СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"»

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Приемы работы с текстом

на уроках

русского языка и литературы

  Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.  Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.

Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  

Виды деятельности на уроке литературы  ●       осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; ●      пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ●      ответы на вопросы; ●      анализ и интерпретация произведения; ●      составление  планов; ●      характеристика литературного героя; ●      написание отзыва о произведении; ● поэтическая разминка; ●      написание сочинения.

Виды деятельности

на уроке литературы

●       осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

●      пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

●      ответы на вопросы;

●      анализ и интерпретация произведения;

●      составление  планов;

●      характеристика литературного героя;

●      написание отзыва о произведении;

● поэтическая разминка;

●      написание сочинения.

Виды деятельности на уроках русского языка Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности: - нахождение границ  предложений в тексте; - деление текста на абзацы; - восстановление деформированного текста; - собирание текста из фрагментов; - комплексный анализ текста; - реконструкция текста; - синквейн; - прием «фишбоун».

Виды деятельности

на уроках русского языка

Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- комплексный анализ текста;

- реконструкция текста;

- синквейн;

- прием «фишбоун».

 Приемы работы с текстом  1.  Комплексный анализ текста. 2. Реконструкция текста. 3. Сложение целого текста из частей.  4. Синквейн. 5. Поэтическая разминка.  6.Приём « фишбоун».

Приемы работы с текстом

1.  Комплексный анализ текста.

2. Реконструкция текста.

3. Сложение целого текста из частей. 

4. Синквейн.

5. Поэтическая разминка. 

6.Приём « фишбоун».

Работа в группах Задание 1 группе. Комплексный анализ текста. Задание 2 группе. Реконструкция текста . Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей Задания 4 группе. Синквейн . Задание 5 группе. Поэтическая разминка. Задание 6 группе. «Фишбоун»  

Работа в группах

Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.

Задание 2 группе. Реконструкция текста .

Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей

Задания 4 группе. Синквейн .

Задание 5 группе. Поэтическая разминка.

Задание 6 группе. «Фишбоун»  

    Задание 1 группе. Комплексный анализ текста. 1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:  (1)Нет лучшей музыки, чем тишина в горах, тишина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. (3) Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость. (4) Нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются. (5) В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)  2. Тема текста- поведение человека.  3 .Идея текста- хорошие манеры в поведении человека 4. Тип речи- рассуждение. 5. Стиль речи- публицистический. 6. Нет. 7. Безличные. 8. Определенно-личные. 9. Бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим 10.Составное именное сказуемое. 11.Тишина в лесу. 12.Чрезмерная забота. 13. Бойтесь ,старайтесь 14.Более смешного, более неприятного

Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Нет лучшей музыки, чем тишина в горах, тишина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. (3) Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость. (4) Нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются. (5) В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

2. Тема текста- поведение человека.

3 .Идея текста- хорошие манеры в поведении человека

4. Тип речи- рассуждение.

5. Стиль речи- публицистический.

6. Нет.

7. Безличные.

8. Определенно-личные.

9. Бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим

10.Составное именное сказуемое.

11.Тишина в лесу.

12.Чрезмерная забота.

13. Бойтесь ,старайтесь

14.Более смешного, более неприятного

        Задание 2 группе. Реконструкция текста . 1.   При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в которой  некоторая информация  оказалась утраченной.  Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений.. а) Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание на определенную тему В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и посвященных одной теме. б) Основные признаки текста Единство тематическое и композиционное текста Наличие основной мысли текста Относительная законченность текста Определенный порядок предложений Наличие грамматической связи предложений в тексте.

Задание 2 группе. Реконструкция текста .

1.   При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в которой  некоторая информация  оказалась утраченной.

Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..

а)

Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание на определенную тему

В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и посвященных одной теме.

б)

Основные признаки текста

Единство тематическое и композиционное текста

Наличие основной мысли текста

Относительная законченность текста

Определенный порядок предложений

Наличие грамматической связи предложений в тексте.

             2.  Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.  Задание: Составьте  рассказ о существительном по опорным словам. 1.  Имя существительное обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.   2.  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: собственное или нарицательное одушевленное или неодушевленное Относятся к мужскому или женскому,  или среднему роду,  к 1, или 2 , или 3 склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: Существительные изменяются по падежам и числам . 3. В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением, сказуемым. Имя существительное не является членом предложения , если оно обращение

2.  Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Задание: Составьте  рассказ о существительном по опорным словам.

1.  Имя существительное обозначает предмет.

Отвечает на вопросы кто? что?

Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.

 

2.  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

собственное или нарицательное

одушевленное или неодушевленное

Относятся к мужскому или женскому,  или среднему роду,  к 1, или 2 , или 3 склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:

Существительные изменяются по падежам и числам .

3. В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением, сказуемым.

Имя существительное не является членом предложения , если оно обращение

      Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей  Листопад. 1. Начался  листопад.  2. Листья падали дни и ночи.  3 Они то косо летели  по ветру, то отвесно ложились в сырую траву 5. Леса моросили дождем облетавшей листвы. 4.Этот дождь шел неделями. 2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст? а) Сереже понравилось, что его так назвали ,но Вари опять не было целую вечность. б) Варя пришла наконец ,и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед. в) «Для молодого человека,»-  сказал он. г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет . Рефлексия содержания учебного материала   «Плюс-минус-интересно»  Синквейн  Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей

Листопад.

1. Начался  листопад.

2. Листья падали дни и ночи.

3 Они то косо летели  по ветру, то отвесно ложились в сырую траву

5. Леса моросили дождем облетавшей листвы.

4.Этот дождь шел неделями.

2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

а) Сереже понравилось, что его так назвали ,но Вари опять не было целую вечность.

б) Варя пришла наконец ,и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.

в) «Для молодого человека,»-  сказал он.

г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет .

Рефлексия

содержания учебного материала

  • «Плюс-минус-интересно»

  • Синквейн

  • Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

С Синквейн на тему русский язык. Первый пример:  Русский язык.  Национальный, основной.  Является, практикуется, забывается.  Единственный государственный язык России.  Славяне. Второй пример: Русский язык.  Великий, могучий.  Учится, преподается, развивается  Один из предметов в школе.  Россия

С

Синквейн на тему русский язык.

Первый пример:

Русский язык. Национальный, основной. Является, практикуется, забывается. Единственный государственный язык России. Славяне.

Второй пример:

Русский язык. Великий, могучий. Учится, преподается, развивается Один из предметов в школе. Россия

Задание 5 группе. Поэтическая разминка Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная    пора - Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера …   Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блести на праздной борозде.   Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется первая   и  чистая лазурь На отдыхающее поле. 13

Задание 5 группе. Поэтическая разминка

Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная    пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера …

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блести на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется первая   и  чистая лазурь

На отдыхающее поле.

13

Разболелись зубы Посоветовал Сел писать депешу полечиться заговором Жеребцов Кобылятников Лошадинин Стали изобретать фамилию Жеребовский,Тройкин, Доктор вырвал больной зуб Уздечкин Засупонин, Лошадский ,Овсов Фамилия  Овсов Поиски лошадиной фамилии 13

Разболелись зубы

Посоветовал

Сел писать депешу

полечиться заговором

Жеребцов

Кобылятников

Лошадинин

Стали изобретать фамилию

Жеребовский,Тройкин,

Доктор вырвал больной зуб

Уздечкин

Засупонин, Лошадский ,Овсов

Фамилия

Овсов

Поиски лошадиной фамилии

13

Речевые задачи:   ●      учить видеть, слышать и чувствовать текст; ●      пополнять речевую память учащегося; ●      обогащать словарный запас; ●      продуктивно усваивать учебный материал; ●      прививать  эстетический вкус; ●      формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его. 13

Речевые задачи:

●      учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●      пополнять речевую память учащегося;

●      обогащать словарный запас;

●      продуктивно усваивать учебный материал;

●      прививать  эстетический вкус;

●      формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

13

Рефлексия « Все в твоих руках» БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и  интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе  буду применять в своей деятельности. СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной  информации БЕЗЫМЯННЫЙ   –  не все приёмы работы с текстом  представлены ясно. МИЗИНЕЦ – данные приёмы мне известны, но я их не  применяю 13

Рефлексия « Все в твоих руках»

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и

интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе

буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной

информации

БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом

представлены ясно.

МИЗИНЕЦ – данные приёмы мне известны, но я их не

применяю

13


Скачать

© 2019, 742 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!