Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой» Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и начальной школой.
Учитель: Бархатова Александра Петровна
Добрый день, уважаемые коллеги! Начать свое выступление мне хотелось со слов знаменитого педагога В.А. Сухомлинского "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
Отметьте наиболее важные умения, необходимые ребёнку, поступающему в 1-ый класс. (Напишите в чате номера)
Умение общаться со сверстниками и со взрослыми
Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника
Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
Умение читать
Умение считать предметы, складывать и вычитать в пределах 10
Умение писать буквы, цифры, знаки.
Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
Начнем с тех, которые на мой взгляд жизненно необходимы, чтобы дошкольник, придя в школу, чувствовал себя комфортно.
Самое первое умение, которое понадобится ребенку, это
умение общаться со сверстниками и со взрослыми. В современном мире, общение со взрослыми и сверстниками вытесняют гаджеты. Очень часто я наблюдаю в общественном транспорте такую картину, ребенок выпрашивает, нет, даже требует у мамы или папы телефон, чтобы посмотреть мультфильм или поиграть в игру. Родители, вместо того, чтобы отвлечь ребенка какой-нибудь интересной историей из серии «Посмотрим в окно, посчитаем машины», скорее сует драгоценному чаду вожделенную игрушку, в транспорте тишина, ребенок больше не мучает родителя, не моргая глядит на экран. Другая история, не менее животрепещущая для меня, как для учителя. Первое сентября. Линейка подходит к концу, я должна вести детей в школу. Мама, провожающая ребенка, судорожно вцепилась в него со словами «Не пущу!», приходится с силой отцеплять родительницу от малыша. Вся школа наблюдает за «интересным моментом».
Умение читать. Приведу пример из школьной жизни. 1 класс. Проверка техники чтения. Дается рассказ. «Ива. У реки растет ива. Не руби иву. Ива наша.» После чтения, как правило, задаем вопросы, чтобы проверить, понимает ли ребенок прочитанное. (Осмысленное чтение)
- Про что рассказ?
- Про девочку Еву. Ее нельзя бить, потому что она наша.
- А других можно бить?
- Да нет, других бить нельзя.
Т.е. ребенок достаточно бегло прочитал текст, но не понял прочитанного.
Конечно, если вам удалось в процессе игры научить ребенка читать, это здорово! Но самое главное, развитие речи, чтобы ребенок умел задавать вопросы, придумывать продолжение разных рассказов, рассуждать о прочитанном, давать характеристику героям, рассказать о том, что его удивило, напугало, огорчило. Еще одна распространенная проблема, когда дети приходят в школу, они знают буквы, это замечательно, но называют букву, как в алфавите, это мешает научить читать ребенка, который не овладел навыком чтения. Поэтому рекомендую учить название буквы так, как оно произносится в слове.
Умение писать буквы, цифры, знаки. В общеобразовательных учреждениях различные программы обучения по русскому языку (обучение грамоте), поэтому в прописях не совпадает написание тех или иных букв. Нет необходимости учить писать воспитателям. А вот за умение правильно держать карандаш или ручку каждый педагог будет благодарен.
Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья
Конечно любой педагог дошкольного или начального образования будет безмерно рад, если у него будет ребенок с хорошим уровнем физического развития и состоянием здоровья. В данном случае, от нас мало что зависит. Иногда приходят в школу дети, которым очень тяжело даются элементарные навыки бега. Дети не умеют не только бегать, но и прыгать со скакалкой. С одной девочкой, вполне здоровой по показаниям педиатра, приходилось бегать, держа ее за руку. Дети, поддерживали наш забег аплодисментами.
Умение считать предметы, складывать и вычитать в пределах 10
Считать умеют многие дети, идущие в школу, но вот понимание образования следующего (нового) числа, путем прибавления единицы и предыдущего, путем вычитания единицы, отсутствуют у большинства детей. Мне, как учителю, приходится тратить на объяснение элементарных понятий время на уроке, которого всегда не хватает. Счет в пределах 10 механический, как детская песенка, хорошо выученная наизусть. Пусть дети считают все и везде: ложки, чашки, помогая накрывать на стол, проезжающие по дороге машины разного цвета, камушки на берегу реки или во дворе дома, пальцы на руках и ногах, конфеты в вазочке и т.д.
Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
Ребенок должен уметь сдерживать негативные порывы, продуктивно работать 15-20 минут, слушать взрослого и выполнять его поручения. Быть дисциплинированным и организованным, управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками, стремиться достойно преодолевать трудности. Вот это важное умение не всегда сформировано: дети не умеют проигрывать, не умеют адекватно реагировать на критику, не могут сконцентрироваться на задании.
Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
Безусловно, что база знаний после детского дошкольного учреждения сформирована на хорошем уровне, чего не скажешь о тех детях, которые по разным причинам не посещали сад, зато ходили на различные детские курсы, которые, как правило выполняют развлекательную функцию. Лучше направить работу на развитие внимания, памяти
Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника
Ребенок хочет пойти в школу, понимает, что в школе по-другому проходят занятия, нужно будет делать домашнюю работу.
Ныряя по бескрайним просторам интернета, я обнаружила довольно интересный документ (Управление начальной школой № 5 (2016), в котором говорится буквально следующее «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что школа обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным уровнями образования». И нам, педагогам предлагают использовать модели преемственности по трем направлениям:
работа с педагогическим коллективом
работа с дошкольниками и обучающимися начальной школы
работа с родителями.
Преемственность реализуют совместно администрация школы, педагоги дошкольного образования, учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды. Направления их деятельности — в таблице.
Основные направления деятельности администрации и педагогических работников, чтобы реализовать преемственность
Администрация | Воспитатели, учителя | Педагог-психолог, учитель-логопед |
Координирует работу, анализирует результаты, корректирует действия | Разрабатывают единые подходы к образовательной и воспитательной деятельности, создают созвучную среду, чтобы развить дошкольников и младших школьников, профессионально взаимообогащаются | Разрабатывают систему перехода детей из детского сада в начальную школу, осуществляют индивидуальное сопровождение ребенка |
Основная задача администрации, чтобы педагоги взаимодействовали между собой. Используйте формы работы: совместные педагогические советы, расширенные заседания методических объединений, круглые столы, мастер-классы, индивидуальные консультации, общие семинары; открытые мероприятия, совместные психолого-медико-педагогические консилиумы; взаимопосещения занятий. Схема совместной деятельности педагогов дошкольного образования и начальной школы см. ниже.
Совместная деятельность педагогов дошкольного образования и начальной школы
Педагог-психолог и учитель-логопед совместно с воспитателями разрабатывают характеристику дошкольника-выпускника. Описывают отдельные черты личности ребенка, особенности поведения и игровой деятельности, адаптационные возможности, психологический статус ребенка в коллективе, школьную мотивацию. В каждой возрастной группе детского сада создают портфолио дошкольника, которое можно продолжать вести в начальной школе. Собранный материал помогает учителю выбрать эффективные педагогические приемы работы и позволяет ребенку преодолеть трудности адаптации.
Как работать с дошкольниками и обучающимися начальной школы
Работу постройте так, чтобы дошкольники и младшие школьники могли взаимодействовать друг с другом. Школа совместно с детским садом организует мероприятия, на которых встречаются дети. Будущие первоклассники учатся у школьников, как вести себя, общаться; а ученики начальной школы заботятся о младших. Проведите экскурсии по школе для детей из детского сада, пусть они посетят школьную библиотеку, проводите совместные праздники, концерты, музыкально-литературные вечера, спортивные мероприятия, организуйте выставки рисунков и поделок.
Как работать с родителями
Используйте формы работы: совместные родительские собрания с педагогами детского сада и начальной школы, например, «На пороге школы», «Готовность к школьному обучению», встречи родителей с будущими учителями, дни открытых дверей, круглые столы, дискуссионные встречи; творческие мастерские, презентации по вопросам воспитания и образования детей в современных условиях, анкетирование, тестирование родителей в преддверии школьной жизни и в период адаптации детей в школе, тематические досуги; информационный материал (стенды, ширмы, папки-передвижки, фотовыставки), родительский клуб.
Несомненно, что данная информация может быть полезной, но я хочу сказать, что все это мы уже делали много лет назад. Мы с детьми выпускных классов ходили в детские сады, проводили различный монтаж, например, по правилам дорожного движения. Наши учителя, которые делали выпуск, ходили на родительские собрания в подготовительные группы, проводили открытые занятия для дошкольников и их родителей. Может и мы, после этих курсов попробуем возродить то, что когда-то было в организации преемственности между школой и детским садом.
В конце хотелось бы поблагодарить коллег дошкольного образования за их нелегкий труд. Мы безусловно понимаем, что, если бы не их работа, нам бы пришлось нелегко. Научить, казалось бы, самому простому, очень сложно. Продолжаем вашу работу: учить детей быть вежливыми, самостоятельными, любознательными, здоровыми, сопереживающими, понимающими, активными, умными.