СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком»

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком»»

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком»

Цель: Развитие творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, демонстрация опыта работы по песочной терапии в детском саду.

Задачи:

• познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в работе с дошкольниками;

• дать определение песочной терапии;

• способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность;

Материал: песочница, световые столы, кварцевый песок, клей, влажные салфетки.

В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя задача, как педагога сделать этот опыт удачным и успешным. Я стараюсь шагать в ногу со временем и внедрять в практику современные образовательные технологии.

Вот уже 9 лет я работаю в группе компенсирующей направленности. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития, являются особой категорией детей, в работе, с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы.

Изучив различные теории, опыт других педагогов, возможности развивающей предметно пространственной среды я пришла к идее апробировать технологию «песочная терапия».

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из Вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, Вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.

Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны. Игра с песком может выступать в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и психологических нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д..

Бывает, что ребенок словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Песочная терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием песка.

Для ребенка незаметно игра превращается в терапию, а для специалистов: педагогов, психологов, дефектологов – это возможность помочь детям при задержке развития.

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

А сейчас я хочу представить вашему внимаю небольшое видео, в котором вы увидите работу с детьми по песочной терапии.

Приглашаю Вас, уважаемые коллеги, вернуться в детство и не на долго побыть детьми.

- Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с Вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная, песочная. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Ритуал «входа» в Песочную страну:

- Давайте встанем вокруг песочницы, вытянем руки над песочницей ладонями вверх и произнесем заклинание:

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем

Помощников веселых.

А еще нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок.

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Песок мы не бросаем,

Друг другу не мешаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Мы начинаем с Вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро Вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Тактильная разминка. Упражнение «здравствуй, песок!»

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок! Послушайте… Он с Вами здоровается. Вы слышите?... Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом.

А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется? (фонограмма смеха)

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Песочный ветер.

В Песочной стране дует сильный ветер (фонограмма ветра). Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке, выдувать буквы, цифры или рисовать.

Упражнение «Победитель злости»

В Песочной стране появился злой волшебник. Он заколдовал Песочную страну. Ребята, а давайте мы попробуем прогнать злого волшебника и спасти волшебную страну. Давайте нарисуем злого волшебника. А какой он, злой волшебник? (не любит детей, не хороший). Рисуем круг, в котором обозначаем глаза, нос, рот. Это «круг-злюка». Теперь разрушьте песочный круг и прогоните злого волшебника, произнося волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость».

Звучит музыка. Участники разрушают песочный круг ладонями.

Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я Вас поздравляю, мы победили злость!

Посмотрите на нашу Песочную страну, чего в ней не хватает? Правильно, нам надо вернуть красоту этому сказочному миру. Что же для этого надо сделать? (украсить Песочную страну)

Упражнение «Картина загадок»

Вы любите рисовать? Сегодня мы будем рисовать на песке картину руками, пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будете рисовать на песке.

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее беда –

Она их главная еда. (трава)

У вас получились замечательные картины, а теперь я предлагаю их украсить, сделать более яркими и интересными.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Пришла пора прощаться с нашими друзьями и возвращаться обратно в детский сад.

Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторите за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

До следующей встречи в Песочной стране.

Рефлексия (педагоги садятся, вымыв руки)

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? С каким настроением Вы вернулись из Песочной страны?

Сегодня я показала Вам лишь несколько песочных упражнений.

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Действительно, данная методика несет в себе:

1. Инновационность, оригинальность, простоту

2. Способствует развитию психических процессов.

А мне остается только поблагодарить Вас за внимание и работу. И в заключении я хочу раздать вам буклеты по работе с песком.