Мастер-класс
Тема: Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Подготовила: учитель начальных классов
МАОУ СОШ№5
Максимова Е.В.
Мастер-класс
Тема: Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
В обновленные стандарты заложен системно-деятельностный подход в обучении. Для реализации этого подхода педагогу необходимо использовать новые образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления.
Критическое мышление — это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы ;
- способность вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
- способность принимать продуманные решения .
Критически мыслящий человек задает вопросы:
- Что я знаю?
- Что я узнал нового?
- Как изменились мои знания?
- Что я буду с этим делать?
Три этапа в учебном занятии
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)
3 этап — «Рефлексия» (размышление).
КЛАСТЕР
Им. числ.
Самостоятель-ные части речи
падеж
Им. прил
Глагол
Местоимение
Им. сущ
падеж
лицо
число
число
падеж
время
число
падеж
Род(п.в.,ед ч)
число
род
Лицо
( н.в. и б. в.)
Практическая работа №1
Задание: составить кластер на тему «Члены предложения»
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Л.Н. Толстой «Косточка»
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали: — Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел.
Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Вопросы после остановки:
- Откуда в доме появились сливы?
- Как хотела распорядиться сливами мама?
- Как думаете, кто такой Ваня?
- Как Ваня вел себя, по отношению к сливам? ( можно предложить подчеркнуть эти слова)
- Сумел ли Ваня справиться со своим желанием? А вы бы смогли?
- Как думаете, что будет дальше?
Вопросы после чтения произведения:
- Как мать обнаружила, что слив не хватает?
- Почему Ваня покраснел как рак во время ответа отцу?
- От чего Ваня побледнел?
- Почему заплакал?
- Какое впечатление у вас сложилось о Ване?
- А о его отце?
- Почему рассказ называется «Косточка»?
ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ
Практическая работа №2
Задание: составить тонкие и толстые вопросы к рассказу Л.Н. Толстого «Косточка»
СИНКВЕЙН – произведение из 5 строк
Правила написания синквейна:
- Тема (существительное)
- Описание темы (прил. +прил.)
- Описание действия (глагол+глагол+глагол)
- Фраза, показывающая отношение к теме ( целое предложение)
- Синоним к теме (одно слово)
Синквейн
- Ваня
- Маленький, глупый
- Съел, покраснел, заплакал
- Больше не будет обманывать.
- Мальчик
Практическая работа №3
Задание: составить синквейн относительно любого сказочного персонажа (Золушка, Кощей, Карлсон, Буратино, Мальвина и т.д.)
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ ? или ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
- Верите ли вы, что у глагола могут быть родовые и личные окончания?
- Верите ли вы, что у глагола бывает нулевое окончание?
- Верите ли вы, что у глагола может быть два суффикса?
- Верите ли вы, что у глагола основа может прерываться?
- Верите ли вы, что у глагола суффикс может и не входить в основу?
ИНСЕРТ (маркировка текста)
Преимущества ТРКМ:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.
Спасибо за внимание