СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приёмы формирования читательской грамотности на примере урока по повести И.С.Тургенева "Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен мастер- класс по использованию приёмов формирования читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы формирования читательской грамотности на примере урока по повести И.С.Тургенева "Муму"»

Мастер- класс

«Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.»

Долгих Т.В., учитель русского языка и лит-ры МКОУ Черновская СОШ

Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка произведением, привлечь его к осмысленному чтению.

Общий алгоритм работы по данной стратегии:

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными.

Например, приём «Верные – неверные утверждения». Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

п/п

Утверждение

Верно

Неверно

1.

Тема повести: осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей.



2.

В основе рассказа «Муму» лежит нереальное событие.

3.

Действие происходит в Орле.

4.

Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что в своей стране он не может открыто высказаться.

5.

По характеру Герасим был замкнутым.






Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «Логические цепочки». Я предлагаю своим ученикам план текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Эта классификация вопросов была предложена

американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом .»Ромашка Блума»

  • простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию «Кем Герасим служил в доме барыни?»

  • уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал «Почему Герасиму не нравилось жить в городе?»

  • интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей «Почему Герасим так сильно привязался к собаке?»

  • творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза « Каков смысл немоты Герасима?»

  • практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой «Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете? В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?»

  • Оценочные Как вы оцениваете поступок Герасима?

Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе индивидуально, так и в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки. В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.

Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках литературы является «Письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы. Предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был ......, мужчина ……, сложенный богатырем и …… . Барыня взяла его ……, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым …… мужиком.

.

Еще я очень люблю художественные формы рефлексии, это и эссе (и на уроках русского языка, и на уроках литературы) и синквейны. Синквейныэто возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний.

И если сначала они вызывают трудность в своем создании, то впоследствии - огромный интерес. Первые синквейны, как правило, бывают искусственны и схематичны, но, будучи понятыми, становятся даже художественными, например:

Герасим

Трудолюбивый.немой

Работал,ухаживал,молчал

Безропотно подчинял

Русский мужик

В последние годы российская школа активно меняется. Вводятся новые формы аттестации выпускников общей и полной средней школы, образование становится профильным. В связи с этим и к учителю, и к ученику предъявляются новые требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология развития критического мышления помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно.

В процессе применения данных технологий:

  • происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

«Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Технология развития критического мышления, считаю, такую проверку выдержала.





























Герасим

____________________________________________


___________________________________________________________

__________________________________________________________________


_______________________________________



















,




п/п

Утверждение

Верно

Неверно

1.

Тема повести: осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей.



2.

В основе рассказа «Муму» лежит нереальное событие.

3.

Действие происходит в Орле.

4.

Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что в своей стране он не может открыто высказаться.

5.

По характеру Герасим был замкнутым.







Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был ......, мужчина ……, сложенный богатырем и …… . Барыня взяла его ……, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым …… мужиком.




















Как вы оцениваете поступок Герасима ?






























Почему Герасиму не нравилось жить в городе?




























Почему Герасим так сильно привязался к собаке?





























Каков смысл немоты Герасима?
































Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете? В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?