Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Приёмы формирования читательской грамотности»
Приёмы формирования читательской грамотности учащихся. «Древо предсказаний»
Учитель русского языка и лит-ры МКОУ Черновская СОШ
Долгих Т.В.
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
А. Н. Толстой
Приѐм «Дерево предсказаний»
Цель: развитие смыслового чтения
Задачи: • развивать образное и критическое мышление; • соотносить аргументы и факты; • развивать фантазию; • уметь мыслить перспективно.
Описание метода «дерево предсказаний»
- Ствол дерева – тема.
- Ветви – предположения.
- Листочки – обоснование, аргументы в пользу того или иного мнения.
- Предположения строятся по двум направлениям:
- «возможно»
- «вероятно»
Пошаговая методика
Нарисуйте на доске дерево, где:
1.Ствол дерева — это ключевой вопрос, проблема, задача, которая предполагает вариативность решений.
2.Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено.
3.Листья дерева — обоснование, аргументы в поддержку предположения, указанного на ветви.
- Предложите ученикам задачу для размышления и запишите ее на стволе дерева.
- Вместе с учениками обсудите одно предположение (запишите около ветки) и аргументы «за» (запишите их на листьях дерева).
- Попросите учеников придумать другие предположения и аргументы к ним (индивидуально, в парах или микрогруппах). Дайте 2—5 минут на размышления.
- Всем классом обсудите и запишите эти предположения и аргументы на ветвях и листьях.
Стадия вызова
Стадия вызова
Стадия осмысления
Рекомендации для метода «дерево предсказаний»:
• Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
• Не использовать приѐм более одного раза на уроке.
• Все версии аргументировать содержанием текста.