СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приёмы критического мышления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы критического мышления".»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Юшинская образовательная школа







Мастер – класс.

«Применение технологии критического мышления, как средства повышения активности учащихся в образовательном

процессе»



Учитель начальных классов

Бондарева Светлана Ивановна









2020

Цель: ознакомить учителей начальных классов с технологией критического мышления, показать приёмы работы по применению критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы) (слайд 2).

Задачи: 

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

  • вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

  • продолжить формирование умений общаться и работать в группах.

  •      передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  •       совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

(слайд 3).

Практическая значимость: использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты: коллеги приобретут опыт использования различных приемы критического мышления; будут уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в группах по 4-5 человек.

1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2.Дидактическое обеспечение: Литературное чтение: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях: ч. 2.- авт.-сост. Л.А.

Л Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс; раздаточный материал, на каждом столе разложены карточки: «Правила составления синквейна», схема для создания кластера; мультимедийная презентация по теме мастер-класса;

3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент.

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь, это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Тема моего мастер-класса: «Применение технологии критического мышления, как средства повышения активности учащихся в образовательном процессе».

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.).

Этапы мастер-

класса

Приёмы и методы

Деятельность участников

мастер - класса

Орг.

момент

1.Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению?

- Верите ли вы, что по окончании мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что вам будет интересно работать сегодня?

- Верите ли вы, что дети не способны анализировать, обобщать?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться? (слайд 4)


Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения

I. Стадия вызова.


1.Приём «Корзина идей»

– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп Лафонтен Крылов

Др. Греция Франция Россия

VI век до н. э. XVII век XIX век


Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский. (слайд 5-6)


Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения


2.Приём «Мозговой штурм»

- Кто такие баснописцы?
– Вспомните, что такое басня и запишите определение?
(Слайд 7)

Работа с деформированным текстом.

Заполнить пропуски в определении жанра:

Басня – стихотворное или ________литературное произведение ___,____характера. В начале или в конце басни содержится краткое _________

_____заключение – так называемая______.

Действующими лицами обычно выступают

________, _______, ________.

(Приложение 1)

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. (слайд 9-10)

-Чем басня похожа на сказку? Что общего у басни и стихотворения? В чём отличие?

- Какова основная цель басни?

-Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню?

2.Составление кластера «Основные признаки басни». (слайд 11)

Небольшой рассказ (чаще стихотворный)

диалог

аллегория

особый басенный стих, передающий разговорную речь

персонажи басни – животные, растения, вещи

деление на 2 части: основное повествование, мораль (нравоучение);

олицетворение

афористичность языка

юмор (слайд 12)



Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения

II. Стадия осмысле-ния.


Сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен И.А. Крылова.

Приём «Инсерт»

А откуда же к нам пришли басни?


-Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. □

Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. □


Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. □

В Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит  одно действующее лицо. □

Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. □

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. □

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым. □

(Приложение 2) (слайд 13-14)

Баснописец Иван Андреевич Крылов

(слайд 15)





Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения


Приём «ЗУХ» (Приложение 3)

уже знаю ˅

узнал новое +

хочу узнать ? (слайд 16)


Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения


Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню (слайд 17)

(ребус)

«Ворона и Лисица».

Приём «Ассоциация». Какие возникают ассоциации при слове «Ворона», «Лисица». (слайд 18)


Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения


Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

– А что говорила о голосе Вороны Лиса?

– Как подействовали на Ворону такие

ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?


(слайд 19)


Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения



Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

□ сыр выпал;

□ лисица схватила сыр и убежала;

□ лиса близёхонько бежала;

□ плутовка подходит на цыпочках;

□ лисица говорит сладкие слова вороне;

□ ворона каркнула;

□ ворона нашла кусочек сыру; (слайд 20) (Приложение 4)




Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения

III стадия.

Рефлексия


а) Составление синквейна к словам «Ворона», «Лисица»,

« Басня». (слайд 21)


б) Приём «Незаконченное предложение»

- Было интересно…

- Новым для меня стало…

- Реально ли мне применить это на своих уроках?

- Что я возьму с собой?

- Мне понравилось…

- Где мне было легко?

- Что давалось с трудом?

- Теперь я смогу… (слайд 22)

(Приложение 5)


Работа в группе

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения



Я желаю вам радости, любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране.













Приложение 1

Работа с деформированным текстом.

Заполнить пропуски в определении жанра:

Басня – стихотворное или ________ литературное произведение ___, ____характера. В начале или в конце басни содержится краткое ____________заключение – так называемая ______. Действующими лицами обычно выступают________, _______, ________.

Приложение 2

Приём «Инсерт» (чтение с пометами)

«V» - это уже известно

« – » - это противоречит представлению

«+» - это является интересным и неожиданным

«?» - неясно, возникло желание узнать больше

-Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. □

Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. □

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. □

В Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит  одно действующее лицо. □

Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. □

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. □

Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым. □

Приложение 3

Приём «ЗУХ» (Знаю. Узнал новое. Хочу узнать).

Биография И.А.Крылова

Русский писатель, баснописец, драматург, журналист И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье армейского офицера. □

Жили очень бедно, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. □

Позднее семья Крыловых переехала в Тверь, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. □

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Одиннадцатилетне-

му Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. □

В Твери Ваня познакомился с итальянцем - синьором Луиджи, игравшем на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро добился виртуозного мастерства. Позднее играл в музыкальных квартетах на первой скрипке. □

В 1782 году семья Крыловых перебралась в Петербург. Иван служил в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. □

Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. □

Он писал пьесы для театра, оперные либретто, издавал сатирические журналы. Первую басню написал в 11 лет. Всего написано более 200 басен.□

Очень любил смотреть петушиные бои и пожары. □

И.А. Крылов был очень трудолюбивым человеком. Только к одной басне, «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк. Он очень тщательно подбирал слова, чтобы более ярко, точно и живо передать свои мысли. □

Приложение 4

Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

□ сыр выпал;

□ лисица схватила сыр и убежала;

□ лиса близёхонько бежала;

□ плутовка подходит на цыпочках;

□ лисица говорит сладкие слова вороне;

□ ворона каркнула;

□ ворона нашла кусочек сыру.

Приложение 5

Приём «Незаконченное предложение»

- Было интересно…

- Новым для меня стало…

- Реально ли мне применить это на своих уроках?

- Что я возьму с собой?

- Мне понравилось…

- Где мне было легко?

- Что давалось с трудом?

- Теперь я смогу…