Мастер-класс для педагогов
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем мастер-классе «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд
Задачи:
Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий.
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды и ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Согласно пункту 4.6 Стандарта ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями и т.д., поэтому, очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н.Дубровский, Ю.П.Лисицын, Б.Н.Чумаков), психологи (О.С.Осадчук), педагоги (Г.К.Зайцев, М.Лазарев, О.В.Морозова, Л.Г.Татарникова, О.Ю.Толстова, О.С.Шнайдер).
Особая роль принадлежит образовательному учреждению, которое не только создает комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных психических, физических и интеллектуальных особенностей детей, но и приучает дошкольников к здоровому образу жизни и ведет профилактику заболеваний, помогает сохранить здоровье детей в различных видах деятельности
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
улучшение памяти, внимания, мышления;
повышение способности к произвольному контролю, работоспособности, уверенности в себе
улучшение общего эмоционального состояния;
стимулируются двигательные и речевые функции;
снижает утомляемость;
развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующие;
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, проблемно-игровые и коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,
Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия).
Предлагаю всем настроится на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Хочу поделиться лишь самой маленькой частью своего опыта работы по данной теме
Гимнастика для глаз проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Во время её проведения используется наглядный материал и показ педагога. ( слайд картинка)
«Радуга»
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатились вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
Массаж ладоней с орехом, шишкой или карандаш
Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук он будет представлен в стихотворной форме. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Массаж ладоней
сорока-ворона, кашу варила
Деток кормила
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
(по пальцам)
этому дала,
Этому дала
Этому дала
А этому не дала
(движения по пальцам)
Дрова не рубил, печку не топил
Не будет тебе каши
(Движения круговые по ладоням)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
Использование массажных ковриков и дорожек, у нас осьминог с наполненными лапами.
Цель: закаливание организма, восполнение нехватки тактильных ощущений, профилактика и коррекция плоскостопия, создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.
По дорожке побежали.
На дорожке есть преграды
Будем брать мы баррикады
Ноги выше поднимай
Не спеши, не отставай.
По дорожке босиком
будем мы бежать домой.
Долго по лесу гуляли
И немножко мы устали
Отдохнем и снова в путь
Важные дела нас ждут
Самомассаж Аллы Алексеевны Уманской
У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма, слизистых оболочек носа, горла, бронхов. Под воздействием массажа организм начинает лечить себя сам.
Все пальцы собраны в кулак, указательным пальцем слегка надавливаем на точки круговыми движениями
Смотреть слайды
Поставить под яремную ямку 4 своих пальца (кроме большого); под мизинцем окажется верхняя граница зоны. Это место может немного выступать.
Массаж этой зоны ведет к улучшению кровообращения и иннервации костного мозга, пищевода, трахеи, бронхов, легких.
Область яремной ямки.
Связана с вилочковой железой. Эту точку полезно массировать для профилактики ОРЗ. Она регулирует защитные свойства организма, повышает иммунитет к простудным заболеваниям.
На передней поверхности шеи.
Место разделения сонных артерий на их наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту точку позволяет регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство среды организма. Эта точка является надежным контролером химического состава крови.
Область 1-5 шейных позвонков в верхних задне - боковых отделах шеи.
Район первых четырех шейных позвонков, где расположен симпатический узел (подзатылочная ямка). Массаж этой точки важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы.
Впадина между остистыми и поперечными отростками 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. 7-й позвонок может выступать, совершенно неприкрытый мышцами или покрытый жировиком (жировой горб), вокруг него может быть резкая болезненность.
Массаж этой точки важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы.
Область носа и гайморовых пазух. Находится по краям крыльев носа, прямо над зубами-клыками, где обнаруживаются ямочки.
Воздействие на эту точку поможет вылечится от насморка, облегчит носовое дыхание. Регулярный массаж этой точки стимулирует организм на выработку активных антивирусных веществ, которые мы заменяем лекарствами.
Область начала роста бровей (чуть ниже).
Массаж этой точки улучшает кровоснабжение иннервацию лобных отделов мозга, глаз. Это снимает головную боль и боли в глазах.
Область уха, козелка.
Массаж этой точки обеспечивает хорошее состояние некоторых отделов коры головного мозга аппарата и органа слуха. Воздействие на эту точку уменьшит боль в ушах
Находится на кистях рук.
Место смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони. Воздействие на эту точку позволяет избавиться от головной боли и насморка.
Итог мастер- класса
- Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе только небольшой частью методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, а это для меня самое главное.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам послушать сказку.
Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много, и все звезды были красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, кто рождался под их цветом, они дарили смелость, храбрость и отвагу. Здесь были синие звезды - они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что произошло! А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была ... абсолютно белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг-прошептала она.
- А я никакая... Ничего я не умею, ничего не могу...Так она расстроилась, что чуть не заплакала.
Каждая звезда подлетела к звездочке, легонько прикоснулась к ней своим цветным лучом, и на ней оставалось разноцветное, светящееся пятнышко и стала она разноцветная! Так звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули они свои яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Желаю Вам освещать путь наших дошколят, совершать чудеса в их воспитании и образовании.
Выберите звездочку любого цвета, которые, по Вашему мнению, Вам подходят и результат нашего мастер класса! Оценивание работы.
Всем спасибо!
Красный цвет – все понравилось!
Синий цвет – понравилось, взяла что то для своей работы!
Желтый – было интересно!
Зеленый – полезная и нужная информация
Белый цвет – не понравилось, было не интересно…