Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературы"»
Мастер - класс
«Приёмы формирования
функциональной грамотности на уроках литературы»
Учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №4
Исенова М.Д.
- В растущем потоке информационного поля на сегодняшний день в процессе обучения возникает весьма острая проблема – проблема развития читательской грамотности школьников. В свете требований образовательных стандартов, программы Президента РФ, в рамках реализации проекта «Методологии», по оценке качества образования (PISA, PIRLS), которые пройдут до 2024 г. по плану организаторов в каждой школе возникает необходимость по-новому осмыслить взгляд на чтение.
- В PISA - 2018 основным направлением стала читательская грамотность , по результатам исследований Россия оказалась в первой тридцатке стран. « Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Отметим тот факт, что акцент делается на понимании прочитанного и последующем осмыслении и оценивании информации.
- По мнению канд. филол. наук Иноземцевой Н.В., «…уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только снижается». К сожалению, это мировая тенденция: «Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях».
ВИДЫ:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Компьютерная грамотность
- Юридическая грамотность
- Экономическая грамотность
- Экологическая грамотность
- Грамотность в вопросах здоровья
- Грамотность в вопросах семейной жизни…
- Функциональная грамотность ─
способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Проблема развития читательской грамотности школьников актуальна и требует решения!
Анализ ЕГЭ, ОГЭ, ВПР показывает, что у обучающихся недостаточно сформированы следующие умения работы с текстом:
-умение вычленить главную информацию в тексте;
-умение работать с неявно заданной информацией;
-умение найти связь предложений в тексте;
-умение анализировать структуру текста;
-умение проанализировать информацию условия задачи;
-умение извлечь необходимую информацию для решения
задачи и ответа на вопрос.
РАБОТА С ТЕКСТОМ-это умение
- выделять главную мысль текста;
- понимать информацию текста;
- преобразовывать текстовую
информацию;
в изменённой ситуации;
- критически оценивать информацию.
Приёмы работы с текстом
- Кто изображен на марке?
- Какой событие Отечественной войны 1812 года мы будем отмечать в 2022 году?
Решите задачу, используя информацию на марке.
Приёмы работы с текстом
«Инсерт» ──заметки на полях
V (галочка) знаю
─ (минус) противоречит представлению
+ (плюс) является интересным и неожиданным
! (воскл. знак) понравилось
? (вопрос) желание узнать больше
Приёмы работы с текстом «Двойной дневник»
Хочу узнать!
Я знаю!
Что привлекло мое внимание в тексте? Ключевые слова (понятия, даты и т.д.). Слова, которые я не понимаю.
Мои комментарии
Приёмы работы с текстом « Сюжетная таблица»
Что? Кто?
Где?
Когда?
Почему?
Приёмы работы с текстом Т – схема удобна для сравнения двух аспектов одной концепции (положительные и отрицательные стороны, да и нет, за - против).
Исторический текст Художественный текст
Рефлексия
Приём «Радуга оценок»
Вызов
Рефлексия
«Двойной дневник»
Осмысление
«Инсерт»
«Сюжетная таблица»
Т-схема