СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Применение интерактивных форм обучения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мастер-класса.Тема "Применение интерактивных форм обучения в начальной школе."

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Применение интерактивных форм обучения в начальной школе"»

МАОУ Верхнезейская СОШ

















Мастер- класс

«Применение интерактивных форм обучения в начальных классах»











учитель начальных классов

Дзюба Людмила Васильевна





2017 г.


Сценарий мастер-класса «Применение интерактивных форм обучения в начальных классах»


Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению интерактивных форм обучения.


Задачи:


  • Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;


  • Поделиться опытом применения некоторых форм интерактивного обучения на разных этапах урока в начальных классах;


  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.



- Здравствуйте уважаемые коллеги! В 2017 году я обобщила опыт по теме: «Интерактивное обучение, как средство развития познавательной активности и коммуникативных компетентностей младшего школьника».


Сегодня хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Применение интерактивных форм обучения в начальных классах»


Слайд №2

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.В основу ФГОС, как известно, положен системно-деятельностный подходв образовании. А ключевым условием реализации данного подхода является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной и во внеурочной деятельности.


Слайд №3

На данном слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».


Слайд №4

Одной из основных методических инноваций при реализации ФГОС сегодня является использование интерактивных форм и методов обучения. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.

Слайд №5

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется насотрудничестве, взаимообучении: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения.

Слайд №6

Принципы интерактивного обучения:


  1. Опора на опыт обучаемых (преобразование имеющегося опыта).

  2. Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).


Примеры физической активности.

Участники:

- меняют рабочее место, пересаживаются;

- говорят;

- пишут;

- слушают;

- рисуют

- конструируют

- чертят и вырезают и т.д.


Примеры социальной активности.

Участники:

- задают вопросы;

- отвечают на вопросы;

- обмениваются мнениями и т.д.


Примеры познавательной активности.

Участники:

- вносят дополнения или поправки в изложение учителя (ведущего);

- выступают как один из источников профессионального личностного опыта;

- сами находят решение проблемы.


  1. Позиция ведущего: консультант - фасилитатор.


Учитель на уроке обычно выступает в трех основных позициях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью учебной среды.

  1. В позиции лектора-эксперта учитель излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы участников (учащихся) и т.д.

  2. В позиции организатора он налаживает взаимодействие уча­стников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения заданий, подготовка мини-презенгаций и т.д.

  3. В позиции консультанта-фасилитатора тренер (учитель) обращается к личному опыту участников (учащихся), побуждает их к самостоятельному решению проблем, к сбору новых данных и т.д.



Слайд №7

достоинства

недостатки


+ активность участников;

+ обращение к личному опыту учащихся;

+ разумное сочетание теории и практики;

+ легкость восприятия, усвоения;

+ творчество участников;

+ возможность личностного роста;

+ многообразие точек зрения;

+ шлифовка мастерства учителя.

- низкая возможность вносить готовую структуру в опыт;

- сужено изложение теории;

- сложность соблюдения временных рамок;

- большие энергозатраты труда учителя;

- сложность точного планирования.

Фасилитаторская позиция учителя



Слайд №8

Интерактивные формы - это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения (опора на опыт, активность, позиция учителя – консультант- фасилитатор).

К таким формам можно отнести групповую и парную работу на уроке, что многие учителя сегодня успешно используют в своей практике. Подробную информацию об этом можно найти в шести брошюрах Е.В.Козиной – доцента кафедры образовательных технологий (на курсах сбрасывала на диск).






- Я же сегодня представлю вашему вниманию фрагменты урока русского

языка по теме «Имя прилагательное» урок закрепления изученного, где я использовала такие формы как, фронтальная работа в кругу, игра «Суета» - пары сменного состава, работа в центрах (на слайде выделены красным цветом).



-Уважаемые коллеги, прошу вас побыть в роли учеников и помочь мне в работе. Пожалуйста, подойдите ко мне и станьте в круг (у доски).

1. Начало урока. Психологический настрой.

(На доске картинка с изображением весеннего солнышка)

Солнце просыпается!

Людям улыбается!

Раз, два, три – улыбнись и ты!

(Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите друг другу руки, обнимитесь, пожелайте друг другу удачи).

А теперь все успокоились, послушайте стихотворение.

2. Выход на тему урока:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.


- Что же это за часть речи? ( Имя прилагательное)

- Догадались, какова тема нашего урока?

-Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. В этом вам поможет опорная схема:

На доске вопросы:

1. Что это?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. С какой частью речи связано?

6. Каким членом предложения является?


3. Сотворческая постановка целей урока


- Молодцы! Как много вы всего вспомнили об имени прилагательном!!!

- Чем же мы будем заниматься на уроке сегодня, давайте определим вместе:

(на доске слова)


писать рисовать думать

играть сочинять объяснять

бегать кричать доказывать

спорить оценивать

?


- Что возьмем?

-Что бы вы добавили? (постараюсь учесть)


-Итак, что же ждёт нас впереди, неизвестно?(Неизвестно!)

-Интересно? (Интересно!)

Будем бегать не толпиться,

Думать вместе, суетиться!

4. Игра «Суета»

Цель:

1. Отработать взаимоконтроль в паре;

2. Обобщить знания по теме «Имя прилагательное»;

3. Продолжить развитие коммуникативных УУД;

4. При отчете слушать внимательно товарищей, задавать вопросы друг другу;

5. Объединить ребят в группы в безобидной игровой форме.




На столе у учителя три цветные карточки для командиров, на которых напечатаны вопросы: Какой? Какая? Какое? Остальные карточки белого цвета (по количеству учеников в классе), на них прилагательные - ж.р., м.р., ср.р.

Например:

Одно слово лишнее Дружные – мн.ч. обязательно дать кому-либо;

М.р. - мартовский, радостный, хороший, замечательный, солнечный, веселый, погожий;

Ж.р. - теплая, долгожданная, ранняя, приветливая, звонкая, молодая, прекрасная;

С.р. - голубое, ласковое, чистое, высокое, ясное, необъятное, яркое.


- Приглашаю вас на игру «Суета». Возьмите карточки со словами. Вы должны объединиться в группы, а затем каждый должен дать доказывающий ответ, по какому принципу он оказался в той или иной группе. Начинаем игру по сигналу – звоночек.

- Почему один человек не оказался ни в одной группе? Докажите.



5. Работа в центрах


Суетились, волновались,

Путались, но исправлялись.

А теперь пришла пора

Разбежаться детвора!


Работу в центрах будем начинать,

Прошу места свои занять.


- Сегодня на уроке у нас 4 центра. В центр Чтения и письма

идут ребята 1 группы (кто собрались у командира с оранжевойс карточкой),

в центр Математики – 2 группа (у командира синяякарточка),

в центр Рисования – 3 группа (у командира зеленая карточка),

в центре Информатики(за компьютером)будет работать 1 человек,

который не попал ни в одну группу.

Начинать работу будем по сигналу (звоночек).


На столах в центрах обучения учитель раскладывает заранее наготовленные карточки и все необходимое для выполнения заданий (словари, справочники, информационные листы, опорные схемы,чистые листы, краски, карандашии др.).



Слайд 9.Образец карточки смотри в презентации.




- Карточки отличаются уровнем сложности(верхний левый угол)

I – низкий уровень сложности,II – средний уровень сложности, III – высо- кий уровень;

центром обучения (нижний левый угол);

количеством участниковработающих с данной карточкой (верхний правый угол).


 Один человек (индивидуальная карточка)

Пара (карточка для работы в парах)

 Группа (групповая работа);


временем выполнения работы(на данном мастер-классев целях экономии времени одинаковое для всех – 5мин)


5 минут

10 минут



- В центрах вам необходимо договориться, как вы будете работать, выбрать карточку, выполнить задание, подготовиться к отчету. Учитель вправе заслушать по 1-2 человека из центра (можно заслушать ребят из одного какого-либо центра). Остальные карточки он проверяет после уроков и выдает на другой день с комментариями. Завершают работу по сигналу учителя – звоночку.

В идеале учитель должен заготовить карточки для каждого центра разного уровня сложности, для работы индивидуально, в паре, в группе, а ученик вправе сам выбирать центр обучения, уровень, время работы и как он будет работать – индивидуально, в группе, в паре. На практике это не очень получается, да и наполняемость классов разная, у меня всего 12 человек. Поэтому учитель идет на «хитрости» и делает каждый раз по-разному, как ему необходимо. Здесь представлен лишь вариант такой работы.




6. Отчет о выполненной работе.

После окончания работы заслушиваются по 1 человеку из центра. Кто будет отчитываться, могут решать сами дети или учитель. Он, зная содержание всех карточек, может заранее, исходя из своих задумокили целей, определить, кого заслушать. Например, напечатать некоторые карточки на голубом фоне и вызвать для отчета именно тех детей, кто их выбрал. Может, наблюдая за работой детей, подойти и пометить карточки стикером, тогда пойдут отчитываться эти ребята. У нас на мастер-классе я вызвала для отчета тех, чье содержание соответствовало теме «Весна».


7. Подведение итогов.

- Я благодарю вас всех, за интересную и активную работу, вы молодцы!

А теперь подведем итоги:

- Если вы на мастер-классе узнали что-то новое и полезное для себя, вам было нескучно, интересно - поднимите красные карточки, если нет – зеленые.

- Считаете ли вы, необходимым применение в своей практике представленных форм организации учебной деятельности учащихся, если да – поднимите красные карточки, если нет – зеленые.

- Большое спасибо, я считаю, что мастер-класс достиг своих целей.



Слайд №10

Эта иллюстрация подснежников демонстрируется, когда идет отчет в центрах (о выполненном задании на компьютере, работа с текстом, работа с этимологическим словарем).

Слайд №11

Демонстрируется в конце мастер-класса, при проверке синквейна об имени прилагательном (такое задание было на одной из карточек).