СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Приём «Фишбоун» как одна из форм работы с текстом в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мастер-класс. Приём «Фишбоун» как одна из форм работы с текстом  в начальной школе»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Приём «Фишбоун» как одна из форм работы с текстом в начальной школе»»

Мастер-класс для педагогов  на муниципальном конкурсе «Учитель года-2024»

Приём «Фишбоун» как одна из форм работы с текстом… в начальной школе»

 Дата проведения : 18 декабря 2023г

Тип занятия: мастер-класс

Форма организации деятельности: коллективная, индивидуальная.

Продолжительность занятия: 20 минут

Оборудование: Презентация к выступлению

Раздаточный материал: текст, схема «Фишбоун».

Цель: поделиться опытом работы по развитию читательской грамотностью младших школьников, научить участников использовать технологию «Фишбоун» при работе с текстом.

 Задачи занятия:

 познакомить с технологией «ФИШБОУН» при работе с текстом.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Очень рада Вас видеть. Разрешите представиться.

Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Станьте солнцем, вас все и увидят». Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка. Как не хватает её в современном мире! Поделитесь своей улыбкой! Благодарю, озарили солнцем этот класс.

Свое выступление продолжу с притчи.

Три человека носили камни. Одного из них спросили:– Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил:– Горбачусь.

Подошли ко второму и спросили:– А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты?

- Предположите, что мог сказать третий.

Он посмотрел вверх и сказал:– строю храм.

МОРАЛЬ: ТАК ВОТ! Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

А научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач современного образования.

Хотелось бы поделиться своим опытом и своими мыслями о формировании читательской грамотности у школьников.

 Вашему вниманию представляю методический приём «Фишбоун» в технологии критического мышления. Интересно? (На доске)

Основная цель приёма - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы. (сл.1)

К использованию данного приёма меня привели трудности, связанные с проблемой нежелания детей читать тексты, неумением  грамотно выразить свои мысли, так как затруднено творческое мышление, понижена мотивация к познавательной деятельности. Этот приём стимулируют интересы учащихся через творческие задачи; развивают умения передавать информацию, а не просто заучивать её. Таким образом, помогает решать задачи развития функционально грамотной личности.

(Сл.2) Схема «Фишбоун» придумана японским профессором Кауро Ишикавы

( Исикавы), который изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с ребятами на уроке.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

головы, в которой обозначается вопрос, тема или проблема которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению. (Как известно любая проблема начинается с головы.)

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины, основные понятия того или иного явления, которые привели к проблеме.

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин, факты

хвоста, содержащего выводы, ответ и обобщения по вопросу.

  Очень важно, чтобы причины и аргументы располагались в порядке их значимости – самые важные записываем ближе к голове.

  Составление записей должны быть краткими, точными, содержательными.

Суть данного методического приема-помогает проанализировать информацию и установить причинно-следственные связи.

Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причины, вывода.

 Данный приём рассматривает формы работы, как


Фронтальная. Схема «Фишбоун» заранее раздается ученикам (или зарисовывается  в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон «Фишбоун». Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение.


Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Каждый заполняет свою схему.


Работа в группах. Несколько вариантов. (Что такое гл.-вид, спряж-сов,несов-морфолог разбор)

1. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема «Фишбоун» заполняется на основе мнений групп, дополняя друг друга. Рассказывают о проделанной работе.

2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема «Фишбоун» заполняется каждой группой. Результаты сравниваются.

3. Созданы 2 группы, дана одна проблема, первая группа получает текст. Чтение текста происходит сообща, а вторая группа получают дидактический материал (заготовки). Результаты сравниваются. (какие бывают жив-звери, птицы, рыбы-знать кол лап, чем покрыто тело)

4. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»;(как определ ч.речи-сущ-кто?-поставить?)

Схема «Фишбоун» даёт возможность: (На доске)

  • организовать работу участников в парах, группах, индивидуально;

  • развивать критическое мышление;

  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  • распределять факторы по степени их значимости;

  • систематизировать знания по основным категориям.    

«Фишбоун» можно использовать в качестве:

  • домашнего задания по теме;

  • опорного конспекта на уроке;

  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;

  • проектной работы.





«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа.  На просторах интернета можно встретить разработки данного приёма по каждому уроку, а мне бы хотелось рассмотреть данный прием на внеурочном занятии «Разговоры о важном» (Приглашение фокус-группы). Разделение по первой букве в имени АИА СОН )

(Сл. 3-4)

Так как Теория Развития Критического Мышления имеет 3 фазовую структуру.

1.Вызов. Цели этого этапа:

      - Побудить ученика к активной работе, вызвать устойчивый интерес;

      - Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

Предлагаю отгадать загадку. О каком празднике говорится?

Он приходит в зимний вечер

Зажигать на ёлке свечи.

Он заводит хоровод-это праздник….

25.12.2023г, классным руководителям, предстоит провести « Разговоры о важном» по теме «Новый год – традиции праздника разных народов России».

Используем в проведении данного занятия прием «Фишбоун».

В данном случае постановка проблемы может быть в виде темы.

2. Осмысление. Цели этапа:

      - получить новую информацию;

      - осмыслить и соотнести с имеющимися знаниями;

Предлагаю Вам текст (Каждому участнику группы раздается свой текст и одну схему Fishbone); чтение происходит индивидуально, Ваша задача прочитать, подумать, определить основные понятия и факты; Прошу Вас в основные понятия отметить названия регионов (представление подтем), затем подтверждающие факты к каждому региону, постепенно составляя схему Фишбон.

После чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга. Детальный разбор каждой подтемы. (Это рассматривается один вариант работы в группе. Рассказ о работе в группах, каким образом…)

Рассмотрим другой вариант работы в группе, мне захотелось внести креативность, тем самым облегчить работу: раздаю в готовом виде основные понятия и аргументы, их нужно только поставить в нужной паре (на скрепке)

Так же предложить участникам мастер-класса заполнить фишбоун собственными идеями и информацией о новогодних семейных традициях (Праздничная еда - мандарины, оливье, холодец).

                 3. Рефлексия. Цели этапа:

     - обобщение полученной информации;

   - формирование у каждого ученика собственного отношения к изученному материалу.

В нашем примере Вы изучили текст, в котором описываются встречи нового года разных народов. Далее делается общий вывод по теме (и предлагаются пути решения. Какие пути решения здесь можно предложить?)

Итоговая рефлексия. Последним этапом станет формулировка – семейный праздник, крепкая семья, радостная встреча праздника. Так же в качестве вывода можно использовать известную пословицу: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь»

После заполнения схемы можно нарисовать контур всей рыбы - показ завершённой работы.

При использовании данного приёма в 1 кл выбираю более мультяшную и «добрую» рыбку.

Мы все знаем, что с помощью зрительных образов ребёнок быстрее запоминает любую информацию, так вот использование приёма «фишбоун» как раз дает ребенку зрительно запомнить  факты или определения.


(На доске)

Использование приёма «Фишбоун» развивает умение  учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, искать их причины, обобщать и делать выводы.


Постаралась показать повышение интереса к чтению через систему внеурочной  работы, в ходе которой можно  решить сразу несколько задач: поставить ученика в активную позицию, развивать его творческие  и коммуникативные способности, расширять читательский кругозор.


За 20 минут Вы успели побыть в роли моих учеников. Успели познакомиться с приёмом «фишбоун» составить схему. И за это время мы стали ближе.

А закончить наш нашу встречу я хотела бы притчей:

В дом ювелира постучался сосед.

—Сосед! Одолжи мне свои весы до утра, — попросил его старик.

— Здравствуй, почтеннейший! Что ответить тебе? Нет у меня сита.

— Не сито я прошу, уважаемый. Дай мне весы, — вежливо повторил сосед.

— Да и метёлки нет у меня, — ответил ювелир.

— Ты смеёшься надо мной, что ли? — рассердился старик. — Мне не нужны ни метёлка, ни сито. Я прошу у тебя только весы!

— Успокойся, сосед. Я же знаю — ты стар и не сумеешь взвесить свой золотой песок, не рассыпав его. Значит, придёшь этим вечером ещё раз за метёлкой. А потом и сито тебе понадобится — ты же золото вместе с землёю подметёшь. Коли я вижу начало дела, то предполагаю и конец его. Отец, ступай к соседу. Он богат. Там найдёшь ты и весы, и метёлку, и сито.

Желаю Вам, уважаемые коллеги быть такими же, как этот ювелир и продумывая урок - видеть его от начала и до конца, а в этом вам поможет приём «Фишбоун»

Пусть эта рыбка исполняет Ваши желания! Поздравляю с наступающим нг желаю вам радостного праздничного настроения и дальнейших творческих успехов.


Благодарю за активное участие!


Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения, всесторонне анализировать информацию, делать выводы (носит исследовательский характер)





Важные принципы заполнения схемы

  • Причины и аргументы располагают в порядке их значимости – самые важные записывают ближе к голове.

  • Заполнять схему можно индивидуально, в парах, в группах или всей командой (используя мозговой штурм).

  • Если схема заполняется коллективно, то тезисы сначала обсуждаются, затем формулируются с участием всех.

  • Важный завершающий этап заполнения схемы Фишбоун – её презентация и озвучивание принятых решений.

  • Записи можно делать мелом на доске, маркером или стикерами на ватмане. Схема также может быть цветной.

  • Формулировки причин и фактов лучше делать в одном стиле: либо все в виде фраз с существительным (отсутствие связи между тем-то и тем-то), либо все в виде предложений (отсутствуют связи между тем-то и тем-то).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!