СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс. Презентация "Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является сопровождением к выступлению на педагогическом совете "Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка и литературы". Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс. Презентация "Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".»

 Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность. Бернард Шоу

Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность.

Бернард Шоу

Как обучать в новых условиях?  Как учить детей без принуждения?  Как помочь им раскрыть свои возможности?  Как сделать предмет интересным для всех?  Как дать стимул к обучению?      

Как обучать в новых условиях? Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению?    

Цель выступления способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке, так как ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,  ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!

Цель выступления способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке, так как

ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,

ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!

1. Этап мотивации урока Приветствие Смайлик настроения Стишок на урок Поздоровайся глазами Установление контакта

1. Этап мотивации урока

Приветствие

Смайлик настроения

Стишок на урок

Поздоровайся

глазами

Установление

контакта

Поздоровайся глазами Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.

Поздоровайся глазами

  • Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.

Установление контакта с участниками - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.  - Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья? - Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать? - Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать? – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок… – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Установление контакта с участниками

  • - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

  • - Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
  • - Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

  • – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
  • – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Стишок на каждый урок Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки?

Стишок на каждый урок

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

 Смайлики   Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю всем вам!  Давайте нарисуем в тетради смайлики, соответствующие вашему настроению. Смайлики покажите свои друг другу. Пусть они будут весь урок лежать перед вами. С этим хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.

Смайлики

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!

Давайте нарисуем в тетради смайлики, соответствующие вашему настроению. Смайлики покажите свои друг другу. Пусть они будут весь урок лежать перед вами. С этим хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.

2. Э тап создания проблемной ситуации, подведения к теме Удивляй ! Ассоциация Загадки Эксперимент Лингвистический анекдот Легенда/притча Профи За окном Фантастическая добавка 6 ответов на вопрос Анаграмма Этимологическая минутка «Знаете ли вы, что…?» Словарная арифметика Линия времени Математика вокруг нас  Оратор «РЕСТАВРАТОР»

2. Э тап создания проблемной ситуации,

подведения к теме

Удивляй !

Ассоциация

Загадки

Эксперимент

Лингвистический анекдот

Легенда/притча

Профи

За окном

Фантастическая

добавка

6 ответов

на вопрос

Анаграмма

Этимологическая

минутка

«Знаете ли вы, что…?»

Словарная

арифметика

Линия времени

Математика

вокруг нас

Оратор

«РЕСТАВРАТОР»

Удивляй! Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня.  Вынуть  Тема «Приставка».Существуют слова с приставками, которые ни в одном другом слове не встречаются. Называются УНИФИКСЫ. Найдите такие слова  Мусор, радуга

Удивляй!

  • Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня.

Вынуть

  • Тема «Приставка».Существуют слова с приставками, которые ни в одном другом слове не встречаются. Называются УНИФИКСЫ. Найдите такие слова

Мусор, радуга

ЭКСПЕРИМЕНТ Задание 1.  Расставьте ударения в следующих словах. Объясните значение слов.  видение - видение  хаос — хаос  характерный – характерный  ЭВРИКА!

ЭКСПЕРИМЕНТ

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах. Объясните значение слов.

видение - видение

хаос — хаос

характерный – характерный

ЭВРИКА!

Проверь себя!  видение (способность видеть)- видение (мираж, призрак); хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха); характерный (упрямый, своеобразный, выразительный) – характерный (типичный особенный).

Проверь себя!

видение (способность видеть)- видение (мираж, призрак);

хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха);

характерный (упрямый, своеобразный, выразительный) –

характерный (типичный особенный).

Профи Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? Например, зачем знать строителю тему «Имя прилагательное»? (Потому что дом большой, теплый, красивый и т.д.)  А какой еще профессии это важно?  (врач, музыкант, учитель)

Профи

  • Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Например, зачем знать строителю тему «Имя прилагательное»?

(Потому что дом большой, теплый, красивый и т.д.)

А какой еще профессии это важно?

(врач, музыкант, учитель)

6 ответов на вопрос Что случится, если я буду писать грамотно? Что случиться, если я не буду писать грамотно? Заметили ошибку?

6 ответов на вопрос

  • Что случится, если я буду писать грамотно?
  • Что случиться, если я

не буду писать грамотно?

Заметили ошибку?

«Знаете ли вы, что…?» А знаете ли Вы, что обозначает слово «альбом»?  В переводе означает «белая краска» – оно происходит от латинского album. Дело в том, что первоначально, в Древнем Риме, album представлял собой строганные деревянные доски, поверхность которых была покрыта гипсом: на них писали официальные сообщения, а потом вывешивали в каком-нибудь публичном месте, где с информацией могло ознакомиться большое количество людей. В средние века это понятие стало обозначать уже пачку белых листов для деловых и бытовых записей, а потом и сшитые листы. В таком значении слово и дошло до нас.

«Знаете ли вы, что…?»

А знаете ли Вы, что обозначает слово «альбом»?

  • В переводе означает «белая краска» – оно происходит от латинского album. Дело в том, что первоначально, в Древнем Риме, album представлял собой строганные деревянные доски, поверхность которых была покрыта гипсом: на них писали официальные сообщения, а потом вывешивали в каком-нибудь публичном месте, где с информацией могло ознакомиться большое количество людей. В средние века это понятие стало обозначать уже пачку белых листов для деловых и бытовых записей, а потом и сшитые листы. В таком значении слово и дошло до нас.
Загадки Бурый, мохнатый, косолапый.  (Медведь) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко) Хитрая, рыжая, пушистая.  (Лиса) Умные, активные, дружелюбные. (Это вы, ребята.) Какие части речи мы использовали в загадках? Тема нашего урока…

Загадки

  • Бурый, мохнатый, косолапый.

(Медведь)

  • Спелое, круглое, сочное.

(Яблоко)

  • Хитрая, рыжая, пушистая.

(Лиса)

  • Умные, активные, дружелюбные.

(Это вы, ребята.)

  • Какие части речи мы использовали в загадках?
  • Тема нашего урока…
Шутливые вопросы о буквах 1. В море не водится, в печке живёт, в сарай не поместится, а в кошелёк аж две войдёт. Что это?       Буква

Шутливые вопросы о буквах

  • 1. В море не водится, в печке живёт, в сарай не поместится, а в кошелёк аж две войдёт. Что это?

Буква "к"

2. У человека одна, у вороны две, а у медведя

нет ни одной!  

Буква "о"

3. Какое слово начинается с трех букв "Г" и заканчивается тремя буквами "Я"? 

Тригонометрия

Легенда/притча Горизонт всюду. На каждом шагу.  - Какую мораль содержит эта легенда? (Вокруг нас много того, чего мы не знаем, что должны узнать, изучить.)  -На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое. Что будем постигать сегодня? Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял.  Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял.

Легенда/притча

Горизонт всюду. На каждом шагу. - Какую мораль содержит эта легенда?

(Вокруг нас много того,

чего мы не знаем, что должны узнать, изучить.)

-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое. Что будем постигать сегодня?

Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.

Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь.

Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт.

И вдруг всё понял.

Анаграмма Переставив буквы в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна в породистую лошадь; еловый лес в металл; материю в геометрическое тело. (карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.) Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах: Я дикий родственник свиньи. Но букв порядок измени – Консервы, джемы, маринад Во мне обычно все хранят.  (кабан – банка)

Анаграмма

Переставив буквы в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна в породистую лошадь; еловый лес в металл; материю в геометрическое тело.

(карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени –

Консервы, джемы, маринад

Во мне обычно все хранят.

(кабан – банка)

Словарная арифметика Многие слова можно «разложить» разными способами, например,: красота = акт + роса =  ток + раса = сок + тара

Словарная арифметика

  • Многие слова можно «разложить» разными способами, например,: красота = акт + роса =

ток + раса = сок + тара

Математика вокруг нас

Математика вокруг нас

Оратор    За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо

Оратор

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо

Лингвистический анекдот

Лингвистический анекдот

Фантастическая добавка  Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно  - перенестись на фантастическую планету;  - изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; - придумать фантастическое животное или растение;  - перенести литературного героя в современное время;  - рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Фантастическая добавка

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно

- перенестись на фантастическую планету;

- изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным;

- придумать фантастическое животное или растение;

- перенести литературного героя в современное время;

- рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Этимологическая минутка Что общего у копейки и копья? Название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ: в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок

Этимологическая минутка

  • Что общего у копейки и копья?
  • Название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ: в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок
«Продолжить ряд»   Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить. Ряд О, Д, Т…(?)  Ч Пояснение: буквы числительных по по­рядку: один, два, три…четыре

«Продолжить ряд»

Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Ряд О, Д, Т…(?)

Ч

Пояснение: буквы числительных по по­рядку:

один, два, три…четыре

«Продолжить ряд»  1. Апельсин, банан, виноград…. 1. Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита ) Ответ: груша (следующая буква алфавита )   2. Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетёры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения) Ответ: например, мушкетёры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения) 3. Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа , продол-жая музыкальный ряд до рога, ре монт, ми лиция, и одновременно относится к тематике ряда) Ответ : фары (это слово начинается с фа , продол-жая музыкальный ряд до рога, ре монт, ми лиция, и одновременно относится к тематике ряда)

«Продолжить ряд»

1. Апельсин, банан, виноград….

  • 1. Апельсин, банан, виноград….

Ответ: груша (следующая буква алфавита )

  • Ответ: груша (следующая буква алфавита )

2. Медведи, сестры, поросята…

Ответ: например, мушкетёры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения)

  • Ответ: например, мушкетёры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения)

3. Дорога, ремонт, милиция…

Ответ : фары (это слово начинается с фа , продол-жая музыкальный ряд до рога, ре монт, ми лиция, и одновременно относится к тематике ряда)

  • Ответ : фары (это слово начинается с фа , продол-жая музыкальный ряд до рога, ре монт, ми лиция, и одновременно относится к тематике ряда)
«Реставратор» Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем

«Реставратор»

  • Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем
Игра «Да-нетка» Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она?  Коробочка из “Мертвых душ”.  Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он?  М.В.Ломоносов

Игра «Да-нетка»

  • Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она?

Коробочка из “Мертвых душ”.

  • Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он?

М.В.Ломоносов

Автор … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

Автор

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

“ Фантазёр”   На доске записана тема урока. – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. ………… – Вот видите, как важно…..

Фантазёр”

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

ЗУН

ЗУН

ДОМЫСЛИВАНИЕ  Предлагается тема урока и слова

ДОМЫСЛИВАНИЕ

  • Предлагается тема урока и слова "помощники":
  • Повторим
  • Узнаем
  • Изучим
  • Проверим
  • С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Театрализация  Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.

Театрализация

Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.

Открытие открытого   – Что вы уже знаете об этой теме? – Подберите слова об этом или на эту тему… – Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно! (Не правда ли, звучит, как открытие!)

Открытие открытого

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…

– Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра»  Джон Дьюи

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!