СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приёмы и методы мнемотехники на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении английскому языку важно избегать монотонных методик обучения, которые могут снизить интерес к языку. Одним из эффективных методов обучения является использование мнемотехники.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы и методы мнемотехники на уроках английского языка"»

МАСТЕР-КЛАСС

«Мнемотехника на уроках английского языка»


Цель мастер-класса: познакомить учителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.


Ход мастер-класса

-Добрый день, уважаемые, коллеги! Я рада видеть Вас сегодня на мастер-классе.

Учить ребенка английскому языку не всегда просто. Поэтому важно вовлечь его в процесс и показать, что иностранный язык — это весело и интересно. Самое сложное в процессе — выучить слова, изменения которых не поддается логике.

Одним из самых действенных методов запоминания слов является мнемотехника. Что это такое? - Мнемоника, или мнемотехника от греческого mnemonikon —это совокупность приёмов и способов, которые облегчают запоминания слов посредством ассоциаций и связей друг с другом.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Простой пример мнемотехники — знакомая каждому ребенку фраза, помогающая запомнить цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первые буквы слов соответствуют названию цветов и располагаются в той же последовательности, что и цвета в радуге.

Но задумывались ли вы, что в английском языке может быть что-то похожее? 

В английском языке цвета радуги называются: red, orange, yellow, green, blue, indigo, violet. Как же англоговорящие люди запоминают их порядок? Для этого у них есть два варианта мнемонических фраз:

📍 Roy G. Biv — выдуманное имя, в котором каждая буква соответствует цвету радуги.

📍 Richard oYork Gave Battle iVain (Ричард Йоркский напрасно дал сражение) — первая буква каждого слова обозначает цвет радуги.

Мнемотехника известна с давних времен. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучали Аристотель, Македонскоий, Цезарь и Наполеон Бонапарт.

В свете требований к современному образованию (ФГОС) применение мнемоники на уроках английского языка облегчает запоминание лексики и сокращает время работы с ней.

Я хочу познакомить Вас с несколькими проверенными способами запоминания слов.

1.Метод акронимов это очень распространенный прием, состоящий в том, чтобы составлять аббревиатуры из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Всем знакомая радуга.

2.Метод ассоциации  – это создание ярких необычных ассоциаций и связывание их с запоминаемой информацией, например, слово paddle (звучит как «падл»), переводится как лужа, следовательно, необходимо вспомнить или представить свое падение в лужу.

На уроках можно использовать фонетические ассоциации. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка.

Например, слову fish fi– РЫБА какое русское слово созвучно? ФИШка.

К слову Plot (plot) – СЮЖЕТ какое слово созвучно? ПЛОТ.

Есть слова, с которым у всех людей возникают стереотипные ассоциации. Но Вы всегда можете придумать свою ассоциацию или сюжет.

3.Метод мест и схожий с ним Метод Цицерона.  Необходимо выбрать место, ту дорогу, то, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, тезисы, аргументы расставьте мысленно по ходу вашего движения. Произнося речь, мы мысленно проходим по этой дороге и “забираем” в каждом месте соответствующий элемент.

4.Стикеры - Наклеивание стикеров с записанными на них словами на соответствующие предметы, которые ассоциируем с данными словами. Добавляйте к существительным глаголы и прилагательные. Так, при изучении «кухонной» лексики, на стикере carrots (морковь) напишите глагол grate (тереть) или peel (чистить), к frying pan (сковородка) добавьте fry и stew (жарить и тушить), к pan (кастрюля) — boil (кипятить) и steam (пар). А стол может быть шатающимся (wobbly), деревянным (wooden) и полированным (varnished). Это поможет запоминать существительные в контексте с теми словами, с которыми они чаще всего употребляются.

5. Во время уроков отлично работает метод поиск слова внутри слов. Разбив слово на части, не трудно догадаться о его смысле. Foot+ball, pineapple –butterfly. Разбив слово на части создадим дополнительную наглядность, которая лишь усилит запоминание.

Предлагаю вам разобрать ещё несколько приёмов мнемотехники.

6. Вспомните, пожалуйста, стишки, которые вы используете на уроках, когда вы сами были учениками. Например, при изучении исключения написания ы после ц:

-Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку Цыц.

Это - прием рифмизации. Он облегчает запоминание у детей и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Благодаря ассоциативным связям «чуждый» материал преобразуется в доступный и понятный. В интернете очень много стихотворений, которые помогут выучить неправильные глаголы. Этот метод задействует образную память.


Например:

«Если друга meet-met-met, (встречать)

Его крепко keep-kept-kept. (держать)

Ну, а если lose-lost-lost, (терять)

То того он cost-cost-cost. (стоить)».

7. Для активизации лексических единиц можно использовать метод оживления, который позволяет представить сюжет в зрительных образах. Например, при изучении названий цветов дети закрывают глаза и рисуют в своём воображении образы, о которых говорит учитель: « Мы с вами оказались в жаркой Африке, где живёт много животных. По лианам скачут жёлтые непоседы - обезьяны. Они все время елозят – yellow , yellow, yellow. На дереве затаилась чёрная пантера, и вдруг она прыгает – black, black, black. К реке подошёл огненно рыжий, почти красный лев . Его рёв слышно по всей Африкеr- r-r-r,red, red,red. У берега реки отдыхает зелёный крокодил . Он нам улыбается хитрой улыбкой – green, green, green . А в море плавает голубой  кит . Он плывёт и булькает – blue , blue, blue».

8. Метод цепочки. Метод позволяет запомнить большой количество информации путём последовательного соединения образов, а соответственно метод работает также, как и метод яркой ассоциации. Но при этом используется не одна, а сразу несколько комбинаций.

Я в лесу find – found – found (находить) красивые грибы.

Я take – took – taken (брать) эти грибы и домой их bring — brought — brought (приносить). 

Но моя мама forbid – forbade – forbidden (запретить) мне варить эти грибы.

Я be – was/were – been (быть) очень расстроен.

Мне пришлось go – went – gone (идти) на улицу и throw – threw – thrown (бросить) грибы в мусорную корзину.

Я не think – thought – thought (думать), что так могло произойти, но теперь я know – knew – known (знать) какие грибы не надо рвать.


Существует множество и других различных техник мнемотехники, которые можно применить на уроках английского языка в школе. Все техники мнемотехники способствуют тому, чтобы больше детей запоминали новую лексику, грамматику и фразы в игровой и увлекательной форме. Единственная задача учителя – логично и последовательно использовать приемы в контексте темы урока.