Мастер-класс «Школа здорового питания»
Уважаемые коллеги, члены жюри, гости, я рада быть сегодня в окружении профессионалов. Свой мастер-класс я назвала «Школа здорового питания». Давайте начнем?
В. Гете: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…».
Встретившись с участниками на семинаре, который проводила Ирина Борисовна и узнав их специализацию, я решила проанализировать экзаменационную базу и увидела, что по многим предметам используются задания с одиночным выбором ответа.
Продолжая заявленную мной тему и соблюдая требования к мастер-классу, хочу предложить вам побыть в роли экспертов и попробовать свои силы в составлении экзаменационных заданий.
Поскольку я биолог, то и работать мы будем с заданиями по биологии.
Как же биология без практической части? Если вы помните, тема моего урока была посвящена пищеварению в ротовой полости. Отходить далеко от неё не будем.
Перейдем к удовольствиям. Одно из них мы получаем от вкусной пищи. Разнообразная, хорошо подобранная вкусовая гамма может вызвать удовольствие, наслаждение, благоприятно влиять на здоровье. За это мы должны благодарить орган вкуса. А именно язык. Вот с ним я и предлагаю поэкспериментировать.
Для на языке различают 4 вкусовые зоны: сладкий, кислый, солёный и горький.
Наша задача определить зоной какого вкуса является кончик языка.
Перед вами некоторые продукты питания, растворенные в воде. Показать на слайде. Нанесите на кончик языка каждое вещество по отдельности при помощи зубочистки. Для каждого вкуса используйте новую зубочистку. При этом наблюдайте за собой. Вслух не произносите. Какой из вкусов кончиком языка вы ощущаете ярче, сильнее?
Задание 1. (на слайде и на листах)
К акой вкус распознаёт зона языка, отмеченная на рисунке цифрой 4?
1) кислый
2) солёный
3) сладкий
4) горький
А вот чтобы проверить правильно ли вы определили, прослушаем небольшой видеофрагмент.
Сейчас попрошу вас самим составить задание, используя тот же рисунок. Если затрудняются, то сказать: Попробуем вместе
Совсем недавно мы отмечали любимый праздник российской детворы. В народе говорят «Как встретишь Новый год, так его и проведёшь». Поэтому все мы стараемся роскошно накрыть новогодний стол. Такое мероприятие стремительно опустошает наши кошельки и так же стремительно дарит нам новые килограммы.
Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь».
Как же можно контролировать процесс накопления калорий? А очень просто! Путём несложных математических вычислений. Задания следующего типа так же есть во многих предметах. Это различные расчеты. У нас в биологии они подразделяются на задачи по виду деятельности, по возрасту и по массе.
Мне хотелось бы научить вас решать задание № 31.
В течение дня мы учителя много ходим. Это задание посвятим такому виду деятельности как ходьба.
1. Читаю задание 2.
Юля утром совершила часовую прогулку со скоростью 6,5 км в час. Какой заказ надо сделать Юле днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты прогулки. При выборе учтите, что Юля обязательно закажет маленькую порцию картофеля фри и стакан чая без сахара. При ответе на вопрос используйте данные таблиц 1 и 2. В ответе укажите энергозатраты прогулки, рекомендуемые блюда, калорийность завтрака.
2. Предлагаю выделить ту информацию, которая нам понадобится.
3. Рассчитаем энергозатраты: энергетическая стоимость вида деятельности · время 390 ккал
4. Составим рекомендуемое меню:
5. Подсчитаем калорийность завтрака.
Кто знает, какие органические вещества обеспечивают нас быстрой энергией? Они и другие даны нам в таблице наверное не случайно. Давайте усложним предложенную задачу. Что бы мы могли сюда добавить?
- и количество углеводов в нем.
Рассказать о других таблицах и предложить дома что-нибудь рассчитать для себя.
Дети с удовольствием решают задания такого плана и когда у них выработан навык, они с интересом сами составляют подобные задания применительно к себе и членам своей семьи.
Слайд с детскими заданиями.
Известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг в одной из своих книг писал: «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не дожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет».
Здоровье - это то, чего никогда не бывает много. Желаем всем быть здоровыми и радоваться жизни. Ведь здоровье – главное богатство человека.
Если ты будешь здоровым, то будешь сильным, а будешь сильным – будешь уверенным в себе. Будешь уверенным в себе – сможешь быть успешным в любви и в делах!
Желаю вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе!
И помните «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
М аршрутный лист.
Задание 1. Какой вкус распознаёт зона языка, отмеченная на рисунке цифрой 4?
1) кислый 2) солёный 3) сладкий 4) горький
Задание 2. Составьте тестовое задание.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 3. Юля утром совершила часовую прогулку со скоростью 6,5 км в час. Какой заказ надо сделать Юле днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты прогулки. При выборе учтите, что Юля обязательно закажет маленькую порцию картофеля фри и стакан чая без сахара. При ответе на вопрос используйте данные таблиц 1 и 2. В ответе укажите энергозатраты прогулки, рекомендуемые блюда, калорийность завтрака.
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
Таблица 1 «Энергетическая и пищевая ценность продукции
кафе быстрого питания»
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина) | 425 | 39 | 33 | 41 |
Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | 380 | 19 | 18 | 35 |
Сэндвич с куриной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | 355 | 13 | 15 | 42 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) | 250 | 14 | 12 | 15 |
Картофель по-деревенски | 315 | 5 | 16 | 38 |
Маленькая порция картофеля фри | 225 | 3 | 12 | 29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
Сладкий сильногазированный напиток | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная | 4,5 ккал/мин |
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) | 5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде | 9,5 ккал/мин |
Таблица 3 «Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей
и подростков»
Возраст, лет | Белки (г/кг) | Жиры (г/кг) | Углеводы (г) | Энергетическая потребность (ккал) |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
16 и старше | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 4 «Калорийность при четырёхразовом питании
(от общей калорийности в сутки)»
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
17-летний Фёдор в зимние каникулы посетил Москву. Перед экскурсией в Третьяковскую галерею он решил перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 3 и 4, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Фёдор питается четыре раза в день. Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Фёдор обязательно закажет маленькую порцию картофеля фри и стакан чая без сахара. В ответе укажите: калорийность второго завтрака; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество жиров в нём. |
Используя данные таблиц 1, 2, 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность первого завтрака для 7-летнего Федора, если ребенок питается четыре раза в день. Предложите Федору оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Федор любит жареный картофель.
В ответе укажите калорийность первого завтрака при четырехразовом питании, блюда, которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность завтрака, и количество жиров в нем.