СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Подвижные игры как средство развития слухового и фонематического восприятия у школьников и старших дошкольников с гиперактивностью".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме развития слухового и  фонематического восприятия у старших дошкольников  и  младших школьников с гиперактивностью посредством использования подвижных игр

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Подвижные игры как средство развития слухового и фонематического восприятия у школьников и старших дошкольников с гиперактивностью".»

"Подвижные игры как средство развития слухового и  фонематического восприятия у школьников и старших дошкольников с гиперактивностью".

Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме развития слухового и  фонематического восприятия у старших дошкольников и младших школьников с гиперактивностью посредством использования подвижных игр.

Задачи мастер-класса:

-     обобщение опыта работы по проблеме развития слухового и  фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью посредством использования подвижных игр;

-     передача опыта использования подвижных игр для развития слухового и  фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью. 

В последнее время все чаще среди дошкольников и младших школьников можно встретить детей  с гиперкинетическими расстройствами поведения. Такие дети непоседливы, проявляют «бестолковую» активность, не могут усидеть на одном месте. Гиперактивность мешает детям.  Им сложно остановиться. Они невнимательны, импульсивны, постоянно всё забывают, зачастую им не интересны настольно-печатные игры и пособия, которые предлагает логопед. В результате страдает познавательная деятельность, дети медленнее и хуже обучаются. Часто поведенческие нарушения сочетаются с нарушениями речи, в том числе и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.  Гиперактивным детям сложно выполнять задания логопеда, сидя за столом. Данный факт доказывает актуальность выбранной для мастер-класса темы. Одним из способов помощи младшим школьника и дошкольникам с гиперактивностью  является использование подвижных игр, в том числе подвижных игр, направленных на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Результативность применения подвижных игр в работе логопеда со старшими дошкольниками и обучающимися младших классов:

- проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку с дошкольников и школьников;

-  повышается работоспособность дошкольников и младших школьников, улучшает качество усвоения знаний.

Подвижные игры можно использовать как часть занятия или в качестве физкультминутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть в игру в вечерние часы, на прогулке или  любое другое свободное от занятий время, а учителя начальных классов использовать на уроках литературного чтения при изучении и закреплении букв, так же использовать как физминутки.

Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, условно можно разделить на несколько видов:

1) подвижные игры, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха;

2) подвижные игры, направленные на автоматизацию звуков у ребенка;

3) подвижные игры, обогащающие словарь детей;

4) подвижные игры, направленные на развитие грамматической стороны речи дошкольников.

Остановимся подробнее на подвижных играх, способствующих развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Фонематическое (слуховое) восприятие – это способность различать и узнавать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию.

Развитие слухового внимания и восприятия у ребенка являются предпосылкой формирования речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма.

При отборе подвижных игр, способствующих развитию слухового внимания и фонематического слуха у старших  дошкольников и младших школьников, целесообразно опираться на этапы формирования фонематического восприятия у ребенка в онтогенезе: узнавание неречевых звуков; различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.

Алгоритм  проведения  подвижных игр с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста для развития слухового и  фонематического восприятия.

 1. Подготовительный этап:  

-         подбор игры в соответствии с этапом формирования слухового и фонематического восприятия;

-         определение количества играющих;

-         подготовка необходимого дидактического материала, атрибутов для выбранной игры;

-         выбор места с достаточным пространством  для игры.

-         определение места педагога в игре, методов и приемов руководства игрой.

2. Проведение игры:

-         ознакомление детей с содержанием игры, атрибутами игры;

-         объяснение хода и правил игры;

-         закрепление и уточнение правил игры;

-         распределение ролей – взятие детьми ролей (по желанию, считалки, жеребьевки);

-         показ игровых действий;

-         определение роли педагога в игре;

-         руководство игрой;

-         окончание игры и подведение итогов игры.

3. Анализ игры:

-         анализ достижения поставленной цели, реализации игровых задач;

-         выявление  наиболее  и наименее эффективных приемов и методов в достижении поставленной цели.

  Методические рекомендации по проведению подвижных  игр с детьми с гиперактивностью:

- Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают детей с гиперкинетическими расстройствами поведения.

- Необходимо  поддерживать радостное настроение дошкольников и младших школьников в ходе игры.

- Необходимо следить за действиями детей и не допускать длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), регулировать физическую нагрузку.

Подвижных игр для развития слухового и  фонематического восприятия

Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слу­ха. Фонематический слух, по определе­нию М.Р. Львова, - это «различение в звуковом потоке отдельных звуков ре­чи, обеспечивающее понимание слов, различие их значений».

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического на­выка: в русском языке большое коли­чество орфограмм связано с необходи­мостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции.

Учащиеся и воспитанники должны «узнавать» фоне­мы («основные звуки») не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фоне­мы. Правильность вычленения отдель­ного звука эффективнее всего контро­лируется, если работа ведется с пол­ным словом.

Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппара­та. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слу­ховые упражнения - например, на рас­познавание конкретных звуков в про­износимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.



Игра "Звенит - жужжит"

Цель: игра направлена на воспитание, сообразительность, развивает фонематический слуха.


Описание игры.

Дети шагают по кругу если услышали [з] - [з,] - приседают, услышали [с] - [с,] - поднимают руки.

Для усложнения можно дать в начале слова: слова сова, санки, собака, сыр, сапоги, свеча, свинья, стол, сова, скамейка, совок, сандалии, салют, спутник, скакалка, сосна, сорока, самокат, самолет, стакан, сом, сабля, свисток, сок, стул, садик, сайка, сало, сумка, судно, стройка, строитель, скалка, слойка, скатерть, слава, сладость, сахар, слякоть, сковорода, соловей, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, солдат, сосулька, слон, смех, спицы.

В середине слова: колесо, маска, весы, капуста, лиса, краска, носок, посуда, масло, маслёнка, бусы, редиска, колесо, насос, колбаса, ласты, песок, мясо, пылесос, кастрюля, галстук, кусты, весна, носорог, стадо, пастух, подснежник, бейсболка, маслята, барсук, космонавт, космодром, самосвал, миска.

В конце слова: нос, глобус, колос, кокос, навес, ананас, автобус, абрикос, теннис, компас, гладиолус, поднос, квас, час, лес, рис, бокс, насос, кактус, овёс, кекс, парус, пёс, морс, пояс, мороз.

В начале слова: зал, завал, задира, зарево, закат, засветло, заря, замок, загар, завод, затея, забор, заставка, застава, забава, загадка, заноза, зуд, зуб, зубок, зубы, зоб, зов, зонт, зол.

В середине слова: ваза, база, роза, коза, базар, береза, польза, фазан, глаза, пазуха, газон, узор, козырек, музыка, пузырёк, называть, блуза, Лиза, гроза, дереза, казак, мозоль, позолота, доза.


Игра "Мяч передай, слово называй"

Цель: направлена на развитие фонематического слуха, автоматизацию звука [р]- [р,].


Описание игры.

Дети по кругу передают мяч под музыку в быстром темпе. Как только музыка остановилась, игрок, у которого мяч называет слово с [р]- [р,]. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не назовут слова.


Игра "Сова и комары"

Цель: автоматизация звука [з] - [з,], [с] - [с,].


Описание игры,

Водящий "сова", остальные "комары". Дети "комары" - летают и "звенят" [з-з-з-з]. Сова , стоя на стуле:

- Я, сова, большая голова.

На суку сижу, во все стороны гляжу,

Комаров ловлю!

(Спрыгивают со стула и ловит "комаров". Пойманный ребёнок садится на стульчик.) Игра продолжается пока не будет пойманы все дети.





Игра «Давайте поздороваемся»

Цель: развивать слуховое внимание.


Описание игры.

По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся, пожимая друг другу руку; 2 хлопка – здороваемся ладошками; 3 хлопка – здороваемся плечиками. Для полноты тактильных ощущений следует ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Игра «Волшебный колокольчик»
Цель: развивать умение различать громкие и тихие звуки.
Оборудование: колокольчик.


Описание игры.
Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.
Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо – присесть, когда колокольчик звенит громко – бежать по кругу.

Игра " Ушки на макушке"
Цели: развивать умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; развивать быстроту реакции.
Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.


Описание игры. 

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, дети выполняют движение, заранее названное логопедом:
Услышишь звучание бубна – попрыгай на месте, погремушки – нужно присесть, колокольчика – покружитесь.

 

Игра "Цветы и пчелки"
Цели: упражнять в определении первого звука в слове; развивать умение различать на слух твердые и мягкие согласный звуки; развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Оборудование: красные, синие и зеленые цветы, вырезанные из картона.


Описание игры.

По группе разложены красные, синие и зеленые цветы. Дети играют роль пчелок. Логопед называет слова с первым гласным ударным звуком; твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: аист, утка, мама, мост, мимоза, мед, миска и т.п. Услышав слово с первым твердым согласным звуком, дети подбегают к синему цветку. Услышав слово с первым мягким согласным звуком, дети бегут к зеленому цветку. А услышав слово на гласный звук, бегут к красному цветку. Игру можно проводить как с одним или двумя детьми, так и с группой  из 5-6 детей, увеличив количество цветков.

Игра "Веселые Звуковички"
Цель: закреплять умение в определении первого звука в слове с опорой на картинку.
Оборудование: красный, синий и зеленый Звуковички; предметные картинки.

Описание игры.

выбрать детей для роли Звуковичков. Остальным участникам игры раздать карточки-картинки. По сигналу логопеда дети смотрят на картинки, определяют первый звук в слове и бегут к «своему» Звуковичку.

Игра "Живая стрелка"
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук, давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, конверт, нагрудник со стрелкой.


Описание игры. 
В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась, 
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись! 
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Ребенок достает из конверта «Стрелки» картинку-слово,  определяет первый звук в слове и дает ему характеристику. 

Игра "Умные мячики"
Цели: упражнять детей в дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков; развивать глазомер, ловкость.

 Оборудование: корзина с тремя мячами: красным, синим и зеленым.

Описание игры.
Дети встают в линию. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово на  твердый согласный звук (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с первым мягким звуком (пила). А если логопед бросает красный мяч дети называют слова, начинающиеся на гласный звук: ананас, утка и т.д.

Игра "Ловишка"
Цель: формировать быстроту и ловкость движений.
Оборудование: фанты (мелкие игрушки) на каждого ребенка.


Описание игры.
Дети стоят кругом, взявшись за руки. В центре круга – ловишка. Играющие двигаются по кругу и говорят:
Мы ребята - дошколята,
Бегать любим и скакать!
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три – лови!
На последнем слове дети прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих детей, ловишка забирает у них фанты и отдает их логопеду.
Педагог дает задание каждому «Фанту»
- Повторить цепочку слогов: ка-га-ха;
- Из трех слов назови только слово со звуком С: зонт, санки, коза;
- Назови в слове первый звук и т.п.

Игра "Живая цепочка"

Цель: упражнять детей в  определении  первого и последнего звука в слове.



Описание игры.

Дети выстраиваются в шеренгу. Один из детей (или педагог) называет слово, рядом стоящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Если ребенок подобрал слово верно дети становятся друг за другом образуя «живую цепочку», которая движется сначала медленно, потом быстрее. «Живая цепочка» приближается к тому игроку, который придумал  следующее слово. Задача ребят: образовать длинную цепочку и не разорвать ее.

·                   

Игра "Найди себе пару"
Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать быстроту реакции; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком: уточка – удочка, коза – коса, миска – мишка, крыша – крыса.


Описание игры.

Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу логопеда дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.



Подвижные игры на формирование фонематических процессов

Игра "Утки и окуни"

Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и  У.


Описание игры.

Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то со  звуком У, то с О. Дети - "окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке. Слова для игры: овощи, осень, ослик, остров, отдых, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, уши, умный, уголь, узкий.

Изменяя название игры "Рыбы и лоси", "Зайцы и совы" и подобранные слова можно учить различать и другие звуки.

Игра "Найди свой домик"

Цель: закреплять умение выделять позицию звука в слове.



Описание игры.

На полу лежат обручи, внутри которых картинка, показывающая позицию звука в слове (например: 3 квадрата, один из которых раскрашен). Детям раздаются картинки, где, например, (ш) в разных позициях. По сигналу "Раз, два, три - свой домик найди", дети определяют позицию заданного звука в слове и встают рядом с нужным обручем. 1 участник из каждого "домика" проверяет правильность выполнения задания в соседнем "домике"

Игра "Гусеница"

Цель: закреплять понятие "ряд", умение определять порядок звуков.


Описание игры.

Детям прикрепляются символы изученных гласных звуков (А - большой круг, У - маленький круг, И - полоска, О - овал) или буквы. Взрослый называет несколько звуков в произвольном порядке. Дети выстраиваются в том же порядке, определяя место своего звука по отношению к другим.


Игра "Звук "А" (или любой другой) тебя зовет"

Цель: закреплять умение выделять звук среди других звуков, в слогах, словах.


Описание игры.

Дети приседают - "прячутся в своих домиках". Логопед произносит звуки (слоги, слова с заданным звуком или без него), если дети услышали заданный звук (например, "А"), они "выглядывают из домика" - встают на носки, тянутся вверх. Тот, кто ошибся, выходит из игры.  


Игра  " Цепочка слов "

Цель: закрепить умение придумывать слова на заданный звук, выделять первый и последний звук в слове.


Описание игры.

Дети встают в круг, выбирают водящего.  Водящий (или логопед) называет звук, с которым нужно придумать слово. Дети называют слово с заданным звуком и перекидывают мяч любому участнику игры. Поймавший мяч, называет свое слово. Участник, не назвавший слово,  выходит из игры.

Вариант 1. Можно называть слова, в которых звук стоит в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

Вариант 2. Водящий называет любое слово. Поймавший мяч участник игры называет слово, на последний звук услышанного слова и кидает мяч следующему участнику, следующие участники также вспоминают слова на последний звук услышанного слова.

Игра " Доскажи звук "

Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.


Описание игры.

Игра проводится с перекидыванием мяча. Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук.

Например: Какой я пропустила звук? Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё... Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...

Игра "Кто быстрее"

Цель: закреплять произношение звука в словах, умение выделять звук из слова.


Описание игры.

Играющие становятся в две или три колонны. Перед носками первых чертится общая черта. В 10—15 шагах от черты обозначаются два или три (по числу колонн) кружочка. В каждый кружочек кладутся различные картинки с заданным звуком и без него. По команде учителя-логопеда: "Внимание! Марш!" первые игроки в колоннах бегут до своих кружочков, находят картинку, в названии которой есть звук (Например, при автоматизации звука [С] в кругу могут лежать картинки: сапоги, шапка, зонт, сумка, каска, лиса, колбаса, компас) и возвращаются, встают в конце колонны. По окончанию игры все дети называют свои картинки. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее других и не допустила ошибок.  

Игра "Звуковой конструктор"

Описание игры.

Учитель говорит на ухо одному уче­нику слово, а другому - звук. Каждый из них произносит свое. Школьники должны сказать, в начало или в конец слова надо добавить названный звук, чтобы получилось другое слово. На­пример: парк - пар, шар - шарф, рот - крот, мех - смех, бот - борт, сор - сорт, тачка - стачка, тучка -штучка.

Вариант игры: учитель дает слово, в котором нужно убрать звук, чтобы по­лучилось новое слово.

Наиболее трудный вариант: дети са­ми придумывают слова для «рекон­струкции».


Игра: "Волк, собака и охотник"

Описание игры.

Логопед:

- Сейчас в лесу идет большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотни­ки с собаками - за волками. Пусть вол­ком будет звук [р], собакой - [р'], остальные звуки - зайцами, а вы -охотниками. Теперь будьте вниматель­ны. Как только услышите звук [р] в словах, которые я произношу, стре­ляйте - хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайцев или свою охотничью собаку. Итак начинаем охоту!


Игра "Внимательные покупатели"

Описание игры.

Учитель раскладывает на своем сто­ле различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Учитель:

- Вы пришли в магазин. Ваши роди­тели заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не бе­рите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой на­чинается, допустим, на звук [м] (мат­решка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).

Варианты игры: в качестве покупа­телей и продавца могут выступать дети в роли литературных персонажей.


Игра "Найди свою схему"

Описание игры.

Три ученика «назначаются» слова­ми: кот, кит, крот. Из трех изобра­женных на доске моделей каждый дол­жен выбрать свою и доказать, что это его схема.


Игра "Животные заблудились"

Описание игры.

Логопед:

- Заблудились в лесу домашние животные: осел, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на доске сло­говую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выбе­рутся из леса.


Игра "Рассеянный поэт и доверчивый художник"

Описание игры.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстра­цию). Он утверждает, что нарисо­вал эту картину к такому стихотво­рению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

- Как вы думаете, что нужно было на­рисовать? Какие слова спутал худож­ник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в сло­ве сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

Аналогичную работу можно провес­ти с таким двустишием:

На виду у детворы Крысу красят маляры.


Игра "От бочки до точки"

Описание игры.

Логопед:

- Повстречалась бочка с почкой и говорит: "Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные". Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?


Игра "Рыбалка"

Описание игры.

Дается установка: "Поймать слова со звуком [л]" (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нуж­ные картинки со скрепками. Пойман­ную "рыбку" ребенок показывает дру­гим ученикам, которые хлопком отме­чают правильный выбор.


Игра "Телевизор"

Описание игры.

На экране телевизора прячется сло­во. На доске или наборном полотне ве­дущий вывешивает картинки на каж­дую букву спрятанного слова по поряд­ку. Ребенок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора откры­вается.

Например: спрятанное слово - ме­сяц. Картинки: медведь, ель, сиренъ, яблоко, цапля.


Игра "Рассели животных"

Описание игры.

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии кото­рых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кош­ка, щенок.

Предварительно все слова прогова­риваются.


Игра "Цепочка слов"

Описание игры.

Кладется картинка, к ней в виде це­почки прикладывается следующая, изображающая предмет, название ко­торого начинается с того звука, кото­рым заканчивается предыдущее слово, и т.д.


Игра "Собери цветок"

Описание игры.

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С). Рядом выкладываются цветочные ле­пестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ч], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].


Игра "Незнайка с кармашками"

Описание игры.

Вариант I. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная бук­ва. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

Вариант II. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вок­руг вывешиваются различные картин­ки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.


Игра "Найди ошибку"

Описание игры.

Детям раздаются карточки с че­тырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начина­ются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сде­ланы ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.


Игра "Собери букет"

Описание игры.

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ре­бенку говорят: "Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]". (Розо­вая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, жел­тый, коричневый, фиолетовый, оран­жевый, малиновый и т.д. Ребенок рас­ставляет цветы по вазам. Синий цве­ток должен остаться.


Игра "Речевое лото"

Описание игры.

Детям раздаются карты с изображе­нием шести картинок (вместе со слова­ми под картинками). Ребенок опреде­ляет, какой звук есть во всех словах. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто пер­вым закроет все картинки на большой карте без ошибок.


Игра-Лото "Читаем сами"

Описание игры.

Вариант I. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны шесть слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написа­но название картинки? (У кого сло­во?)» Выигрывает тот, кто первым заполнит карту без ошибок.

Вариант II. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со сло­вом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.


Игра "Волшебный круг"

Описание игры.

Вариант I. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговари­ваются.) Остальные дети хлопком от­мечают правильный ответ.

Например:

Мишка – мышка

Мак – рак

Кит – кот

Усы – уши

Удочки – уточки

Коза – коса

Трава – дрова

Дом - дым


Вариант II. Вместо картинок на «ци­ферблат» прикрепляются буквы, сло­ги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (ма­ленькую можно снять). Там, где стрел­ка остановилась, ученики хором чита­ют слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше - дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) мо­жет повторяться несколько раз в зави­симости от того, где остановилась стрелка.


Игра "Найди слова в слове"

Описание игры.

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда ^ дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь).

Дается установка: "Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их".


Игра "Математическая грамматика"

Описание игры.

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)


Игра "Допиши словечко"

Описание игры.

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например:

Воробей взлетел повыше:
Видно все с высокой (крыши).


Игра "Занимательная грамматика"

Описание игры.

Сложить слова из двух слов по схеме: ____+_____=____?____

Слова-слагаемые, составляющие слово, зашифрованы по принципу кроссворда.

Например:

первый слог - наименьшее трех­ значное число; второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множествен­ ном лице; вместе - главный город страны (столица);

первый и второй слог – личное местоимение; вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).


Игра "Один звук, марш!"

Описание игры.

Вариант I. Из каждого слова «вынь­те» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получи­лось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Вариант II. Теперь, наоборот, до­бавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Вариант III. В словах замените один согласный звук. Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).


Игра "Думай! Думай! Думай!"

Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращаюсь в знак

сложенья. (Флюс - плюс)


С буквой «л» - в игре в футбол

Часто слышим слово .

С «д» уж в слове смысл не тот -

Мерой стало – просто. (Гол - год)


Он - грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о» -

Будет круглое число. (Сурок - сорок)


Когда я месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце

будто таешь.

Коль вместо «т» в меня

поставишь «ш»,

То под меня ты бодро

зашагаешь. (Март - марш)


С глухим согласным наливаюсь

в поле,

Со звонким - сам звеню я

на просторе! (Колос - голос)


Я бываю золотой,

А природный - костяной.

Если «з» на «к» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем. (Зуб - куб)



Подвижные игры для развития звукового анализа и синтез слова


Игра "Мяч в воздухе"

Цель: тренировать детей в определении первого и последнего звуков в словах, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, лов­кость, точность движений.

Оборудование: мяч.


Описание игры:

Все играющие становятся в круг. Один встает в цент­ре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на послед­ний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается — выходит из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2—3 слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проигравшими.


Игра "Мяч в кругу"

Цель: тренировать детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков; развивать мелкие мышцы рук, глазомер; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.

Оборудование: мяч.


Описание игры:

Все играющие становятся в крут. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком [с], а другой — со звуком [ш], сле­дующий — со звуком [с] и т. д. Затем задание можно изменить: под­бирать слова попеременно со звуками [з] — [ж], [ш] — [ж], [р] — [л], [с] — [з], [с] — [ц] и т.д. Кто ошибается, выходит из игры.

Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проиг­равшими.


Игра "Умей слушать"

Цели: закреплять умение детей дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание, координацию движений, физиологическое дыха­ние; воспитывать быструю реакцию на сигнал.

Оборудование: макет 4-этажного домика, предметные картинки с изображениями животных.


Описание игры.:

Дети идут друг за другом в колонне по одному и по сигналу выполняют тихо названное логопедом движение (повернуться, остановиться, присесть, попрыгать, поднять руки вверх и сделать вдох, опустить руки вниз — выдох, наклониться и т. д.). Логопед хвалит детей за то, что они умеют быть внимательными, хорошо слушать и правильно выполнять задание. Говорит, что такие внимательные дети сумеют разрешить спор животных: кто на каком этаже дома должен жить (выставляется макет дома).

Построим новый,

Светлый дом.

Каких жильцов Поселим в нем?

Дети берут картинки и выполняют задание: на первом этаже поме­щают картинки с изображениями зверей и птиц, в названиях которых есть звук [с] (собака, свинья, суслик, сорока), на втором — звук [ш] {мишка, кошка, лошадь, шакал, мышка), на третьем — [з] {заяц, зубр, коза, зебра, обезьяна), на четвертом — [ж] {жаба, ежик, журавль, жираф, медвежонок). Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.


Игра "Ловишка из круга"

Цели: автоматизировать и дифференцировать звуки [P], [P ,], [Л], [Л ,] учить понимать в тексте и использовать в речи глаголы, развивать произвольную память, фонематический слух; воспитывать выдержку, честность, быстроту, увертливость.

Оборудование: у детей — фанты.


Описание игры:

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка, назначенный логопедом, находится в центре круга. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три — лови!

На последнем слове все разбегаются, а ловишка догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 3—4-х детей. Ловишка забирает у пойманных фанты. Чтобы продолжить игру, пойманные дети должны получить
назад свои фанты, выполнив задание логопеда. Ловишка спрашивает у логопеда: «Что должен сделать этот фант?» Логопед дает каждому фанту задание. Дети его запоминают, а затем выполняют. Игра возобновляется.

Примеры заданий:

- Назови пары звонких и глухих звуков.

- Назови пары твердых и мягких согласных звуков.

- Назови гласные звуки.

- Вспомни слово из трех звуков.

- Вспомни слово из четырех звуков.

- Вспомни слово со звуком [ш] в начале, середине, в конце.

- Сколько звуков в слове и какие эти звуки? {Мак, кит, зубы и т.д.)


Игра "Найди себе пару"

Цели: тренировать детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух; воспитывать ориентировку в пространстве, быстроту, сообразительность.

Оборудование: парные картинки с изображениями предметов звания которых отличаются одним звуком, например: коза - на коса, мискамишка, удочкауточка и т.д.; стулья с цифрами.


Описание игры:

Логопед объясняет, что нужно взять картинки и по добрать к ним другие картинки, названия которых звучат сходно с на­званиями предметов на их картинках. Картинки разбросаны по полу в разных местах группы. Дети ищут парную картинку и стараются быстро сесть на стул с меньшим номером. Логопед анализирует вы­полнение задания и определяет места победителей.


Подвижные на слоговой анализ и синтез слова


Игра "Один, два, три"

Цели: определение количества слогов в словах; воспитание произ­вольного внимания; упражнение в построении и перестроении.

Оборудование: доска или подставка, крупные предметные картинки.

Описание игры:

Дети ходят произвольно. На сигнал логопеда «Вни­мание!» дети смотрят на выставленную на доске картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками - в зависимости от ко­личества слогов в названии предмета на картинке.


Игра "Найди свой домик"

Цели: определение количества слогов в словах, обогащение словарно­го запаса детей (усвоение названий насекомых), закрепление обобща­ющего понятия «насекомые»; упражнение в беге врассыпную, воспита­ние быстрой реакции на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование: три домика, шапочки насекомых (жук, шмель, моль, муха, пчела, оса, комар, бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, саран­ча, божья коровка и др.), шапочка птицы.


Описание игр:

В разных местах группы расставлены «домики» на­секомых. Логопед говорит, что в первом домике живут насекомые, названия которых состоят из одного слога, во втором - из двух, в тре­тьем - из трех. Затем предлагает детям стать насекомыми, выбрать любые шапочки. В одном из углов группы очерчивается кружком домик для «птицы». По сигналу «насекомые» разбегаются по группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет насекомых. Через неко­торое время логопед говорит: «Птица!» — и «насекомые» прячутся в свои домики. Логопед проверяет, правильно ли занят домик, дети помогают, затем дети меняются шапочками, игра возобновляется.


Игра "Найди сундучок"

Цели: определение количества слогов в словах; развитие ориенти­ровки в пространстве, внимания.

Оборудование: сундучок, предметные картинки, цифры 1, 2, 3.


Описание игры.

Логопед говорит, что хочет посмотреть, готовы ли дети к школе, умеют ли делить слова на слоги. Сообщает, что приго­товила для них красивый сундучок с картинками и спрятала его. Пред­лагает найти. Говорит: «Если вы будете приближаться к нему, я буду говорить „тепло“, „теплее“. Если совсем близко подойдете, скажу „го- рячо“, если далеко от него — „холодно“. Когда будете искать, при­слушайтесь к тому, что я говорю».

Дети ищут и находят сундучок. Открывают его, берут конверты, достают картинки, определяют количество слогов в словах и несут картинки к цифрам 1, 2, 3. Затем логопед выполненное задание про­веряет вместе с детьми, хвалит их.


Игра: "Стук да стук, найди слово, милый друг"

Цели: закреплять полученные детьми навыки деления слов на слоги; учить их замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в разное звучание слогов в слове; учить определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове; закреплять знание детьми названий цве­тов; тренировать в беге врассыпную, в ориентировке в пространстве; развивать зрительное внимание, речевое дыхание.

Оборудование: шапочки цветов, обручи, молоточек.


Описание игры.

Логопед говорит детям, что они — цветы маки, и предлагает им поиграть.

Одну девочку назначает Майкой. Дети распределяются по всей группе. Речь с движениями;

Вот какие маки, (2 раза)

Красные, большие, в поле расцвели.

Пролетает ветер, (2 раза)

Тоненькие стебли гнет он до земли.

Выпрямились ловко, подняли головки,

Солнцу золотому шлют они привет.

Маленькая Майка вышла на лужайку,

К празднику все маки собрала в букет.

О. Высотская

Майка собирает большой «букет из маков».

Логопед говорит: «Маки — полевые цветы. Хотите вырастить садо­вые?» Дети берут шапочки. Логопед объясняет задание. Игра называ­ется «Стук да стук, найди слово, милый друг».

Вариант 1. «Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на шапочке нарисован цветок, название которого состоит из двух слогов, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и встать во второй обруч (роза, тюльпан...). Обруч — это „клумба".

Если я простучу 3 раза, то в названии цветка должно быть 3 слога, 1 раз — один, 4 раза — 4 слога (георгин, мак, гладиолус)».

Вариант 2. «Если я стукну молоточком один раз, это значит, что в первый обруч должны встать дети-цветы, в названии которых уда­рение звучит в первой части; если два раза — во второй части (встать во второй обруч). Будьте внимательны...»

Ответы детей обсуждаются сообща.


Игра "Кто скорее соберет предметы?"

Цели: дифференциация твердых и мягких звуков в словах; раз­витие внимания, быстроты, сообразительности, ориентировки в про­странстве.

Оборудование: два обруча, предметы (или картинки), названия ко­торых начинаются на твердый или мягкий звук, эмблемы команд.


Описание игры.

Дети делятся на две команды — «Зайчики» и «Лисички», каждый ребенок прикрепляет на грудь эмблему ко­манды. «Зайчики» в свой домик-обруч собирают предметы, названия кото­рых начинаются на твердый звук, «Лисички» — на мягкий. Игру на­чинают и заканчивают по сигналу логопеда. Логопед проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания, считает количество оши­бок, определяет победителя, учитывая, какая команда выполнила за­дание быстрее.


Игра "Кто скорее перенесет предметы?"

Цели: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки, бегать в определенном направлении организованно друг за другом, совершен­ствовать координацию движений рук и ног, воспитывать быстроту, ловкость, сообразительность.

Оборудование: 3 стола, игрушки, названия которых начинаются со звонкого или глухого звука.


Описание игры.

Дети делятся на две команды. На один стол выкла­дываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив, в другой части группы, — два пустых стола. По сигналу «Раз, два, три — беги!» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет предмет, логопед вместе с деть­ми проверяет правильность выполнения задания и определяет коман- ду-победителя.

Игра "Где твой круг?"

Цели: обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение», учить определять мес­тонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать бы­струю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: два больших обруча, карточки со словами (зАмок — замОк, дУхи — духИ, чУдно — чуднО, крУжки — кружкИ, ПОля — полЯ, кОзльт — козлЫ, Ирис — ирИс и др.).


Описание игры.

Вариант 1. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушай­тесь, как оно звучит, где слышится ударение — в первой части имени или во второй? Говорить об этом не надо. В первом круге окажутся те дети, в имени которых ударение в первой части. Во втором круге разместятся дети с ударением в имени на второй части. Выполняйте задание».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и спра­ведливо ли соотношение — в первом круге больше играющих, во вто­ром — меньшинство (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предла­гает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно из­менить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Вариант 2. Дети берут для чтения слова, определяют, в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или вто­рой). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание, дает оценку.


Подвижные игры на закрепление навыков чтения и письма слов, анализа предложений


Игра "Быстро возьми, быстро сложи"

Цели: закреплять знание букв, умение быстро и правильно склады­вать из них слова; учить прыжкам на одной ноге, быстрому бегу по прямой, развивать ловкость.

Оборудование: 4 набора кубиков с буквами, 4 предметные картинки (по 2 для каждой команды), подставки для них.


Описание игры.

Дети разбиваются на две команды. Команды стро­ятся у подставок с картинками. На противоположной стороне груп­пы _ кубики. После слов ведущего «Мы умеем быстро бегать, любим прыгать и скакать. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть!» все дети прыгают на одной ноге до кубиков, берут по два кубика и возвращаются к месту старта бегом. Оставляют кубики и прыгают на другой ноге за оставшимися кубиками; вновь возвращаются бегом. Затем каждая команда из принесенных кубиков складывает по два слова, обозначающих предметы на картинках. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно сложит слова.


Игра "Живая стрелка"

Цели: закреплять умение придумывать по картинкам предложения с предлогами, определять количество и последовательность слов в предложениях; тренировать в беге по кругу, в остановках по сигналу.

Оборудование: шапочка со стрелкой, сумка через плечо у водящего, в ней — сюжетные картинки.


Описание игры.

Ребенок, изображающий живую стрелку, находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противо­положную сторону по кругу со словами:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ребятам покажись.

Покажи нам поскорее,

Кто из нас тебе милее!