Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС «Приёмы визуализации изучаемого материала на уроках истории и обществознания»»
МБОУ Воротынская средняя школа
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декарт
МАСТЕР-КЛАСС
«Приёмы визуализации изучаемого материала на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания
Старова С.А.
2025
Визуализация (от лат. visualis - зрительный) - создание условий для зрительного наблюдения.
В общем смысле — метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт, презентаций). Визуализация опирается на возможности зрительного восприятия, поскольку считается, что зрение обеспечивает современному человеку наибольшую часть актуальной информации.
Приемы для развития визуальных умений
на уроках истории и обществознания
- Демонстрация презентаций, видеофрагментов, иллюстраций, фотографий . Это поможет объяснить новый материал и сделать понятными события, явления и процессы, которые невозможно увидеть и наблюдать в реальности.
- Составление схем и таблиц . При этом ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умеет преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
- Работа с историческими картами . Обучение школьников ориентироваться в ней включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание.
- Использование макетов и предметов старины . Этот вид наглядности способствует не только зрительному, но и тактильному восприятию объекта изучения.
- Применение визуальной матрицы . Это способ отбора и организации данных с помощью рамок смысловых категорий. Например, можно предложить составить логический рассказ, используя изображения, назвать событие, дату и исторические личности, с которыми связаны события .
Использование видеофильмов
Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНС
1.Определить тематику, общую идею;
2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;
3. Найти связь между элементами, определить последовательность;
4. Выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
8. Заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими.
Подготовка к ВПР
16 век
17 век
«Сказание о князьях Владимирских»
«Калязинская челобитная»
Подготовка к ЕГЭ