоятельным направлением среди этих технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды

5.

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ)

Главная задача - сохранение жизни.

Требования и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий

6.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ)

Отличительный признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении

Б) по характеру действия

1.

ЗАЩИТНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований;

Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе

2.

КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно.

К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона, физкультминутки, физкультпаузы

3.

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии

4.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Здоровьесберегающие приемы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие

5.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1

Организационно-педагогические технологии (ОПТ)

Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм

5.2

Психолого-педагогические технологии (ППТ)

Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса

5.3

Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровьеи формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей

5.4

Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)

Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.

К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т. д.

5.5

Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)

Составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников