Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка и литературы
Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность.
Бернард Шоу
Как обучать в новых условиях? Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению?
Цель выступления способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке, так как
ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!
1. Этап мотивации урока
Приветствие
Смайлик настроения
Стишок на урок
Поздоровайся
глазами
Установление
контакта
Поздоровайся глазами
- Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.
Установление контакта с участниками
- - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
- - Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
- - Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
- – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
- – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Стишок на каждый урок
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Смайлики
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
Давайте нарисуем в тетради смайлики, соответствующие вашему настроению. Смайлики покажите свои друг другу. Пусть они будут весь урок лежать перед вами. С этим хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.
2. Э тап создания проблемной ситуации,
подведения к теме
Удивляй !
Ассоциация
Загадки
Эксперимент
Лингвистический анекдот
Легенда/притча
Профи
За окном
Фантастическая
добавка
6 ответов
на вопрос
Анаграмма
Этимологическая
минутка
«Знаете ли вы, что…?»
Словарная
арифметика
Линия времени
Математика
вокруг нас
Оратор
«РЕСТАВРАТОР»
Удивляй!
- Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня.
Вынуть
- Тема «Приставка».Существуют слова с приставками, которые ни в одном другом слове не встречаются. Называются УНИФИКСЫ. Найдите такие слова
Мусор, радуга
ЭКСПЕРИМЕНТ
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах. Объясните значение слов.
видение - видение
хаос — хаос
характерный – характерный
ЭВРИКА!
Проверь себя!
видение (способность видеть)- видение (мираж, призрак);
хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха);
характерный (упрямый, своеобразный, выразительный) –
характерный (типичный особенный).
Профи
- Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Например, зачем знать строителю тему «Имя прилагательное»?
(Потому что дом большой, теплый, красивый и т.д.)
А какой еще профессии это важно?
(врач, музыкант, учитель)
6 ответов на вопрос
- Что случится, если я буду писать грамотно?
- Что случиться, если я
не буду писать грамотно?
Заметили ошибку?
«Знаете ли вы, что…?»
А знаете ли Вы, что обозначает слово «альбом»?
- В переводе означает «белая краска» – оно происходит от латинского album. Дело в том, что первоначально, в Древнем Риме, album представлял собой строганные деревянные доски, поверхность которых была покрыта гипсом: на них писали официальные сообщения, а потом вывешивали в каком-нибудь публичном месте, где с информацией могло ознакомиться большое количество людей. В средние века это понятие стало обозначать уже пачку белых листов для деловых и бытовых записей, а потом и сшитые листы. В таком значении слово и дошло до нас.
Загадки
- Бурый, мохнатый, косолапый.
(Медведь)
(Яблоко)
(Лиса)
- Умные, активные, дружелюбные.
(Это вы, ребята.)
- Какие части речи мы использовали в загадках?
- Тема нашего урока…
Шутливые вопросы о буквах
- 1. В море не водится, в печке живёт, в сарай не поместится, а в кошелёк аж две войдёт. Что это?
Буква "к"
2. У человека одна, у вороны две, а у медведя
нет ни одной!
Буква "о"
3. Какое слово начинается с трех букв "Г" и заканчивается тремя буквами "Я"?
Тригонометрия
Легенда/притча
Горизонт всюду. На каждом шагу. - Какую мораль содержит эта легенда?
(Вокруг нас много того,
чего мы не знаем, что должны узнать, изучить.)
-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое. Что будем постигать сегодня?
Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.
Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь.
Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт.
И вдруг всё понял.
Анаграмма
Переставив буквы в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна в породистую лошадь; еловый лес в металл; материю в геометрическое тело.
(карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)
Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан – банка)
Словарная арифметика
- Многие слова можно «разложить» разными способами, например,: красота = акт + роса =
ток + раса = сок + тара
Математика вокруг нас
Оратор
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо
Лингвистический анекдот
Фантастическая добавка
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно
- перенестись на фантастическую планету;
- изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным;
- придумать фантастическое животное или растение;
- перенести литературного героя в современное время;
- рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
Этимологическая минутка
- Что общего у копейки и копья?
- Название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ: в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок
«Продолжить ряд»
Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Ряд О, Д, Т…(?)
Ч
Пояснение: буквы числительных по порядку:
один, два, три…четыре
«Продолжить ряд»
1. Апельсин, банан, виноград….
- 1. Апельсин, банан, виноград….
Ответ: груша (следующая буква алфавита )
- Ответ: груша (следующая буква алфавита )
2. Медведи, сестры, поросята…
Ответ: например, мушкетёры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения)
- Ответ: например, мушкетёры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения)
3. Дорога, ремонт, милиция…
Ответ : фары (это слово начинается с фа , продол-жая музыкальный ряд до рога, ре монт, ми лиция, и одновременно относится к тематике ряда)
- Ответ : фары (это слово начинается с фа , продол-жая музыкальный ряд до рога, ре монт, ми лиция, и одновременно относится к тематике ряда)
«Реставратор»
- Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем
Игра «Да-нетка»
- Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она?
Коробочка из “Мертвых душ”.
- Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он?
М.В.Ломоносов
Автор
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
“ Фантазёр”
На доске записана тема урока.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………
– Вот видите, как важно…..
ЗУН
ДОМЫСЛИВАНИЕ
- Предлагается тема урока и слова "помощники":
- Повторим
- С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Театрализация
Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.
Открытие открытого
– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему…
– Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
(Не правда ли, звучит, как открытие!)
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
Спасибо за внимание!