СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Приемы вычисления и решения задач в математике»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Представление педагогического опыта применения приемов  вычисления и решения задач на уроках математики.

 

Задачи:

  •  познакомить  с  математическими приемами   обучения  алгоритмам вычисления  на уроках математики при индивидуальной и групповой работе с обучающимися с ОВЗ
  • показать возможности применения приема «Игровая спираль» при выполнении дидактических игр и решении открытых задач на уроках и во внеурочной деятельности;
  • содействовать профессиональному общению, сотрудничеству педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Приемы вычисления и решения задач в математике»»

Тема мастер-класса «Приемы вычисления и решения задач в математике»


Цель: Представление педагогического опыта применения приемов вычисления и решения задач на уроках математики.

Задачи:

  • познакомить с математическими приемами обучения алгоритмам вычисления на уроках математики при индивидуальной и групповой работе с обучающимися с ОВЗ

  • показать возможности применения приема «Игровая спираль» при выполнении дидактических игр и решении открытых задач на уроках и во внеурочной деятельности;

  • содействовать профессиональному общению, сотрудничеству педагогов.


Здравствуйте, уважаемые коллеги! На нашем мастер-классе хочу поделиться с вами эффективными, по-моему мнению, приёмами вычисления и решения задач в математике.

  1. Приём «Классная точка»

Ребенку на доске с помощью цветного магнита показываю разделение многозначного числа на классы. Отсчет происходит по трем разрядам каждого класса. После чего ребёнок выполняет задания по подобию на карточках. Результат: обучающийся осознанно пишет многозначные числа и разделяет классы точкой.


Например: 32.145 1.405


  1. Приём «Голова и руки»

Данный приём использую при сложении и вычитании однозначных, двузначных и трехзначных чисел с однозначными. Большое число ребёнок запоминает в голове, а маленькое число показывает на пальцах. Ребёнок упражняется в прямом и обратном счёте.

Результат: обучающийся может присчитывать и отсчитывать единицами устно.


  1. Приём «Танцующая балерина»

Этот приём использую при построении окружности с помощью циркуля. Циркуль представляем в виде танцующей балерины. Работу выполняем на нелинованном листе формата А-4. Придерживаем балерину, ставим на ножку-иглу и вращаем ножкой – карандашом. Так как у детей с ОВЗ слабо развита мелкая моторика и кисти рук, сначала выполняем дугообразные рисунки, после чего – круговые.

Результат: обучающийся уверенно начинает пользоваться циркулем.


  1. Приём «Рука к руке»

Данный прием использую при изучении тем «Виды углов» и «Взаимное расположение прямых на плоскости». Дети совместно с учителем с помощью рук показывают виды углов: развернутый, прямой, острый, тупой и способы расположения прямых, относительно друг друга, на плоскости: вертикальные горизонтальные, наклонные, пересекающиеся, перпендикулярные.

Результат: обучающийся уверенно определяют и показывают виды углов, взаимное расположение прямых на плоскости.



5. Приём «Правило ладошки»

Этот приём эффективен при делении многозначных чисел на круглые десятки и

сотни. Суть: сколько нулей закрыли в делителе, столько цифр закрыли в

делимом; сколько цифр закрыли в делителе, столько нулей дописали к

найденному неполному делимому.

Результат: обучающийся быстро определяют какой таблицей умножения им пользоваться при нахождении неполного делимого, не забывают дописывать нуль в делимом.


6. Приём «Цветные маркеры»

Использую при письменном умножении многозначных чисел на двузначное число. Одним цветом маркера дети записывают единицы второго множителя, другим цветом- десятки.

Результат: обучающийся понимают, где начинать запись первого неполного произведения, а где второго. Меньше выполняют ошибок при умножении.


На уроках математики использую авторский приём «Игровая спираль»

Сущность этого приёма заключается в том, что любая дидактическая игра либо групповое практическое задание должны иметь не менее трех «витков» сложности: стартовый, средний, высший. Каждый «виток» определяет степень сложности задания.

первый группа – обучающиеся которые, воспроизводят знания

вторая группа – обучающиеся, которые применяют знания в знакомой ситуации;

третья группа - обучающиеся, которые применяют знания в измененной и новой ситуации.


В выполнении задания участвуют обучающиеся трёх групп. Задание усложняется по нарастающей.

Чтобы было более наглядно, предлагаю принять участие в одной игре. Вы все делитесь на 3 группы «детей»


Игра «Кошелек»

Тема: Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости.

Цель: Формирование умений выполнять вычислительные операции устно.


Оборудование: 3 кошелька, денежные купюры разного достоинства, монеты.


Ход игры:

На столе три кошелька с купюрами разного достоинства. Необходимо за 2 минуты сосчитать, сколько денег лежит в кошельке. Побеждают те обучающиеся, которые выполнили задание точно.


Для первой группы: десятки

Для второй группы: сотни

Для третьей группы: купюры разного номинала и монеты.



Теперь предлагаю вам поработать в минигруппах в рабочих листах. Выбрать и определить задание для каждой группы обучающихся.

Игра «Тик-так»

Тема: Римская нумерация.

Цель:  Закреплять умение определять время по часам.

Оборудование: иллюстрации циферблата часов

Выберите и объясните задание для 1 группы:



















































Успешно данный приём можно использовать при решении задач открытого типа, которые не имеют четкого однозначного условия, в них может не хватать каких-то данных или, напротив, они могут содержать избыточные данные. Поэтому учащимся необходимо самостоятельно, осмыслить, дополнить, а иногда и сформулировать условие открытой задачи, а также найти необходимые для ее решения сведения. Кроме того, открытая задача может иметь множество путей решения и много верных ответов.

Сейчас давайте рассмотрим, как этот прием можно использовать при решении таких задач на уроках математики.


Дана одна и та же задача для разных категорий обучающихся.


Поспела вишня в саду у дяди Вани. Он собрал 250 кг ягод. Как сохранить урожай на длительный срок? Какую можно получить прибыль?


Сначала учитель всех обучающихся просит предложить варианты сохранения урожая и получения прибыли. После «мозгового штурма» направляет деятельность обучающихся с учетом их сил.

1 группа: Предлагаю найти цены в интернете на продажу свежих ягод и сравнить их. Рассчитать, сколько денег они получат, если продадут все ягоды. Составить объявление на сайт «Купишка» или «Подслушка».

Приведены примерные расчеты:

Цена 1 кг вишни - 300 рублей

Стоимость 250 кг вишни- 75 000 рублей

2 группа: Предлагаю заполнить таблицу «Приготовление вишневого компота»

Предлагаю заполнить таблицу.

Приготовление вишневого компота

Продукты на 3 литра компота

Количество продуктов

Вода

2 литра

Вишня

500 грамм

Сахар

300 грамм

Дополнительные вопросы:

Сколько получится банок с компотом?



50 банок

Сколько сахара необходимо на весь компот?

15 кг

Сколько денег необходимо на сахар для приготовления всего компота?

72 р х 50 = 3 600 р


- 3 группа: Предлагаю заполнить таблицу «Приготовление вишневого компота»

Предлагаю заполнить таблиц, ответить на дополнительные вопросы, сделать математические расчеты.


Приготовление вишневого компота

Посуда и приспособления

Количество, цена, стоимость

Банка

50 б по 45 р

Крышка

50 шт за 350 р

Продукты

Количество

Вода на 1 банку

2 литра

Вишня на 1 банку

500 грамм

Сахар на 1 банку

300 грамм

Дополнительные вопросы:

Сколько получится банок с компотом?



50 штук

Сколько сахара потратят на компот?

15 кг

Сколько денег потратят на сахар?

15 х 72 р= 1080 р

Рассчитайте стоимость компота домашнего приготовления

1080 + 2 250 + 350= 3 680 р (50 банок)

3 680 : 50 = 73 р.60 к. (1 банка- 3 литра)

Сравните затраты на заготовку компота с ценой домашнего компота на АВИТО

73 р.60 к. (1 банка- 3 литра) ПРИМЕРНО 80 р.

ПРОДАЮТ ПО 300 рублей за 1 банку на АВИТО


Вычислите прибыль от продажи домашнего вишневого компота

300 – 80 = 220 р (за 1 банку)

220 х 50 = 11 000 р ( за 50 банок)



Как вы видите, использование на уроках математики приема «Игровая спираль» дает возможность охватить всех учащихся, осуществить дифференцированный подход, сразу видеть результаты учебных достижений каждой группы и каждого ученика в отдельности. Своевременно провести корректировку заданий на следующий урок и подобрать домашнее задание. Благодаря использованию данного приема в дидактической игре, у каждого ребенка есть возможность почувствовать себя на равных среди одноклассников. Этот прием действен не только для развития математических навыков счета и решения задач, но и развития функциональной грамотности.

Подводя итоги нашего мастер-класса, хочется отметить, что необходимым условием успешной работы, так или иначе связанной с вычислениями, является владение культурой счета. Основу культуры счета составляют вычислительные навыки, совершенствование которых возможно только в практической деятельности. Наработка вычислительных навыков должна быть систематической и ежедневной.