СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературы"»

    Мастер - класс   «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературы» Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 Исенова М.Д.

Мастер - класс

«Приёмы формирования

функциональной грамотности на уроках литературы»

Учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №4

Исенова М.Д.

  • В растущем потоке информационного поля на сегодняшний день в процессе обучения возникает весьма острая проблема – проблема развития читательской грамотности школьников. В свете требований образовательных стандартов, программы Президента РФ, в рамках реализации проекта «Методологии», по оценке качества образования (PISA, PIRLS), которые пройдут до 2024 г. по плану организаторов в каждой школе возникает необходимость по-новому осмыслить взгляд на чтение.
  • В PISA - 2018 основным направлением стала читательская грамотность , по результатам исследований Россия оказалась в первой тридцатке стран. « Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Отметим тот факт, что акцент делается на понимании прочитанного и последующем осмыслении и оценивании информации.
  • По мнению канд. филол. наук Иноземцевой Н.В., «…уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только снижается». К сожалению, это мировая тенденция: «Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях».
 ВИДЫ: Читательская грамотность Математическая грамотность Естественно-научная грамотность Компьютерная грамотность Юридическая грамотность Экономическая грамотность Экологическая грамотность Грамотность в вопросах здоровья Грамотность в вопросах семейной жизни… Функциональная грамотность ─ способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

ВИДЫ:

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Компьютерная грамотность
  • Юридическая грамотность
  • Экономическая грамотность
  • Экологическая грамотность
  • Грамотность в вопросах здоровья
  • Грамотность в вопросах семейной жизни…
  • Функциональная грамотность

способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Проблема развития читательской грамотности школьников актуальна  и требует решения! Анализ ЕГЭ, ОГЭ, ВПР показывает, что у обучающихся недостаточно сформированы следующие умения работы с текстом: -умение вычленить главную информацию в тексте; -умение работать с неявно заданной информацией; -умение найти связь предложений в тексте; -умение анализировать структуру текста; -умение проанализировать информацию условия задачи; -умение извлечь необходимую информацию для решения  задачи и ответа на вопрос.

Проблема развития читательской грамотности школьников актуальна и требует решения!

Анализ ЕГЭ, ОГЭ, ВПР показывает, что у обучающихся недостаточно сформированы следующие умения работы с текстом:

-умение вычленить главную информацию в тексте;

-умение работать с неявно заданной информацией;

-умение найти связь предложений в тексте;

-умение анализировать структуру текста;

-умение проанализировать информацию условия задачи;

-умение извлечь необходимую информацию для решения

задачи и ответа на вопрос.

РАБОТА С ТЕКСТОМ-это умение   выделять главную мысль текста; понимать информацию текста; преобразовывать текстовую  информацию; применять информацию  в изменённой ситуации; критически оценивать информацию.

РАБОТА С ТЕКСТОМ-это умение

  • выделять главную мысль текста;
  • понимать информацию текста;
  • преобразовывать текстовую

информацию;

  • применять информацию

в изменённой ситуации;

  • критически оценивать информацию.
Приёмы работы с текстом   Кто изображен на марке? Какой событие Отечественной войны 1812 года мы будем отмечать в 2022 году? Решите задачу, используя информацию на марке.

Приёмы работы с текстом

  • Кто изображен на марке?
  • Какой событие Отечественной войны 1812 года мы будем отмечать в 2022 году?

Решите задачу, используя информацию на марке.

Приёмы работы с текстом «Инсерт» ──заметки на полях V (галочка)  знаю ─  (минус)  противоречит представлению  + (плюс)  является интересным и неожиданным  ! (воскл. знак)  понравилось  ?  (вопрос)  желание узнать больше

Приёмы работы с текстом

«Инсерт» ──заметки на полях

V (галочка) знаю

(минус) противоречит представлению

+ (плюс) является интересным и неожиданным

! (воскл. знак) понравилось

? (вопрос) желание узнать больше

Приёмы работы с текстом  «Двойной дневник»    Хочу узнать!   Я знаю! Что привлекло мое внимание в тексте? Ключевые слова (понятия, даты и т.д.). Слова, которые я не понимаю.    Мои комментарии

Приёмы работы с текстом «Двойной дневник»

Хочу узнать!

Я знаю!

Что привлекло мое внимание в тексте? Ключевые слова (понятия, даты и т.д.). Слова, которые я не понимаю.

Мои комментарии

 Приёмы работы с текстом  « Сюжетная таблица» Что? Кто?  Где? Когда? Почему?

Приёмы работы с текстом « Сюжетная таблица»

Что? Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Приёмы работы с текстом   Т – схема удобна для сравнения двух аспектов одной концепции (положительные и отрицательные стороны,  да и нет, за - против).  Исторический текст Художественный текст

Приёмы работы с текстом Т – схема удобна для сравнения двух аспектов одной концепции (положительные и отрицательные стороны, да и нет, за - против).

Исторический текст Художественный текст

 Рефлексия  Приём «Радуга оценок»

Рефлексия

Приём «Радуга оценок»

Вызов Рефлексия «Двойной дневник» Осмысление «Инсерт» «Сюжетная таблица»  Т-схема

Вызов

Рефлексия

«Двойной дневник»

Осмысление

«Инсерт»

«Сюжетная таблица»

Т-схема