Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Юшинская образовательная школа
Мастер – класс.
«Применение технологии критического мышления, как средства повышения активности учащихся в образовательном
процессе»
Учитель начальных классов
Бондарева Светлана Ивановна
2020
Цель: ознакомить учителей начальных классов с технологией критического мышления, показать приёмы работы по применению критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы) (слайд 2).
Задачи:
актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
(слайд 3).
Практическая значимость: использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.
Ожидаемые результаты: коллеги приобретут опыт использования различных приемы критического мышления; будут уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Целевая аудитория: учителя начальных классов
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в группах по 4-5 человек.
1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
2.Дидактическое обеспечение: Литературное чтение: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях: ч. 2.- авт.-сост. Л.А.
Л Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс; раздаточный материал, на каждом столе разложены карточки: «Правила составления синквейна», схема для создания кластера; мультимедийная презентация по теме мастер-класса;
3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь, это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Тема моего мастер-класса: «Применение технологии критического мышления, как средства повышения активности учащихся в образовательном процессе».
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.).
Этапы мастер- класса | Приёмы и методы | Деятельность участников мастер - класса |
Орг. момент | 1.Приём «Верите ли вы …» - Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению? - Верите ли вы, что по окончании мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе? - Верите ли вы, что вам будет интересно работать сегодня? - Верите ли вы, что дети не способны анализировать, обобщать? - Верите ли вы, что можно детей научить учиться? (слайд 4) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
I. Стадия вызова. | 1.Приём «Корзина идей» – Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка? Эзоп Лафонтен Крылов Др. Греция Франция Россия VI век до н. э. XVII век XIX век Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский. (слайд 5-6) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
| 2.Приём «Мозговой штурм» - Кто такие баснописцы? – Вспомните, что такое басня и запишите определение? (Слайд 7) Работа с деформированным текстом. Заполнить пропуски в определении жанра: Басня – стихотворное или ________литературное произведение ___,____характера. В начале или в конце басни содержится краткое _________ _____заключение – так называемая______. Действующими лицами обычно выступают ________, _______, ________. (Приложение 1) Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. (слайд 9-10) -Чем басня похожа на сказку? Что общего у басни и стихотворения? В чём отличие? - Какова основная цель басни? -Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? 2.Составление кластера «Основные признаки басни». (слайд 11) Небольшой рассказ (чаще стихотворный) диалог аллегория особый басенный стих, передающий разговорную речь персонажи басни – животные, растения, вещи деление на 2 части: основное повествование, мораль (нравоучение); олицетворение афористичность языка юмор (слайд 12) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
II. Стадия осмысле-ния. | Сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Приём «Инсерт» А откуда же к нам пришли басни? -Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. □ Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. □ Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. □ В Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит одно действующее лицо. □ Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. □ До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. □ Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым. □ (Приложение 2) (слайд 13-14) Баснописец Иван Андреевич Крылов (слайд 15) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
| Приём «ЗУХ» (Приложение 3) уже знаю ˅ узнал новое + хочу узнать ? (слайд 16) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
| Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню (слайд 17) (ребус) «Ворона и Лисица». Приём «Ассоциация». Какие возникают ассоциации при слове «Ворона», «Лисица». (слайд 18) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
| Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? – Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? – Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? – А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? – А что говорила о голосе Вороны Лиса? – Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста. – Для чего Лиса так расхваливала Ворону? – Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ. – Почему Лисице удалось обмануть Ворону? – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (слайд 19) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
| Приём «Перевёрнутые логические цепочки» Расположите цепочки слов в нужной последовательности: □ сыр выпал; □ лисица схватила сыр и убежала; □ лиса близёхонько бежала; □ плутовка подходит на цыпочках; □ лисица говорит сладкие слова вороне; □ ворона каркнула; □ ворона нашла кусочек сыру; (слайд 20) (Приложение 4) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
III стадия. Рефлексия | а) Составление синквейна к словам «Ворона», «Лисица», « Басня». (слайд 21) б) Приём «Незаконченное предложение» - Было интересно… - Новым для меня стало… - Реально ли мне применить это на своих уроках? - Что я возьму с собой? - Мне понравилось… - Где мне было легко? - Что давалось с трудом? - Теперь я смогу… (слайд 22) (Приложение 5) | Работа в группе Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения |
Я желаю вам радости, любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране.
Приложение 1
Работа с деформированным текстом.
Заполнить пропуски в определении жанра:
Басня – стихотворное или ________ литературное произведение ___, ____характера. В начале или в конце басни содержится краткое ____________заключение – так называемая ______. Действующими лицами обычно выступают________, _______, ________.
Приложение 2
Приём «Инсерт» (чтение с пометами)
«V» - это уже известно
« – » - это противоречит представлению
«+» - это является интересным и неожиданным
«?» - неясно, возникло желание узнать больше
-Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. □
Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. □
Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. □
В Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит одно действующее лицо. □
Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. □
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. □
Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым. □
Приложение 3
Приём «ЗУХ» (Знаю. Узнал новое. Хочу узнать).
Биография И.А.Крылова
Русский писатель, баснописец, драматург, журналист И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье армейского офицера. □
Жили очень бедно, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. □
Позднее семья Крыловых переехала в Тверь, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. □
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Одиннадцатилетне-
му Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. □
В Твери Ваня познакомился с итальянцем - синьором Луиджи, игравшем на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро добился виртуозного мастерства. Позднее играл в музыкальных квартетах на первой скрипке. □
В 1782 году семья Крыловых перебралась в Петербург. Иван служил в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. □
Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. □
Он писал пьесы для театра, оперные либретто, издавал сатирические журналы. Первую басню написал в 11 лет. Всего написано более 200 басен.□
Очень любил смотреть петушиные бои и пожары. □
И.А. Крылов был очень трудолюбивым человеком. Только к одной басне, «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк. Он очень тщательно подбирал слова, чтобы более ярко, точно и живо передать свои мысли. □
Приложение 4
Приём «Перевёрнутые логические цепочки»
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
□ сыр выпал;
□ лисица схватила сыр и убежала;
□ лиса близёхонько бежала;
□ плутовка подходит на цыпочках;
□ лисица говорит сладкие слова вороне;
□ ворона каркнула;
□ ворона нашла кусочек сыру.
Приложение 5
Приём «Незаконченное предложение»
- Было интересно…
- Новым для меня стало…
- Реально ли мне применить это на своих уроках?
- Что я возьму с собой?
- Мне понравилось…
- Где мне было легко?
- Что давалось с трудом?
- Теперь я смогу…