9
МАСТЕР-КЛАСС
«ПРИЕМЫ РАБОТЫ В ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»
СЛАЙД 1 (заставка)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе. Надеюсь, что у нас получится очень интересный и полезный разговор.
А начать наш мастер-класс сегодня мне хотелось бы с небольшой истории.
СЛАЙД 2
ВИДЕОФИЛЬМ (во время фильма читается история)
Маленький мальчик пошел в школу. Однажды учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать картину».
«Здорово!» – подумал мальчик. Ему нравилось рисовать. Он взял коробку с карандашами и начал рисовать. Но учительница сказала: «Подождите, не начинайте! Мы будем рисовать цветы».
Мальчик любил рисовать цветы и, достав цветные карандаши, приступил к работе.
Но учительница сказала: «Подождите! Я покажу вам, как это делать». И нарисовала красный цветок с зеленым стеблем.
Мальчик посмотрел на рисунок учителя, потом на свой цветок. Последний ему нравился больше. Но он ничего не сказал. Он перевернул страницу и нарисовал такой же цветок, красный с зеленым стеблем.
На другой день учительница объявила: «Сегодня мы будем лепить из пластилина».
«Здорово!» – подумал маленький мальчик. Ему нравилось лепить. Но учительница сказала: «Подождите, не начинайте! Мы будем делать блюдо».
Мальчику нравилось лепить посуду. И он принялся за дело. Учительница вновь остановила класс: «Подождите! Я покажу вам, как это делать». И она показала, как лепить глубокое блюдо. Мальчик посмотрел на блюдо учительницы, затем на то, что сделал он. Свое блюдо ему нравилось больше, но он ничего не сказал. Он просто сделал блюдо, как у учительницы.
Очень скоро мальчик научился ждать, смотреть и делать так, как делает учительница. И перестал делать что-то сам.
Прошло время, мальчик переехал в другой город. И в первый день в школе учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать картину».
Мальчик стал ждать, когда учительница скажет ему, что делать.
Но учительница ничего не говорила. Подойдя к нему, она спросила: «Ты не хочешь рисовать?»
«Нет, хочу, — ответил мальчик. — А что мы будем рисовать?»
«Я не узнаю этого, пока ты не нарисуешь», — заметила учительница.
«А как я должен рисовать?» – спросил мальчик.
«Как хочешь», – ответила учительница.
«Любыми цветами?» – уточнил маленький мальчик.
«Любыми, – подтвердила учительница. – Если каждый будет рисовать одно и то же, одними и теми же цветами, как я узнаю, где чей рисунок?»
«Не знаю», – пожал плечами маленький мальчик.
И принялся рисовать красный цветок с зеленым стеблем.
СЛАЙД 3.
Эйнштейн сказал; «В первую очередь, школа должна создавать не будущих чиновников, ученых, адвокатов и сочинителей книг, а настоящих живых людей». Я бы только уточнила, школа не должна из непоседливых и пытливых ребят создавать роботоподобные механизмы, а воспитывать творческих людей, способных справляться с любыми трудностями, способных мыслить неординарно. У меня сегодня нет цели научить вас чему-либо, но есть желание убедить, что на многие приемы в технологии проблемного обучения можно посмотреть по-иному.
СЛАЙД 4.
Тема моего мастер – класса «Приемы работы в технологии проблемного обучения».
С чего начинается каждый урок? Конечно с формулировки темы урока. Уже на этом этапе, можно использовать прием удивления. Мне очень нравится формулировать для уроков совершенно необычные темы, отличные от тех, которые нам дают авторы учебников. Например, урок математики, тема «Угол» - у нас назывался «Математика в углу», а урок повторения по теме «Грамматика» носил название «Грамматюра». Зачем я это делаю? Это даёт мне возможность уже с первых минут урока завладеть вниманием ребят, задать эмоциональный тон уроку, чтобы потом с интересом находить в новой теме «пищу для ума».
СЛАЙД 5.
На слайде вы видите хорошо вам известную структуру проблемного метода обучения. Все начинается с проблемы. Для большинства из нас создать проблему на уроке – не проблема. А вот что с этой проблемой делать дальше, какой путь решения проблемы выбрать, как спрогнозировать и выдвинуть гипотезу – задача не из лёгких. Поэтому я решила начать с приема «Дорога размышлений». Это прием формулирования гипотезы, через анализ проблемы.
-Что на ваш взгляд главное в технологии проблемного обучения?
(поставить и формулировать проблему)
- Это и есть формулирование темы и вопроса для дальнейшего исследования.
СЛАЙД 6. (постепенный выплыв)
-Достаточно ли просто поставить проблему? Как быть дальше?
(надо искать пути решения проблемы)
СЛАЙД 6. (постепенный выплыв)
- Что значит, на ваш взгляд, искать пути решения проблемы? (подумать, что необходимо сделать, чтобы решить проблему)
- То есть сформулировать гипотезу.
СЛАЙД 6. (постепенный выплыв)
- Что же заставляет гипотезу появляться на свет? (наши знания, опыт, наблюдения)
- Предположим, я приду на урок во 2 класс и скажу ученикам, чтобы они решили систему неравенств. Справятся? Конечно нет! Почему? У них нет знаний, необходимых для решения систем неравенств. Значит проблема возникает, когда появляется противоречие между тем, что уже мы знаем и тем что не знаем. Получается, что проблема возникает на границе известного и неизвестного. А поставить проблему – это выйти за пределы определенных знаний, которые уже есть в арсенале детей. Решить проблему – значит получить новые знания. Вот поэтому, чтобы мотивировать деятельность каждого к получению новых знаний, использую прием «Дорога размышлений», т.е. анализ проблемной ситуации.
Проблемной ситуацией для нас сегодня станет сказка. Используя прием «Дорога размышлений», мы постараемся вместе проанализировать текст сказки, найти и поставить проблему и выдвинуть гипотезу. Работать будем в группах, и все свои наработки заносить в инструкционную карту. Необходимые для работы материалы у вас находятся в синих конвертах.
Давайте вначале познакомимся с текстом сказки. Я прочитаю вам эту сказку.
СЛАЙД 7.
Жила-была прекрасная Принцесса, которую злой Колдун заточил в башню. И сколько бы она ни пыталась выбраться из башни, у неё не получалось, хотя она перепробовала все методы. И только бесстрашный Принц сможет освободить ее.
К башне подходили пять дорог. И поставил злой колдун на охрану каждой дороги пятерых злых и свирепых магов. Одного звали Лень, другого Страх, третьего Важность, четвертого Жадность, пятого Безответственность. И любопытно было Колдуну, сможет ли хоть кто-нибудь спасти Принцессу.
И разослал Колдун весть по миру о том, что прекрасная Принцесса ждет в башне Принца и хочет выйти замуж. А надо сказать, что поблизости было пять королевств, в которых жили пять принцев. И каждому из них пришла весть о принцессе.
Принцы надели доспехи, взяли оружие и сев на коней, отправились спасать Принцессу. Каждый ехал по своей дороге и понимал, что им надо одолеть злого Колдуна и магов Лень, Страх, Важность, Жадность, Безответственность.
- Вначале выделим из каждого абзаца текста ключевые слова или словосочетания, которые нам помогут сформулировать проблему. Сделаем это вместе на примере первого абзаца.
Проходит обсуждение в аудитории и выводим ключевые слова 1 абзаца.
- Давайте посмотрим, как вариант, что же у нас получилось?
СЛАЙД 8 (выплыв подчеркиваний).
Ключевые слова: принцесса в башне, заточил колдун, спасет бесстрашный принц.
-Аналогично я попрошу вас сейчас поработать в группах, чтобы выделить ключевые слова каждого абзаца и подчеркнуть их в тексте. 1 группа поработает со 2 абзацем, 2 группа – у вас 3 абзац и 3 группе достается 4 абзац.
Проходит обсуждение в группах и выводим ключевые слова.
- Какие ключевые слова выделила 1 группа во 2 абзаце?
- 2 группа в 3 абзаце?
- Что получилось у 3 группы в 4 абзаце?
- Объединим наши ключевые слова и посмотрим на слайд, что же у нас получилось, как вариант.
СЛАЙД 9.
- Теперь используя все ключевые слова, постарайтесь сформулировать одну проблему всего текста и записать её в облако проблем в инструкционных каратах 1-2 предложениями. Обратите внимание, если у нас есть общие для всего текста сказки ключевые слова, то и проблема у нас должна быть единая.
Проходит обсуждение в группах и выводим проблему.
- Какую проблему на основе ключевых слов сформулировала 1 группа?
- 2 группа? - 3 группа?
- Формулировка проблемы разная, но смысл проблемы одинаковый. На этом этапе формулировки проблемы, очень важно объяснить детям, что поскольку мы анализируем один и тот же текст, ключевые слова у нас одинаковые, то и проблема у нас должна быть одна. Посмотрим на слайде, как вариант.
СЛАЙД 10.
- Еще вначале мы выяснили, чтобы появилась гипотеза нужна проблема. А чтобы понять проблему, надо её проанализировать. Анализ данной проблемы мы проведем по 3 этапам.
СЛАЙД 11.
- 1 этап – описать реальную ситуацию, т.е. ту ситуацию, которая есть на данный момент, 2 этап – описание желаемой ситуации, чего мы хотим добиться, 3 этап – описать условия, при которых в данной ситуации возможен положительный результат и проблема будет решена.
Я попрошу вас, уважаемые коллеги, вновь поработать в группах на инструкционных картах. Постарайтесь проанализировать нашу проблему.
1 группа будет описывать реальную ситуацию, 2 группа – желаемая ситуация, 3 группа – условия при которых возможен положительный результат.
Проходит обсуждение в группах и выводим анализ проблемы.
- Давайте посмотрим, какова реальная ситуация при анализе нашей проблемы?
- Чего мы хотим добиться, т.е. желаемая ситуация?
- При каких условиях возможен положительный результат?
- Обратите внимание на слайд, мы провели анализ проблемной ситуации, происходящей в тексте сказки.
СЛАЙД 12.
- У нас остается заключительный этап - формулировка гипотезы.
Я рекомендую вам использовать при формулировке гипотезы связку слов «если…., то…..». В инструкционных картах есть поле «гипотеза», обсудите со своими коллегами и выведите гипотезу, используя данную связку слов.
Проходит обсуждение в группах и выводим гипотезу.
- Гипотезы почти идентичны. Сверим с одним из вариантов.
СЛАЙД 13.
- Пройдя по дороге рассуждений, на свет появилась гипотеза. Этот прием можно использовать при анализе литературного текста, анализируя сложные составные задачи. Прием «Дорога рассуждений» носит общепедагогический характер, т.к. его можно использовать на разных уроках не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звеньях.
Я уже говорила в начале, что создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса, для учителей – практиков – дело не такое сложное. А вот как потом удержать внимание учеников к изучаемой теме? Ведь дети быстро устают от объяснения материала, теряют интерес, а как итог – снижение эффективности нашей работы и ухудшение знаний. Разнообразить работу на уроках, привлечь внимание ребят к изучаемой теме, помогает такой прием, который мои ученики назвали «Ух ты!», а я его называю «Необычное в обычном». Это своего рода экспертиза какого-либо события, материала, поиск ответа на возникающие вопросы.
Я предлагаю сегодня нам вместе провести экспертизу сказки «Колобок». Казалось бы, что нового мы сможем еще узнать об этой сказке, знакомой нам с детского сада.
Однажды мои ученики задали мне вопрос: «Кто записал, сказку «Колобок», ели русский народ был безграмотен? Как эта сказка могла появиться в печатном варианте?». Я дала детям возможность самим поискать ответ, и каково было наше удивление, когда мы узнали, что впервые сказка «Колобок» в том виде в котором мы её знаем с детства, появилась в 1873 году в сборнике Афанасьева «Народные русские сказки». А до этого момента её напечатал в 1864 году К. Д. Ушинский в «Родном слове». Ушинский взял эту сказку из сборника Екатерина Алексеевны Авдеевой, напечатанном в 1844 году. Сборник назывался «Русские сказки, рассказанные нянюшкой Авдотею Степановною Черепьевой»
Экспертизу мы начнем с необычного способа создания Колобка. Как Колобок начинал свою песенку?
СЛАЙД 14.
- Что такое сусеки? Давайте посмотрим видеофрагмент.
СЛАЙД 15.
(видео программы «Галилео».
- Получается, что Колобок не просто хлебобулочное изделие, а хлебобулочное изделие из мучного ассорти, т.е. он был сделан из муки разных сортов, да еще и не лучшего качества, а из остатков муки. Поэтому в словаре русских говоров слова «колобок» и «поскрёбыш» - являются синонимами.
СЛАЙД 16.
- Рассмотрим это слово с точки зрения русского языка и на основе данных словарей. У вас в конвертах есть лист со словарными статьями из двух словарей: словаря Макса Фасмера и «Кулинарного словаря» Похлёбкина. Ознакомьтесь с данным материалом.
Чтение словарных статей в группах.
- Что интересного и нового вы узнали для себя?
Кто же такой Колобок? Если взять ключевые слова из этих статей, то получается, что колобок это….
СЛАЙД 17.
- Теперь обратимся к «Толковому словарю» Даля и рассмотрим части слов «колобок».
СЛАЙД 18.
- Ключевые слова в данном случае: человек, движение (колесо).
СЛАЙД 19.
- И вот уже мы смотрим на олицетворенного героя Колобка, как на человека, ведь он может говорить, двигаться. Его движение по тропинке – это жизненный путь, который он совершает. На этом непростом пути, он набирается опыта, пробует найти выход из разных ситуаций, а значит получает новые знания.
И новый вопрос мои учеников: «А родственники у Колобка могут быть, кроме бабушки и дедушки?» Оказывается, у нашего героя есть братья. Английский брат Джонни-пончик. Он тоже ушел от бабушки и дедушки и нашел на свои круглые бока много приключений, ускользая от двух рабочих, двух землекопов, но в итоге оказался тоже в пасти лисы. Есть у Колобка и американский брат – Пряничный человечек. В конце сказки его тоже съела лиса. У татарского народа есть герой Камыр Батыр, что в дословном переводе «богатырский кусок теста».
Согласитесь, уважаемые коллеги, сколько необычного мы сможем найти вместе с детьми в совершенно обычной сказке. А ведь эту же сказку мы можем связать и с уроком математики, рассчитав вес колобка, ориентируясь на старинный рецепт колобкового теста, а можно на уроке окружающего мира объяснить на примере образа Колобка фазы убывающей луны.
СЛАЙД 20.
- Прием «необычное в обычном», в основе которого лежит удивление – стимулирует учеников к самостоятельной поисковой деятельности, это путь формирования интереса к учебному материалу, развитие внимания, мышления, творческого воображения. Серьезный труд становится делом занимательным и продуктивным.
Сегодня в процессе коллективной работы, мы с вами не только получали информацию, но и осуществляли поиск её. На уроках ежедневно мы имеем дело с различной информацией.
СЛАЙД 21.
Информация может быть явной, т.е. понятной с первого взгляда, а может быть имплицитной, т.е. скрытой.
Проблема, связанная с чтением и восприятием информации, сегодня осознается на всех уровнях. Я хочу показать прием работы, который можно использовать на любом предмете, для детей любого возраста, чтобы восприятие информации стало более осознанным, а сама работа была для ребят понятной и творческой. Этот прием называется «Третий глаз».
-Скажите, коллеги, что такое марка? (знак почтовой оплаты)
- А еще марка это пример очень сжатой спрессованной информации. Перед вами на слайде обычная марка.
СЛАЙД 22.
- Какая явная информация в ней заложена? (цена марки (номинал), страна издания марки)
- А какая информация заложена, но скрыта, что о ней можно только догадаться? (год издания марки, марка относится к послереволюционным годам, на что указывает и рисунок на марке)
*Это первая сериальная марка, изданная в РСФСР в конце 17-18 годов, на что указывает и изображение руки с мечом, разрубающей оковы самодержавия на фоне восходящего солнца свободы.
- Обычная марка – источник содержащий и явную и имплицитную информацию. Какой литературный жанр весь состоит из переплетений, поиска скрытой информации, после анализа которой тайное становится явным? (детектив).
- Жаль, что этот жанр литературы практически никогда не изучается в школе. Более 130 лет назад на свет появился такой персонаж, как Шерлок Холмс, человек способный считывать скрытую информацию.
СЛАЙД 23.
- Я предлагаю вам сейчас решить простую короткую детективную задачу. Будьте внимательны. Называется она «Пропавшая марка».
СЛАЙД 24.
Шерлок Холмс сидел на берегу океана перед домом филателиста Мэрфи и внимательно разглядывал следы чайки, которые вели к воде и обрывались у ее кромки.
– Чайка взлетела полчаса назад, – сказал Холмс, – иначе бы ее следы смыл прилив.
– Я вызвал вас для того, чтобы вы помогли мне успокоить господина Дековея, когда он приедет, а не для того, чтобы вы мне рассказывали о чайках! – воскликнул Мэрфи.
– Я это понял, продолжал Холмс. - Вы сказали, что у вас были две единственные, сохранившиеся до наших дней, гвинейские марки выпуска 1857 года.
–Да. Обе марки лежали на моем столе. Стол стоял возле окна с видом на океан. Внезапно налетел порыв ветра, окно распахнулось и одну из марок сдуло и унесло прямо в океан! Вторую марку мне удалось спаси. Все утро этого дня к океану дул сильный ветер.
– Но сейчас нет ни ветерка?
– Ветер утих полчаса назад, как раз тогда я вам позвонил.
– Вы хотите, чтобы я подтвердил покупателю ваш рассказ. Но я этого не сделаю, так как «пропавшая» марка находится у вас.
Как Холмс это понял?
- Выскажите свои предположения(гипотезы).
- Давайте посмотрим, какая явная и скрытая информация содержится в тексте этой задачи.
СЛАЙД 25.
- С помощью выделения явной и скрытой информации нам удалось решить эту задачу. Нам помог «третий глаз». Этот прием дает нам возможности выйти за грань очевидного. Двумя глазами мы пользуемся, чтобы читать, третий глаз, условно, - это способность видеть имплицитную, скрытую информацию в написанном.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. И хорошо знакомые нам педагогические приемы, и методики мы можем использовать по-новому, чтобы проводить запоминающиеся уроки. Надеюсь, коллеги, мне удалось вас сегодня в этом убедить.
СЛАЙД 26.
В конце мастер-класса остается лишь добавить, что, используя эти или другие приемы работы в технологии проблемного обучения, мы выходим за пределы образовательного стандарта, учим детей мыслить творчески и неординарно. У учеников появляется интерес, уверенность в своих силах, глаза светятся от счастья, когда понимаем, что истина найдена и открытие совершено!
Спасибо за сотрудничество, за живое и открытое общение, за поддержку на нашем мастер-классе.