Мастер- класс
«Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.»
Долгих Т.В., учитель русского языка и лит-ры МКОУ Черновская СОШ
Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка произведением, привлечь его к осмысленному чтению.
Общий алгоритм работы по данной стратегии:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными.
Например, приём «Верные – неверные утверждения». Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
№ п/п | Утверждение | Верно | Неверно |
1. | Тема повести: осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей. | | |
2. | В основе рассказа «Муму» лежит нереальное событие. |
3. | Действие происходит в Орле. |
4. | Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что в своей стране он не может открыто высказаться. |
5. | По характеру Герасим был замкнутым. |
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «Логические цепочки». Я предлагаю своим ученикам план текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Эта классификация вопросов была предложена
американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом .»Ромашка Блума»
простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию «Кем Герасим служил в доме барыни?»
уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал «Почему Герасиму не нравилось жить в городе?»
интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей «Почему Герасим так сильно привязался к собаке?»
творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза « Каков смысл немоты Герасима?»
практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой «Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете? В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?»
Оценочные Как вы оцениваете поступок Герасима?
Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе индивидуально, так и в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки. В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.
Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках литературы является «Письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы. Предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был ......, мужчина ……, сложенный богатырем и …… . Барыня взяла его ……, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым …… мужиком.
.
Еще я очень люблю художественные формы рефлексии, это и эссе (и на уроках русского языка, и на уроках литературы) и синквейны. Синквейны – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний.
И если сначала они вызывают трудность в своем создании, то впоследствии - огромный интерес. Первые синквейны, как правило, бывают искусственны и схематичны, но, будучи понятыми, становятся даже художественными, например:
Герасим
Трудолюбивый.немой
Работал,ухаживал,молчал
Безропотно подчинял
Русский мужик
В последние годы российская школа активно меняется. Вводятся новые формы аттестации выпускников общей и полной средней школы, образование становится профильным. В связи с этим и к учителю, и к ученику предъявляются новые требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология развития критического мышления помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно.
В процессе применения данных технологий:
происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
«Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Технология развития критического мышления, считаю, такую проверку выдержала.
Герасим
____________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________
,
№ п/п | Утверждение | Верно | Неверно |
1. | Тема повести: осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей. | | |
2. | В основе рассказа «Муму» лежит нереальное событие. |
3. | Действие происходит в Орле. |
4. | Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что в своей стране он не может открыто высказаться. |
5. | По характеру Герасим был замкнутым. |
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был ......, мужчина ……, сложенный богатырем и …… . Барыня взяла его ……, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым …… мужиком.
Как вы оцениваете поступок Герасима ?
Почему Герасиму не нравилось жить в городе?
Почему Герасим так сильно привязался к собаке?
Каков смысл немоты Герасима?
Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете? В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?