Тема мастер-класса: "Приемы развития креативного мышления»
Целевая аудитория: педагоги.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с эффективными приемами, способствующими развитию креативного мышления у школьников.
Задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес и побудить участников к активной работе.
Структура мастер-класса:
1.Введение
Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри!
Перед началом я предлагаю желающим и членам жюри небольшой тест на определение уровня воображения.
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Актуальным встает вопрос о развитии и воспитании подрастающего поколения, способного находить нестандартные решения, рождать новые идеи и не бояться искать пути их претворения в жизнь. В связи с этим повышается роль учителя в воспитании активных инициативных и творчески мыслящих людей.
Коллеги, как вы понимаете, что такое креативность? (ответы)
Итак, по- другому креативность называют способностью к творчеству. Это умение человека видеть обычные вещи в новом, необычном ракурсе.
Работая в школе, я очень часто использую приемы развития креативного мышления, которые позволяют развивать у детей творческие способности, воображение и инициативность. Продемонстрирую некоторые их них.
2. Приемы и методы
- Фантастические гипотезы
Форма работы: индивидуальная.
Участникам задаются вопросы. Их задача на них ответить.
Что бы было, если вместо снега падали хлебные крошки? Что бы было, если из крана полился чай? Что бы было, если вместо ручек были волшебные палочки? Что бы было, если появились драконы? Что было бы, если люди могли общаться с животными? Что бы было, если машины могли летать?
- Игра «Словотворчество»
Форма работы: в парах.
Паре выдается список слов. Им нужно придумать новые слова – синонимы.
- Театр – экспромт
Форма работы: групповая.
Участникам раздаются роли и их реплики или действия. Ведущий зачитывает текст, а актеры в нужный момент говорят свои реплики или повторяют действия.
Материалы: листы с именами героев.
Летний луг
Радуга яркая проснулась!
Позевала, потянулась:
Тянет разные лучи!
Озорные огоньки!
Бабочки просыпаются,
Росою умываются!
Крылышками машут
Под радугою пляшут
Зайцы прыгают в воде,
Брызги падают везде!
Мышка по полю бежит,
И усами шевелит!
Бабочки пархают крылья расправляют,
Зайцам они цветной поцелуйчик шлют большой!
Зайцы бабочкам в ответ
Посылает свой привет!
Мышка зайцам подмигнула,
Ловко хвостиком махнула
Собрались зверята в круг,
Улыбаются, поют!
Радуга качается, от счастья улыбается!
-50 вариантов
Форма работы: фронтальная или групповая.
Участники придумывают варианты использования самых распространенных предметов: резинка для волос, ручка, термос, спица, тетрадь.
-Упражнение (на запас)
Пофантазируйте. Представьте, что при помощи волшебной палочки
можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:
Удлинить у человека руки?
Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться
до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.
Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.
Удлинить нос?
Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.
Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в
общественном транспорте, будет слишком мѐрзнуть зимой.
Выполняя данное упражнение у учащихся развивается оригинальность и
гибкость мышления, воображение и речь.
Увеличить рот?
Уменьшить глаза?
Уменьшить пальцы ног?
4. Заключение и обсуждение
Теперь вы получаете ключ к тому тесту, который раздавали в начале.
Вот так это работает !
Как сказал французский писатель Анатоль Франс «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
Роли для театра-экспромта
Радуга
Бабочка
Мышь
Заяц
Тест
Прочитайте внимательно и найдите в этом рассказе девять животных и птиц.
Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!
Кто нашел все 9 слов – ваше воображение очень развито.
Кто нашел 5 и больше слов – вы бесспорно умеете нестандартно мыслить, но иногда вы неполностью раскрываете свой потенциал.
А кто меньше 5 слов – ваша креативность не очень велика, может дело в том, что вы себя просто недооцениваете.
Слова для упражнения «Словотворчество»
Холодильник -самоохладитель
Печка -самогрелка
Карандаш -автописалка
Стул -сидушка
Конфета - шокопирожок
Комар - кровопиец
Нитки - тканесоединялка
Стакан - поилка
Ножницы - разрезатели
Солнце - светило
Холодильник
Печка
Карандаш
Стул
Конфета
Комар
Нитки
Стакан
Ножницы
Солнце