МАОУ «СОШ №36» г.Сыктывкара
Мастер-класс
Приём клоуз-теста
при работе с текстом
на уроках русского языка
Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Сыктывкар
2018
Конспект мастер-класса.
Приём клоуз-теста при работе с текстом на уроках русского языка.
Есть некий час – как сброшенная клажа –
Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества! Он в жизни каждой
Торжественно неотвратим. (Марина Цветаева)
М.М. Поташник дает следующее определение: мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.
1). А). Мотивационное начало.
Я стою и расту – я … . (растение),
Я стою, и расту, и хожу – я … . (животное)
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я … . (человек)
(М.М.Пришвин. Дневники. 8 октября 1951г.)
- Какие слова пропущены в дневниковой записи М.М.Пришвина? Почему?
- Что отличает человека от животного? (возможность мыслить)
- А что значит «мыслить»? (стремиться к кому-либо или чему-либо; обнаруживать в известном неизвестное.) Графический символ мыслительного процесса – стрела, как олицетворение стремления
- Эпиграфом к мастер-классу я взяла слова Леонида Андреева: «Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль. В ней божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила, не знающая преград» (Книга «Мысль»). Поэтому дадим нашему мастер-классу «имя». Я предлагаю два варианта. Какое из «имён» более подходит, решите в конце занятия:
«Могучая сила, не знающая преград»
ИЛИ «Вторая скорость человека»?
Б). Введение темы мастер-класса.
Приём «Исключение».
- Найдите в предложенных рядах «лишнее» понятие:
- Из «лишних» понятий сформулируйте тему мастер-класса.
Приём клоуз-теста при работе с текстом
В). Самостоятельная постановка целей.
Приём «Выберите нужное».
- Используя глаголы целеполагания, выберите подходящие для формулировки целей мастер-класса:
Узнать, изучить, ознакомиться
Углубить, расширить, закрепить
Обобщить, уметь, выявить
2). Презентация технологии клоуз-тестирования учителем-мастером.
Информация о клоуз-тесте
Клоуз-тест еще называют как тест дополнения или тест восстановления. Он был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения, понимания, а также насколько он интересен для читателя. Как правило, используется в методике преподавания иностранных языков. Клоуз-тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.
Что понимается под клоуз-тестом
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.
Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста.
Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.
Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как
- способность чтения и понимания текста,
- умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам) - информационная компетенция,
- коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).
В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест?
Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективных курсов), программы углублённого изучения русского языка, метапредметная (надпредметная) сфера.
а) на уроке русского языка
- при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию),
- как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию,
- при обучении написанию собственных текстов (художественных, аналитических, эссе и др.),
- при обучении чтению и пониманию текстов разных типов,
- при подготовке к ЕГЭ и ГИА (от клоуз-теста к сочинению-размышлению),
- при изучении тем Лексика, Текст (Строение текста, Данное и новое, Средства связи в тексте, Логические связи текста, жанры, типы текста), многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др.,
- как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста,
- при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;
б) на уроке литературы
- для повышения мотивации, интереса к книге, художественному тексту,
- с целью формирования вдумчивого читателя, способности к «медленному чтению»,
- при работе над темами: пейзаж, интерьер, портрет героя, роль детали в художественном произведении, когда ученики сначала восстанавливают текст, проникают в его смысл, а потом говорят о законах построения произведения,
- при знакомстве с художественными приёмами,
- при подготовке к написанию сочинения,
- при анализе эпизода в старших классах,
- при работе с биографией автора,
- при обучении анализу языка литературного произведения,
- при изучении стиля какого-либо автора, его мировоззрения,
- при обучении пониманию проблемы, идеи текста,
- как форма проведения зачёта;
б) при диагностике…
- контекстного мышления и коммуникативных навыков,
- читательского и «писательского» уровня у учеников,
- умения устанавливать внутритекстовые связи,
- способности понимания текста, его смысла,
- понимания смысловой, композиционной целостности текста,
- затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся);
- при составлении тестовых заданий на основе изучаемого произведения,
- при первом знакомстве с автором, с литературным произведением.
Приведу примеры подобных клоуз-тестов.
ТЕСТ 1.
Ф.Кривин.
Пример … .
— Почему ты светишь, … ? — спросила Осень. — Разве ты не видишь, что лето прошло? Впереди зима, тут уж не до света. Смотри, … , отморозишь лучи, с чем Весне покажешься?
И что же ответило Осени … ?
— Зимой, — сказало … , — светить трудно, но зимой особенно важно светить. Потому что зимой каждый лучик земле дорог.
— Тебе всегда важно светить, — сказала Осень, кутаясь в тучу. — Весной тебе важно светить, летом тебе важно светить, зимой тебе важно светить… Почему тебе всегда так важно светить?
… могло бы ответить так:
— Потому что я — … .
Но оно так не сказало. Оно не могло так сказать.
… помолчало и тихо ответило:
— Может быть, потому, что я больше ничего не умею.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- Сформулируйте основную мысль текста
Пропущенные слова: Солнца, Солнце.
Рекомендуется для использования в 7-8 классах.
Определите жанровую природу текста. Аргументируйте свою точку зрения.
ТЕСТ 2.
Притча
… поле.
Забрёл однажды … мальчик в … поле. Словно тысячи … золотились над ним и вокруг него … . А самые зрелые … ему на ладонь крупные семечки. Дома … положил их в … коробок. Когда ему было … , он съедал одно из этих семечек, вспоминая … поле. И жизнь становилась … .
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- В чём состоит символический смысл этой притчи?
Пропущенные слова: Подсолнуховое, маленький, подсолнуховое, солнышек, подсолнухи, роняли, мальчик, спичечный, плохо, подсолнуховое, золотистой.
Рекомендуется использовать в 7-8 классах.
Как видно из примеров, тексты и пропуски в них очень разные: от пропуска единственного слова до комплексного подбора слов-пропусков в тексте. Единственный пропуск не означает лёгкости теста. Объем текста, тип текста, сам характер смысло- и текстообразования - вот факторы, влияющие на степень сложности текста. Сложным является пропуск ключевого слова, находящегося в начале текста и восстанавливаемого из последующих шагов развёртывания текста. Поэтому если вы хотите усложнить тест, пропускайте одно из начальных ключевых слов, если хотите сделать тест проще – пропускайте, напротив, одно из последующих ключевых слов. Главным условием построения качественного клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста - не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов.
Основной же принцип применения клоуз-теста - попадание в зону посильной трудности, в зону ближайшего развития детей. Если дети, выполняя клоуз-тест, в большинстве случаев подобрали все слова верно, значит, мы в эту зону посильной трудности не попали. Детям было легко, они успешно справились - и обучающий эффект оказался сведённым к нулю, так как учиться было нечему. Напротив: если дети настолько затруднялись, что не могли подобрать хороших, удачных вариантов (то есть близких к авторскому слову, не противоречащих ближайшему контексту и смыслу текста в целом), то это значит, что уровень посильной трудности был рассчитан учителем плохо. Показателем методически грамотно используемого в обучающих целях клоуз-теста является как раз наличие вариантов слов у детей на один и тот же пропуск. Среди этих вариантов встречаются и те, которые необходимо принять (причём не один-единственный, авторский, а разные), и те, которые противоречат контексту: ближайшему (уровень словосочетания и предложения), «соседнему» (уровень соседних предложений) и «дальнему» (тексту в целом). В процессе диалога, обсуждения этих вариантов на уроке происходит 1) продвижение в понимании смысла текста и 2) продвижение в понимании способов чтения, способов встраивания в текст своего варианта слова (то есть способов поиска слова).
Оформление текста
Все используемые тексты должны приводиться без купюр или какой-либо адаптации. Принцип выдерживания содержательной цельности для данного материала является важнейшим, поскольку работа организуется со смыслом текста.
Пропуски оформляются тремя точками с пробелами не менее 5 знаков слева и справа. Эти пробелы позволяют отличать знак пропуска от знака многоточия. Если пропускается незнаменательное слово, то оно отмечается особо – чёрточками. Если пропущено словосочетание или сочетание двух и более знаменательных слов, то такой пропуск обозначается длинной сплошной линией.
Карта текста
В оформление текста входит и указание на его объём - то или иное количество слов приводимого фрагмента. Однако это уже методический момент, позволяющий учителю ориентироваться в применении данного теста на уроке. По сути, именно с этого момента начинается методическая карта текста - это «методическая помощь учителю; план работы с клоуз-тестом; мини-инструкция для учителя; навигатор по работе с клоуз-тестом» (из анкет учителей).
Карта текста строится единообразно. Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста с пропусками. Этот вопрос задаётся на этапе перед заполнением пропусков. Такой вопрос, с одной стороны, заставляет ребят увидеть главное в тексте, уловить наиболее общее, невзирая на пропуски. С другой стороны, для учителя это диагностический вопрос: если дети на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков. Вопрос этот должен быть достаточно простым и в то же время синтезирующим прочитанное. Часто это вопрос об основной мысли, теме текста, задание на озаглавливание. Однако возможны и другие - более конкретные, текстовые вопросы. Именно они помогают учащимся воспринять основной смысл, а удерживать его при вставке слов - центральный обучающий момент для учителя и основное умение, формируемое у учащихся.
Затем в карте текста даётся ключ - пропущенные авторские слова. Они даются в порядке сделанных пропусков и в той форме, в которой они употреблены в тексте. При этом ключевые слова выделяются полужирным шрифтом.
Следующий момент карты текста - методические рекомендации по использованию теста на том или ином этапе обучения. Указывается класс и уровень: начальный (дети только начинают работу с клоуз-тестом и текст выбирается среднего уровня сложности), продвинутый (дети уже достаточно освоили устройство текста и работу с клоуз-тестом, трудность закладывается выше средней) и под. Указывается также возможная тема обучения. Эти рекомендации носят нежёсткий характер, поскольку многое зависит от подбора детей в классе, от целей и задач учителя, намеревающегося использовать данный клоуз-тест в той или иной учебной ситуации.
В карту текста могут включаться комментарии учителя по апробации данного клоуз-теста, если, конечно, таковая состоялась. Отмечается сам факт апробации, подтверждающий качество составленного клоуз-теста. А также отмечаются дополнительные факты и выводы, полученные в процессе апробации.
Завершающие пункты карты текста - это задания, относящиеся к этапу, когда тест выполнен, варианты вставок обсуждены, и текст предстаёт в своём полном виде, без пропусков. Именно тогда допустим языковой анализ текста (работа с тропами, языковыми особенностями, орфографией, пунктуацией и под.), а также другие задания.
Общая технология использования клоуз-теста
Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?). ®
Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста. ®
Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время). ®
Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия). ®
Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). ®
Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом. ®
Чтение текста без пропусков. ®
Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств. ®
Рефлексия деятельности: предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об учащемся? как о коммуниканте?).
Этапы работы с клоуз-тестом на уроке:
- чтение «про себя», знакомство с текстом;
- первоначальное восприятие текста и обсуждение его основного смысла;
- самостоятельная работа по заполнению пропусков;
- фиксация версий;
- согласование версий (антиаргументы, аргументы);
- углубление версий;
- знакомство с авторскими словами;
- соотнесение своих и авторских вставок;
- предметная рефлексия.
Обучающие и диагностические клоуз-тесты.
Два эти типа теста различаются целью использования и характером проведения.
При диагностическом клоуз-тесте карта текста практически отсутствует, так как учащиеся выполняют тест самостоятельно - без предварительного обсуждения.
Диагностический клоуз-тест (промежуточный или итоговый)
возможно проводить только после систематической работы обучающего характера.
Регулярность совместной, обучающей работы с клоуз-тестом - примерно 1 раз в 2 недели в течение 3-4 месяцев. В результате такой работы дети
- знают признаки ключевых слов,
- понимают критерии оценки версий по вставке слов,
- умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова,
- умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии,
- умеют различать среди пропусков ключевые слова и неключевые,
- умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с пропусками.
Варианты учебных заданий,
составляющих по форме индивидуальную работу
с предварительным и последующим совместным обсуждением:
- докажи, что выделенные в тексте слова являются ключевыми: проведи стрелочки, показав связи данного слова с другими ключевыми словами текста (даётся текст без пропусков, но с выделенными курсивом ключевыми словами, которые могли бы быть пропущенными);
- на основе смысла текста заполни пропуски, докажи графически (проведи стрелочки);
- приготовь свой клоуз-тест (пропусти в предложенном тексте ключевые слова).
Полноценная диагностика на основе данного метода возможна только после обучающих заданий подобного рода и регулярного проведения клоуз-тестов.
В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по выполнению клоуз-теста. Хорошо, если такая памятка не будет предложена учителем в готовом виде, а постепенно выработается, изобретается детьми - совместно с учителем. Хорошее качество памятки определяется тем, что в ней формулируется не только то, ЧТО должно получиться в итоге, а прежде всего то, КАК, за счёт каких конкретных действий это должно получиться. Иначе говоря, в удачной памятке описываются предельно конкретные способы и приёмы - те действия с предметом, которые учащийся должен совершить, чтобы прийти к результату.
Пример удачной памятки, составленной
В.Г. Касаткиной.
I. 1). Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, переназвав текст, пояснив для себя смысл авторского заглавия: Почему текст так назван?).
2). Выдели фрагменты текста (слова, предложения, абзацы), в которых автором выражено основное содержание. То есть такие фрагменты текста, которые удалить нельзя -- без них текст станет непонятным, бессмысленным. После этого прочитай свой заголовок.
II. Работая с каждым пропуском:
3). Определи, с каким словом в предложении грамматически связано пропущенное слово, какой частью речи оно может быть.
4). Подбери несколько вариантов слов, подходящих по смыслу и грамматически.
5). Вернись к п. I. Определи, насколько каждое из подобранных слов соответствует смыслу всего текста, насколько каждое из них поддерживается текстом (повтором этого слова, синонимами, однокоренными или другими близкими по смыслу словами, сочетаниями, предложениями; началом, концом; названием).
6). Выбери слово, наиболее соответствующее главному смыслу всего текста.
III. 7). Если подходящего слова не оказалось, определи, чем имеющиеся слова не соответствуют смыслу текста.
8). Попробуй подобрать слово, которое исправит это несоответствие.
Пример удачной памятки, составленной
М.Ф. Фищуковой .
- Прочитайте текст с пропусками и постарайтесь понять, о чем он.
- Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, - ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.
- Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.
- Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.
- С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.
- Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.
Результаты успешного использования клоуз-тестов.
(Из анкет учителей)
Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если
- ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;
- была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки;
- учитель мотивировал каждого ученика на работу;
- дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного;
- ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был высокий уровень учебной мотивации;
- варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант) и стали основой для обсуждения;
- к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем вначале;
- учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста;
- работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя);
- работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации.
3). Представление системы учебных занятий.
Из опыта работы с клоуз-тестом.
ТЕСТ 1.
В.П. Астафьев.
… .
Грибное предосенье. Липнет … к лицу. Заденешь, раздерешь … – и в сырую траву горохом ссыпаются … . Путаясь в смятой … , они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок. А ведь только что в растянутой … , в сложных и мудрых хитросплетениях её они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по- хозяйски дома.
Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул … мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула ещё одна её тонкая струна.
Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями … над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по её нитям перебирается многолапый и многорукий … .
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- Какова тема данного текста?
Пропущенные слова: Паутина, паутина, паутину, пауки, паутине, паутине, паучий паутины, паук.
Рекомендуется для использования в 8-9 классах.
Какую проблему поднимает автор текста?
ТЕСТ 2.
Дж.Родари
… и … .
Солнце, … , величественное, … по небу. Оно мчалось в … колеснице и … во все стороны свои горячие лучи.
А туча, у которой в это время было самое … настроение, … и ворчала:
- Мот, … ! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! … - спохватишься!..
В виноградниках каждая …, что зрела на лозах, … во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и … … . И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою … .
- Ну что ж, … себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя … , когда с тебя уже нечего будет взять, - … туча.
А … солнце как ни в чем не бывало катилось по небу и … свои лучи миллионами, … , без счета - всем, кто в них нуждался.
Только на закате оно вздумало … свои лучи, и что вы думаете? Ни один … … ! От … туча рассыпалась градом. А солнце весело … в море.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- Какова основная мысль данного текста?
Пропущенные слова: Солнце и туча, веселое, путешествовало, огненной, разбрасывало, горячие, предгрозовое, злобствовала, расточитель, Обнищаешь, виноградинка, норовила, два лучика, долю, позволяй, отблагодарят, гремела, веселое, раздаривало, миллиардами, пересчитать, не пропал, удивления, бултыхнулось.
Рекомендуется для использования в 10-11 классах.
Какую проблему поднимает автор текста?
ТЕСТ 3.
В. Детков
… жизни.
Солнце — это, пожалуй, единственное и бесспорное, что достойно … поклонения. Оно всегда … нас — главный … родитель планеты. Только … Солнце становится вровень, … к лицу с человеком.
На … — потому что … молодости … ее и, обласкав добродушной улыбкой, приглашает … за собой...
На … — потому что … с человеком, отвешивая ему … поклон.
Гордо встретить Солнце и … проститься с ним — не в этом ли великая … жизни.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- Какова основная мысль данного текста?
Пропущенные слова: Мудрость, всеобщего, выше, творящий дважды, лицом восходе, прощает, дерзость, тянуться, закате, прощается, благодарный, достойно, мудрость
Рекомендуется для использования в 10-11 классах.
Какую проблему поднимает автор текста?
ТЕСТ 4.
Притча.
Четыре … .
Однажды у … спросили:
— Сколько видов … существует?
— Четыре — ответил он. —
Есть друзья, как … — каждый день ты … в них.
Есть друзья, как … , ищешь их, когда тебе … .
Есть друзья, как … , они … ищут тебя.
Но есть такие друзья, как … — их не видно, но они … с тобой.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- Какова основная мысль данного текста?
Пропущенные слова: дружбы, мудреца, дружбы, еда, нуждаешься, лекарство, плохо, болезнь, сами, воздух, всегда.
Рекомендуется для использования в 10-11 классах.
Какую проблему поднимает автор текста?
Диагностические клоуз – тесты.
О критериях оценки.
При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение ребёнка встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие
1) грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение),
2) логике (умение работать с контекстом соседних предложений),
3) текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).
При этом каждое из вставленных ребенком слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.
Таким образом, в оценку входит соотнесенность трех уровней соответствия:
1. Соответствие / несоответствие ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – как правило, это грамматический параметр вставки.
2. Соответствие / несоответствие контексту соседних предложений – как правило, это лексический, логико-смысловой параметр вставки.
3. Соответствие / несоответствие смыслу целого текста, авторской концепции.
Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится, если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.
Баллы снимаются:
- если слово не соответствует авторской концепции - снимается 2 балла;
- если слово лексически и логически не соответствует смыслу соседних предложений – снимается 1 балл;
- если слово не соответствует ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – снимается 1 балл;
Если слово вставлено, но не соответствует ни одному из трех уровней, оно оценивается в 1 балл.
Примеры
6 класс
В.Астафьев. Дождик.
(Какой?) дождик налетел с ветром, пыль (что сделал?), заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, (что сделал?) и растрепал яблоню под окнами, убежал (как?) и без оглядки.
Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, (что сделал?), но не утешил, не напоил.
Снова зной. Снова зажило все разомлелой, (какой?) жизнью, и только листья на яблоне всё (что делали?), и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала (какого?), обманутого ребенка.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- Найдите предложение, которое поможет сформулировать основную мысль
текста.
2. Пропущенные слова: шалый, продырявил, качнул, торопливо, нашумел, заторможенной, дрожали, брошенного.
3. Тест составлен для учеников 6 класса. Проводится на уроках русского языка во время работы с изобразительно-выразительными средствами языка
7 – 8 класс
Ф.Кривин
(Что?...)
Лучи (что делают?) на Землю, (как что?), но совсем иначе ее согревают.
Снег (что делал?) на нее шубу, (что делал?) Землю, советовал беречься, (как?)
соблюдать (какой?) режим. Что поделаешь, видно, он, Снег, имел на это
право...
Лучи (что делают?) по воздуху, почти не смея коснуться Земли. У них нет
(каких?) шуб, у них нет (каких?) советов. Им остается (что делать?) Землю только
своей (чем?)...
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- Как вы думаете, о чём пишет автор: о свойствах природы или качествах человека?
2. Пропущенные слова: нежность, сыплются, снег, напяливал, кутал, строго, постельный, скользят, тёплых, мудрых, согревать, нежностью.
3. Тест составлен для учеников 7-8 классов. Проводится на уроках русского языка
во время работы с изобразительно-выразительными средствами языка.
Тесты с вариантами слов.
Тест с вариантами слов, в отличие от свободного клоуз-теста, позволяет более точно диагностировать способности учащихся. Так как предлагаемые варианты слов подбираются на основании определенных языковых и контекстных нарушений, то пространство выбора оказывается более узким, чем в свободном клоуз-тесте, и можно более точно выявить, где у ребенка возникают затруднения (в чем он не ориентируется) – в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом. Следовательно, учитель может более точно и определенно дать качественную оценку выбора учащегося.
Задание формулируется так:
- Внимательно прочитай текст. В нем есть пропущенные слова, которые обозначены цифрами.
- Ниже даны варианты слов, из которых нужно выбрать то, которое наиболее соответствует смыслу текста. Подчеркни выбранное слово или напиши свое, которое тебе кажется более подходящим. Свое слово напиши рядом с предложенными вариантами.
Для каждого слова предлагается ряд из четырех слов. В этот ряд входят:
1) авторское слово;
2) слово, грамматически правильное, но абсолютно не связанное со смыслом данного текста - «абсурдный» вариант вставки, при выборе которого фиксируется предельная несформированность контекстного мышления, неумение работать с авторским смыслом текста;
3) слово, близкое по смыслу к авторскому, но нарушающее грамматическую сочетаемость (при выборе этого варианта диагностируется грамматическая ошибка, неумение видеть форму слова в контексте);
4) слово, которое соответствует грамматике авторского слова, а также соответствует лексической сочетаемости на уровне ближайшего контекста, но противоречит смыслу текста в целом, авторской концепции (при выборе данного варианта диагностируется неразличение значения и смысла, значения ближайшего контекста и смысла текста в целом).
Примеры
Задание. Внимательно прочитай текст. В нем есть пропущенные слова, которые обозначены цифрами.
Ниже даны варианты слов, из которых нужно выбрать то, которое наиболее соответствует смыслу текста. Подчеркни выбранное слово или напиши свое, которое тебе кажется более подходящим. (Свое слово напиши рядом с предложенными вариантами.)
9-10 класс
ТЕСТ 1.
Есть поэты – … (1) в каждой строчке. Их души - … (2), собирающие все лунные лучи волшебства и отражающие только их. Не … (3) в них ни пути, ни этапов, ни цели. Их муза с колыбели до гроба – принцесса и волшебница. Не к ним принадлежит Брюсов. У Брюсова много муз – муза в лавровом венке, в венце из терний, муза в латах и шлеме, муза «с поддельной красотой ланит», но есть и … (4), есть и девушка-муза. Об этой … (5) гостье в стихах Брюсова я и хочу рассказать.
(М. Цветаева «Волшебство в стихах Брюсова») 82 слова
Слова для выбора
1) исполнители, ремесленник, волшебники, колдовать;
2) чаши, зеркала, линзами, ладони;
3) лишитесь, обнаружив, поколеблете, ищите;
4) маг, проза, волшебница, разнообразие;
5) редкой, частой, исключительно, постоянной.
ТЕСТ 2.
Еще летал … (1), а уже появилась, с неуловимой внезапностью ангела, радуга: сама по себе томно дивясь, розово-зеленая, с лиловой поволокой по внутреннему краю, она повисла за скошенным полем, над и перед далеким леском, одна доля которого, дрожа, … (2) сквозь нее. Редкие стрелы дождя, … (3) и строй, и вес, и способность шуметь, невпопад, так и сяк вспыхивали на солнце. В омытом небе, сияя всеми подробностями чудовищно-… (4) лепки, из-за вороного облака выпрастывалось облако упоительной … (5).
(В. Набоков «Дар») 73 слова
Слова для выбора
1) кое-где, дождь, снег, проливаясь;
2) проступившая, моросила, просвечивала, повисла;
3) усилившего, цвет, потеряют, утратившего;
4) вычурными, простой, сложной, невнятной;
5) черноты, белизны, бледное, мрачности.
ТЕСТ 3.
Было утро. Была та короткая предрассветная пора, когда все вокруг – воздух, небо, земля – все вспыхнет вдруг тихим синим … (1), короткое время горит этот нездешний свет, и его потом одолеет ясный, белый – … (2). И вечером бывает такая пора – … (3). Такой же … (4), драгоценный миг чистого свечения, когда все живое … (5) на земле и пережидает таинственную минуту. Хорошо и грустно.
(В. Шукшин «Я пришел дать вам волю»). 58 слов
Слова для выбора
1) морозом, светом, туманом, засияет;
2) утро, рассвет, заход, мрак;
3) темная, полночная, закатный, предсумеречная;
4) непродолжителен, короткий, неопрятный, долгий;
5) суетится, притихает, кричит, замирают.
Варианты тестов
10 класс
Обучающий клоуз-тест.
- Дополните фрагмент главы «Алмазный язык» из книги К. Паустовского «Золотая роза» (см. вопросы в скобках).
В этот заревой час низко над самой землёй (что делает?) утренняя звезда. Воздух чист, как (как что?).
В заре, в рассвете есть что-то (какое?), целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. И (что делают?) в туманах за околицами пастушьи жалейки.
Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты (какого?) света, и брёвна (что делают?), как (как что?). Восходит солнце.
Осенние зори иные – (какие?), медленные. Дню неохота просыпаться – всё равно не отогреешь (какую?) землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.
Всё (что делает?), только человек не сдаётся. С рассвета уже горят печи в избах, дым (что делает?) над сёлами и (что делает?) по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь (что делает?) по запотевшим стёклам.
- Сравните с оригиналом фрагмента главы «Алмазный язык» из книги К. Паустовского «Золотая роза».
В этот заревой час низко над самой землёй (что делает? пылает) утренняя звезда. Воздух чист, как (как что? родниковая вода).
В заре, в рассвете есть что-то (какое? девическое), целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. И (что делают? поют) в туманах за околицами пастушьи жалейки.
Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты (какого? оранжевого) света, и брёвна (что делают? загораются), как (как что? слоистый янтарь). Восходит солнце.
Осенние зори иные – (какие? хмурые), медленные. Дню неохота просыпаться – всё равно не отогреешь (какую? озябшую) землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.
Всё (что делает? никнет), только человек не сдаётся. С рассвета уже горят печи в избах, дым (что делает? мотается) над сёлами и (что делает? стелется) по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь (что делает? забарабанил) по запотевшим стёклам.
- Оцените свою работу, используя критерии оценки (см. раньше).
10 – 11 классы.
Клоуз-тест
при изучении темы «Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение»
(фрагмент из «Сказок об Италии» М. Горького)
- Выберите подходящие для вставки слова. Свой выбор аргументируйте.
В священной тишине (стране, земле, высоте, Италии) восходит солнце, и от камней острова поднимается в небо сизый туман, насыщенный сладким запахом (дыханием, ароматом, вкусом) золотых цветов дрока.
Остров, среди темной равнины сонных (ленивых, спокойных) вод, под бледным куполом неба, подобен жертвеннику пред лицом бога-солнца.
Только что погасли звезды, но ещё блестит белая Венера, одиноко утопая в холодной высоте мутного неба, над прозрачною грядою перистых облаков; облака чуть окрашены в розоватые (красноватые, багряные) краски и тихо сгорают в огне первого луча, а на спокойном лоне моря их отражения (контуры, блики, тени) точно перламутр, всплывший из синей глубины вод.
Выпрямляются (поднимаются, вытягиваются) встречу солнцу стебли трав и лепестки цветов, отягченные серебром росы, ее светлые капли висят на концах стеблей, полнеют и, срываясь (скользя, отрываясь), падают на землю, вспотевшую в жарком сне. Хочется слышать тихий звон (звук, шорох, шум) их падения, – грустно, что не слышишь его.
Проснулись птицы, перепархивают в листве олив, поют, а снизу вздымаются (идут, поднимаются, взбираются) в гору густые вздохи моря, пробуждённого (разбуженного, поднятого) солнцем.
4). Проведение имитационной игры:
учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
(Есть варианты текстов для клоуз-тестирования –
текст В.Деткова или текст Ф.Кривина. Выбор – за Мастером)
ТЕСТ 1.
- Составим вместе клоуз-тест по тексту Владимира Деткова.
В.Детков
…
Идёт … полем ли, лесом ли. Взирает на мир … взглядом. Вбирает в себя … умиротворение, краски-запахи. Вольно ему, … от этого … по жизни.
И вдруг, осенённый … , остановился он посреди пути. А … пошла дальше — куда ногам не дойти, не поспеть. … и бездорожно. И нет ей … и ограничений.
… — вторая … человека.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- О чём данный текст?
2. Пропущенные слова: Мысль, открытым, дарованное, радостно, движения, мыслью, мысль, стремительно, преград, мысль, скорость.
3. Тест составлен для учеников 9-х классов. Проводится на уроках русского языка во время работы с изобразительно-выразительными средствами языка.
(Для сравнения – текст без пропусков:
МЫСЛЬ
Идёт человек полем ли, лесом ли. Взирает на мир открытым взглядом. Вбирает в себя дарованное умиротворение, краски-запахи. Вольно ему, радостно от этого движения по жизни.
И вдруг, осенённый мыслью, остановился он посреди пути. А мысль пошла дальше — куда ногам не дойти не поспеть. Стремительно и бездорожно. И нет ей преград и
ограничений.
Мысль — вторая скорость человека.1969 г.)
ТЕСТ 2.
- Составим вместе клоуз-тест по тексту Феликса Кривина.
Ф.Кривин
Вторая … .
… человека — это … , со … мыслей и … вспышками чувств, с … планетами, на которых живут его … , и мало знакомые, и те, о которых он только … или читал. И те, которых не было никогда, и те, о которых … не читал и не слышал, тоже обитают в этой … , только в этой … , потому что здесь они рождены.
И сам человек живет во многих … — во … своих знакомых, друзей и врагов. И в каждой … выглядит он иначе.
Человек — это … , вмещающая миллионы … , это часть, которая … целого, вопреки законам … и другим, еще более … законам.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста:
- О чём данный текст?
2. Пропущенные слова: вселенная, мозг, вселенная, звездами, космическими, знакомые обитаемыми, слышал, никто, вселенной, вселенной, вселенных, вселенных, вселенной, вселенная, вселенных, больше, арифметики, строгим.
3. Тест составлен для учеников 10-11-х классов. Проводится на уроках русского языка во время подготовки учащихся к сочинению-рассуждению на основе исходного текста (определение и формулирование проблемы).
4. Сформулируйте вопрос, на который учащиеся смогут ответить после вставки пропущенных слов (подсказка: обратите внимание на пункт 3 Карты текста).
(Для сравнения – текст без пропусков:
ВТОРАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Мозг человека — это вселенная, со звездами мыслей и космическими вспышками чувств, с обитаемыми планетами, на которых живут его знакомые, и мало знакомые, и те, о которых он только слышал или читал. И те, которых не было никогда, и те, о которых никто не читал и не слышал, тоже обитают в этой вселенной, только в этой вселенной, потому что здесь они рождены.
И сам человек живет во многих вселенных — во вселенных своих знакомых, друзей и врагов. И в каждой вселенной выглядит он иначе…
Человек — это вселенная, вмещающая миллионы вселенных, это часть, которая больше целого, вопреки законам арифметики и другим, еще более строгим законам).
5). Моделирование:
учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
Тест для группы 1.
В.Детков
ИСКРА И ПЛАМЯ
В окошко заглянул тополёвый лист. Метнулся вверх по стеклу на карнизном порыве ветра и опал.
Но нет — следом вспыхнули позолотой окно и стена. Это Солнце пробилось сквозь снеговые тучи и огромным осенним листом осветило комнату.
Искра и пламя осени. 1984 г.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста - ?
Пропущенные слова: ?
Тест составлен для учеников ? класса. Проводится в ходе урока ?
Тест апробирован.
Тест для группы 2.
Владимир Детков.
Чистые пруды.
«Дождь-косохлёст», «дождь-подстёга». Сказано – высечено. Зримо до мурашек по коже, словно за шиворот капли холодные занесло.
Не слова, а рыбки золотые. И пойманы они у щедрого хранителя чистых прудов Владимира Ивановича Даля. Пруды заповедные, да охота в них всякому поощряется.
Потому как обитатели их свойство удивительное имеют – чем чаще их ловят, тем дольше их жизнь…
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста - ?
Пропущенные слова: ?
Тест составлен для учеников ? класса. Проводится в ходе урока ?
Тест апробирован.
Тест для группы 3.
Феликс Кривин.
ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ.
Лес возникает оттого, что дерево тянется к дереву. Оттого, что дом тянется к дому, возникают на земле города.
А если никто ни к кому не будет тянуться...
Если никто ни к кому не будет тянуться, опустеет наша земля. И не будет на ней городов, и не будет лесов и садов, - ничего, ничего не останется на земле, если никто ни к кому не будет тянуться.
Карта текста
Вопрос на первичное восприятие текста - ?
Пропущенные слова: ?
Тест составлен для учеников ? класса. Проводится в ходе урока ?
Тест апробирован.
6). Рефлексия:
Приём «Выбери подходящее слово».
Приём клоуз-тестирования является (частным, предметным, универсальным), (эффективным, эффектным) и (разнообразит, не разнообразит) работу с текстом. Этот приём я (возьму, не возьму) в свою методическую копилку.
7). Завершение мастер-класса:
- Вернёмся к эпиграфу нашего занятия: «Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль. В ней божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила, не знающая преград» (Леонид Андреев. Книга «Мысль»).
- Так какое же «имя» больше подходит нашему мастер-классу: «Могучая сила, не знающая преград» (слова Леонида Андреева) или «Вторая скорость человека» (слова Владимира Деткова)?
- Действительно, очень трудно определиться. А почему? Мне кажется, что об этом замечательно написал Ф.Кривин в своём стихотворении «Наследие Декарта и Вийона»:
Соорудил я цепь простую
Из нескольких известных истин:
Я мыслю - значит, существую.
Я сомневаюсь - значит, мыслю…
25