Мастер-класс «Приёмы формирующего оценивания на уроках в начальной школе»
Выполнила: студентка 21П-2 группы Рукосуева Татьяна
Цель: - раскрытие специфики формирующего оценивания. Задачи: 1. Ознакомить педагогов с инструментами формирующего оценивания; 2. Узнать эффективность приёма формирующего оценивания.
«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оцененными по достоинству»
Уильям Джеймс 1842- 1910
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
Функции оценивания
1. Контролирующая
заключается в определении достижений отдельного ученика или группы, класса и выявлении уровня готовности к усвоению нового материала.
2. Учебная
предопределяет такую организацию оценивания, чтобы его проведение способствовало повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений.
3. Диагностическая корректирующая
предопределяет такую организацию оценивания, чтобы его проведение способствовало повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений.
4. Мотивационная
определяет такую организацию оценивания, когда его проведение стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты.
5. Воспитательная
заключается в формировании ценностных ориентаций и отношений, умении ответственнои сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля
Оценивание
Итоговое оценивание
Формирующее оценивание
Цель: определить местоположение обучающегося на индивидуальном образовательном маршруте – его достижения и проблемные зоны.
оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период
Ученик должен уметь:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами самоконтроля,
самооценки;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- вносить коррективы и адекватно оценивать свои достижения.
Техники формирующего оценивания
Вопросы
одна из техник формирующего оценивания, они помогают педагогу определить стартовые позиции обучающихся и учитывать их в ходе обучения.
Учитель может задавать дополнительные вопросы:
-Какие еще примеры ты знаешь?
-Как ты можешь доказать, что … ?
-Как можно решить задачу?
-Что ты думаешь о … ?
Техники формирующего оценивания
Наблюдение
еще одна техника формирующего оценивания. Во время наблюдения учитель оценивает, как проходит учение. Педагог наблюдает за группами учащихся по намеченному плану, поддерживает их в ходе урока.
Техники формирующего оценивания
Лист самооценки
Таблицы ЗИУ (знаю/интересуюсь/ узнал)
Недельные отчёты
Проверка ошибочности понимания
Обзор-резюме
Мини-обзор
Саммари одного предложения
Недельные отчёты
Чему я научился за эту неделю?
1
Какие вопросы остались для меня неясными?
2
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? .
3
Лист самооценки
www.themegallery.com
Таблица ЗИУ
Проверка ошибочности понимания Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения. Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.
Формирующее оценивание позволяет
учителю
ученику
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Рекомендации учителю
- Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
- Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
- Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
- Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
- Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
" Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки,
то ученик научится не только фиксировать трудность,
но и анализировать её причину: от фиксации самого факта незнания
или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание
преодолеть"
Г.А. Цукерман