СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс « Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс « Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»»

Мастер-класс « Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»

Здравствуйте!

Тема моего мастер-класса « Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»


Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение”.

Иоганн Вольфганг Гете

Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами одной из современных технологий обучения – кейс-технология, простой и сложной одновременно.

Кейс-технология – это одна из современных образовательных технологий, по крайней мере у нас в России. Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс - метод апробируют около 5 лет.

Интерактивный подход к обучению сейчас является одним из самых продуктивных для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий.

Использование кейс технологии обучения – это реальная возможность выполнить современные требования к обновлению содержания и форм обучения в школе. 

Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Таких, как: социальная, коммуникативная, предметная, информационная, нравственная компетентность.

В процессе работы с кейсом происходит формирование данных компетенций не только у учащихся, но и учитель при подготовке и реализации кейса совершенствует свой багаж компетенций.

На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями.

Так что же такое кейс?

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс – это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой). Кейс-технология-обучение действием.

Главное предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика)

Возможности кейс – технологии в обучении.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу.

Виды кейсов:

-Практические (Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными). .

-Обучающие (Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»)

-Научно-исследовательские (Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам)

Разновидности кейс-технологий: собственно, сама кейс-технология, которая применяется чаще всего при дистанционном обучении, кейс-стадия, или метод погружения-применяется при блочном обучении и достаточном количестве часов, ну и собственно сам кейс-метод. Часто, когда говорят о кейс - технологии подразумевают кейс – методы.

Цели кейсов:

  • отработка умений работы с информацией

  • активизация познавательной деятельности

  • повышение мотивации к учебному процессу

  • умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации

  • приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения

  • выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки


К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

2. «Мозговой штурм»

Что вы знаете об имени прилагательном?

- Дайте определение.

- На какие вопросы отвечает?

- Назовите постоянные и непостоянные признаки.

- Чем является в предложении?

- Как подчеркивается?

Составьте кластер на основе своих знаний о прилагательном и назовите его.

Таким образом можно проверить уровень знаний и поработать творчески.

3.Метод ситуационно-ролевых игр.

1) Представьте себе, что вы редакторы модного детского журнала. Вам принесли множество различных статей. К следующему рабочему дню страница вашего журнала должна быть оформлена.

- Просмотрите статьи.

- Выберите для себя необходимые.

- Отредактируйте статьи.

- Дайте название вашей странице.

- Красочно оформите вашу страницу журнала.

2) Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени». После слова учителя о писателе и краткой характеристики его деятельности, 2 человека разыгрывают сценку «Николай Алмазов вернулся домой с работы»

Учащиеся разделены на 2 группы, они должны предположить, как поступит жена. Вариантов было предложено множество: просто посочувствует, предпримет какие-либо меры для спасения мужа, пойдет к нему на работу и будет отстаивать чертёж мужа, а некоторые предположили, что пару в итоге ждет развод.

После ответов учащихся смотрим еще одну сценку по рассказу «Решение Веры и спасение мужа». Сравниваем свои предположения и тот выход из положения, который нашел А.Куприн.


4. Метод разбора деловой корреспонденции;

Пример кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма».

Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

На уроках русского языка применяю метод разбора деловой корреспонденции. Например, на уроке по закреплению темы «Склонение имён числительных» каждому ученику предлагаю несколько кейсов со статьями, которые содержат имена числительные. Необходимо отредактировать тексты, записав числовое выражение словами.

5. Игровое проектирование;

6. Метод дискуссии (обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения).

При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из фильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологию.

1) На уроке в 9 классе при изучении повести «Бедная Лиза» перед учащимися ставлю кейс-задачу: предложите свой вариант решения проблемы между главными героями, если бы события происходили в 21 веке.

2) На уроке в 5 классе «Пословицы и поговорки» применяю прием «Мусорная корзина». При реализации этого метода участникам игры мной предлагается к рассмотрению набор кейсов с отдельными строками из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей законченное по смыслу высказывание.

3) Кейс-задачи на уроке часто соотношу с современностью: если бы…

Евгений Онегин жил в наше время, кем бы вы его считали: личностью или посредственностью. Или: мог бы Чичиков подобную аферу провернуть в наши дни?

4) 1. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.

2. Проблема: Для чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни?

Вопросы: Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной?

Какова жизненная концепция Обломова? Прав ли он? В чём, по-вашему, смысл жизни?

5) На уроке литературы в 9 классе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».

Кейс-задание:

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.

6) В 9 классе при изучении повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Кейс-задача:

- Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?

Кейс-задача:

- Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.

Кейс-задача:

- Представьте, вы - редакторы издательства конца XVIII столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше.

Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее он поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Кейс-задание:

- Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток подобного вида творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.

В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологии, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

Кейс-метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.

  • Разновидности кейсов по степени сложности:

Первая степень: предполагает наличие практической ситуации и ее решения.

Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение.

Согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбов, назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Вторая степень: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение.

«Чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19 века»? или «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и.т.д.

Третья степень: существует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.

«Чем вызван конфликт Базарова и П.П.Кирсанова и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?

Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Практический совет по созданию кейса:

Вначале нужно ответить на три вопроса:

- Для кого и чего пишется кейс?

- Чему должны научиться дети?

- Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения – Структурирование учебного материала - Выбор методов средств обучения

Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.

Действия учителя в кейсе представлены таким образом:

  • создание кейса или использование уже имеющегося

  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек)

  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания

решений проблемы, сроками выполнения заданий

  • организация работы учащихся в малых группах

  • определение докладчиков

  • организация презентации решений в малых группах

  • организация общей дискуссии

  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации

  • оценивание учащихся учителем


Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:

  • Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

  • В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

  • Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

Заключение. Данная технология способствует ориентации на будущую профессиональную деятельность.

Учит анализу ситуации (выделению содержательных элементов, поиск сути проблемы, противоречий и их причин и т. п.).

Отрабатывает умение анализа (системные, корреляционные, факторные и др.).

Развивает творческое начало в ходе поисково-аналитической работы в определении выводов и способов решения проблемной ситуации.

Выводит за пределы конкретного учебного пространства.

Помогает применить полученные знания в практической ситуации.

Формирует коммуникативные навыки (работа в коллективе, в группе, в паре, в системе ученик-учитель).

Все это крайне необходимо в современном мире. Таким образом, главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.

Кейс - метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.



































Работа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

1. Почему в сказке случилась трагедия?

2.Составьте памятку безопасного поведения для царевны.

3.Придумайте свое продолжение сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка (какие уроки она преподнесла).

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения (по вашему мнению)

























Работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Текст кейса:

Новое издательство (Вы можете сами дать ему название) занимается выпуском серии романов XIX века. Издатель обращается к Вам с предложением о создании рекламы романа «Отцы и дети». Несомненно, она должна отвечать всем требованиям современного рынка: роман после рекламирования должен продаваться, но ничьи права при этом не должны быть ущемлены.

Задания:

  • Выделить главную мысль в произведении, которая должна заинтересовать читателя сегодня, в современной действительности;

  • Создать текст рекламы произведения;

  • Оформить рекламу (можно с использованием компьютерных ресурсов).








Работа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

1. Почему в сказке случилась трагедия?

2.Составьте памятку безопасного поведения для царевны.

3.Придумайте свое продолжение сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения (по мнению детей)

Уроки, которая преподнесла сказка.

  1. Не быть наивным, доверчивым.

  2. Не открывать незнакомым дверь!

3. Не разговаривать с незнакомыми.

4. Не брать угощение от незнакомых! Опасно!

5.Читать сказки.

Работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Текст кейса:

Новое издательство (Вы можете сами дать ему название) занимается выпуском серии романов XIX века. Издатель обращается к Вам с предложением о создании рекламы романа «Отцы и дети». Несомненно, она должна отвечать всем требованиям современного рынка: роман после рекламирования должен продаваться, но ничьи права при этом не должны быть ущемлены.

Задания:

  • Выделить главную мысль в произведении, которая должна заинтересовать читателя сегодня, в современной действительности;

  • Создать текст рекламы произведения;

  • Оформить рекламу ( можно с использованием компьютерных ресурсов).

Подобный кейс имеет крайнюю актуальность и предполагает высокую заинтересованность учащихся в нём. Во-первых, проанализируют различную рекламу, в том числе рекламу художественных произведений, научатся определять интересы современного читателя (либо смоделируют их на собственном опыте). Кроме того, кейс творчески ориентирован. Предполагается создание текста рекламы и её оформление. Данный кейс можно дать обучающимся в качестве отдельного проекта.






















Примеры кейсов

Пример кейса при изучении драмы А. Н. Островского «Бесприданница».

- Определите основную причину развязки событий. Это результат рокового стечения обстоятельств или закономерный финал?

- Предложите свой вариант выхода из подобной ситуации (Лариса – свидетельница того, что ее разыгрывают в орлянку).

Примеры кейсов для проведения уроков литературы при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1)Обучающимся даётся современная жизненная ситуация, куда переносятся герои романа. Учитывается начальный этап изучения романа; соответственно, характеры героев не раскрыты обучающимися полностью.

Текст кейса:

Наши дни. Современно обставленная гостиная. Диваны, телевизор (Вы можете самостоятельно дополнить картину). В гостиной Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович Кирсановы (Вам предлагается  определить деятельность каждого персонажа в данный момент). По телевидению в информационно-аналитической программе «Времена» идёт обсуждение необходимости клонирования. Какова будет реакция каждого находящегося в гостиной?

Задания:

  • Распределить роли в группе;

  • Смоделировать поведение каждого персонажа в данной ситуации, учитывая его характер (характеристика героев);

  • Создать небольшой текст речи каждого персонажа (речевая характеристика героев).

Подобный кейс помогает развитию у обучающихся коммуникативной компетентности (создание текста речи персонажа, работа в группе), информационной (сбор информации из текста о характере персонажей, её анализ), также студенты пытаются работать с данной информацией, используя её в новых конкретных ситуациях.

2) Обучающимся даётся конкретная ситуация из текста произведения.

Предполагается всесторонняя оценка ситуации всеми участниками коммуникации: автором, героями, читателями, критиками.

Текст кейса:

      Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

      Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

      Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.

      - Вы ранены? - промолвил он.

      - Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович, - а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу.

      - Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. - Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался?

      - Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, - промолвил с расстановкой Павел Петрович, - и... надо... опять... - Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.

      - Вот новость! Обморок! С чего бы! - невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. - Посмотрим, что за штука? - Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны... - Кость цела, - бормотал он сквозь зубы, - пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул vastus externus задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая".

      - Убиты-с? - прошелестел за его спиной трепетный голос Петра.

      Базаров оглянулся.

      - Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет.

      Но усовершенствованный слуга, казалось, не понимал его слов и не двигался с места. Павел Петрович медленно открыл глаза. "Кончается!" - шепнул Петр и начал креститься.

      - Вы правы... Экая глупая физиономия! - проговорил с насильственною улыбкой раненый джентльмен.

      - Да ступай же за водой, черт! - крикнул Базаров.

      - Не нужно... Это был минутный vertige... Помогите мне сесть... вот так... Эту царапину стоит только чем-нибудь прихватить, и я дойду домой пешком, а не то можно дрожки за мной прислать. Дуэль, если вам угодно, не возобновляется. Вы поступили благородно... сегодня, сегодня - заметьте.

  - О прошлом вспоминать незачем, - возразил Базаров, - а что касается до будущего, то о нем тоже не стоит голову ломать, потому что я намерен немедленно улизнуть. Дайте, я вам перевяжу теперь ногу; рана ваша - не опасная, а все лучше остановить кровь. Но сперва необходимо этого смертного привести в чувство. [Глава 24]

Задания:

  • Распределить роли в группе: автор, герои, читатели-современники, читатели нашего времени, критики;

  • Дать оценку ситуации с позиции своей роли в ней, создав небольшой текст.

Данный кейс даёт возможность раскрыть не только позиции героев произведения и их характеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию, читательское мнение (интерпретации текста студентами как современными читателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поиска информации из текста произведения, критических статей, читательских отзывов.

3) Предлагается конкретная ситуация из текста произведения, но с иным, смоделированным результатом ситуации.

Текст кейса:

- Меня вы забудете, - начал он опять, - мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

      Базаров положил руку на лоб.

      Анна Сергеевна наклонилась к нему.

      - Евгений Васильич, я здесь...

      Он разом принял руку и приподнялся.

      - Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

      Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

      - И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...

      Анна Сергеевна тихо вышла.

      - Что? - спросил ее шепотом Василий Иванович.

  - Он заснул, - отвечала она чуть слышно.

      Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. [Глава XXVII]

(Вариант финала: К вечеру Базарову стало лучше, с каждым днём он всё быстрее шёл на поправку. Через два месяца не осталось и следа от болезни).

Задания:

  • Определить возможность подобного изменения ситуации;

  • Продумать дальнейшее развитие событий с учётом данной трансформации.

Кейс может быть задан небольшой группе из 2-3 человек. Он способствует развитию у обучающихся дивергентного (неоднозначного) мышления. Обучающиеся видят возможность разрешения ситуации различными способами, у них вырабатывается собственная точка зрения.

4) Обучающимся даётся ситуация из текста изучаемого произведения. Предполагается новая самостоятельная трактовка текста с возможностью его изменения.

Текст кейса:

Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

      - Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым.

      - О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров, - об одном прошу тебя: не говори красиво.

      - Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?

      - Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво - неприлично.

      - Что же прилично? Ругаться?

      - Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

      - Как ты назвал Павла Петровича?

      - Я его назвал, как следует, - идиотом.

      - Это, однако, нестерпимо! - воскликнул Аркадий.

      - Ага! родственное чувство заговорило, - спокойно промолвил Базаров. - Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, - это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой - и не гений... возможно ли это?

      - Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, - возразил запальчиво Аркадий. - Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем.

      - Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, - преклоняюсь и умолкаю.

      - Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

      - Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления.

      - Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

      - Что подеремся? - подхватил Базаров. - Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров - ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

      Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость... [Глава XXI]



Задания:

  • Распределить роли в группе;

  • Обсудить ситуацию со своих позиций;

  • Смоделировать собственное поведение в данной ситуации (аргументировать).

Кейс помогает формировать собственную точку зрения, позволяет уйти от однозначности в интерпретации текста и в принятии каких-либо решений.

5) Обучающимся даётся ситуация: Автор произведений творит в наше время.

Текст кейса:

Представьте, что И.С. Тургенев переносится в наше время и пытается описать увиденное им в своём новом романе о новом времени.

Задания:

  • Распределить задания в группе;

  • Проанализировать авторскую позицию, его кредо, его мировоззрение;

  • Смоделировать название (темы) произведения, его проблематику (с аргументацией выбора);

  • Смоделировать типы героев этого произведения (с аргументацией выбора).

Подобный кейс имеет определённую сложность. Обучающиеся при его обсуждении обязательно должны быть ознакомлены с позицией автора, его отношением к жизни. Предполагается развитие навыков анализа и сравнения, а также творческих умений.

6) Предлагается ситуация: Экранизация романа «Отцы и дети».

Текст кейса:

Вы И.С. Тургенев – режиссёр-сценарист новой экранизации романа «Отцы и дети», и Ваша задача – подобрать исполнителей ролей персонажей романа (в Вашем распоряжении любой современный актёр), т.е. правильно дать характеристику каждому персонажу.

Задания:

  • Распределить роли в группе (каждый участник – автор, рассматривающий одного персонажа, подбирающий одного актёра);

  • Охарактеризовать персонажей (подобрать исполнителей роли).

При работе с данным кейсом группа должна собрать информацию о героях из произведения, но не всю, а лишь ту, которая отражает отношение к ним автора.

7) Преподаватель предлагает обучающимся найти или смоделировать самостоятельно ситуацию из современной жизни, которая отражала бы отрывок из изучаемого произведения.

Текст кейса:

Он [Николай Петрович] запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски.

      - Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета... Словом, эта... эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал...

 - Фенечка? - развязно спросил Аркадий. Николай Петрович покраснел.

      - Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну, да... она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

      - Помилуй, папаша, зачем?

      - Твой приятель у нас гостить будет... неловко...

      - Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

      - Ну, ты, наконец, - проговорил Николай Петрович. - Флигелек-то плох - вот беда.

      - Помилуй, папаша, - подхватил Аркадий, - ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.

      - Конечно, мне должно быть совестно, - отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.

      - Полно, папаша, полно, сделай одолжение! - Аркадий ласково улыбнулся. "В чем извиняется!" - подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.

      Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце... [Глава III]

Задания:

  • Проанализировать (обсудить) сюжет отрывка, выделить в нём актуальную сегодня (вневременную) проблему;

  • Найти (на основе своего или чужого опыта) в современной реальной действительности ситуацию, отражающую сюжет данного отрывка, сделать выводы (можно использовать читательский опыт).

Обучающиеся таким образом доказывают или опровергают вневременность и актуальность сюжета данного текста. Положительные моменты кейса в том, что студенты учатся интерпретировать сюжет, видеть его проблематику, переносить его на окружающую действительность, анализировать личный опыт, делать выводы.

8)

Пример кейса при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов»

Перечитайте главу 9-ую первой части романа («Сон Обломова»).

После ознакомления с текстом кратко перескажите картины, нарисованные в этой главе: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни, чёткие картины, лишённые неопределённости и фантастических связей реального сна.

Сформулируйте дилемму: «Двойственно ли отношение Гончарова к Обломовке»?

Организуйте работу по обсуждению ситуации в группах.

          В ходе обсуждения необходимо выработать наиболее сильные аргументы в поддержку своей позиции и выбрать выступающих. Выступление должно быть кратким. (Можно использовать принцип – «один оратор – один аргумент». У каждого выступающего – 1 минута. Всего можно выдвигать не более пяти аргументов, т.е. выступать должно пять ораторов).

   Сравните свои аргументы с аргументами литературных критиков: А.В.Дружинина, А.А.Григорьева, В.Кантора.

А.В. ДружининРоман И.А.Гончарова «Обломов» 1859.

 «Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как отдельное художественное создание, ещё более поражает своим значением во всём романе. Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет, и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным не родным всякому из нас, как теперь,- «Сон» его разъясняет все наши недоумения и, не давая нам ни одного толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова».

А.А Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

«Вы чувствуете в манере изложения присутствие того искомого, спокойного творчества, которое по воле своей переносит вас в тот или другой мир и каждому сочувствует с равною любовью… И потом перед вами до мелких оттенков создается знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия во всей его непосредственности. Автор становится истинным поэтом – и, как поэт, умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям «райского уголка земли», и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку. Помните ещё место о сказках, которые повествовались Илье Ильичу и, конечно, всем нам более или менее, которых пеструю и широко фантастическую канву поэт развёртывает с такою силою фантазии? Помните ещё остальные подробности: семейный разговор в сумерки, негодование жены Ильи Ивановича на его беспамятство в отношении к разным приметам, сборы его – отвечать на письмо, составлявшее несколько времени предмет тревожного страха? … Всё это полный, художнически созданный мир, влекущий нас неодолимо в свой очарованный круг…»

В.Кантор. И.А.Гончаров к Обломовке, явившейся во сне герою, отнесся «не только ласково, но и с грустью, с сожалением. Он рисует Обломовку даже сатирически – «сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения».

Подведите итоги.

- Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играет «Сон Обломова»?

Пример применения кейс-метода при изучении темы: «Литературные направления «Серебряного века»  

Основой обсуждения являются причины появления новых течений и школ в начале

 20 века в России.

Содержание кейса:

Тема урока: Литературные течения и группы, их манифесты и основные тенденции. Представители литературных направлений.

Проблема: Была ли возможность избежать конфликта между представителями разных литературных направлений?

Вопросы:

  • В чём причина конфликта?

  • Кто виновен в возникновении конфликта?

  • Как ведут себя участники конфликта?

  • Можно ли было избежать конфликта в существующей на тот момент исторической ситуации?

  • Есть ли место возникновения данной ситуации в нашем современном литературном обществе?

Представление результата: Каждая группа обучающихся соотносит себя с одним из направлений, представляет его концепцию, знакомит с творчеством его участников (имеет место чтения стихотворных текстов наизусть). Затем услышанное обобщается.  Далее,  в  свободной (именно в свободной) форме происходит общение по решению проблемного вопроса.

Пример кейса по произведению М. Горького «На дне» 
Тема урока: Униженные и оскорбленные.
Герои рассказа: обитатели ночлежки.
Проблема: правда или ложь.
Вопросы:

-В чём причина конфликта?
-Воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле или жить иллюзиями?
-Быль ли вашей жизни подобные ситуации? Как вы поступали в таких случаях?
-Какие советы вы могли бы дать обитателям ночлежки
Представление результата: По очереди каждая группа обучающихся представляет свои варианты ответов. Далее, ведется обсуждение наиболее оптимального варианта решения проблемы. Такой урок можно проводить в форме дебатов, проектов, дискуссий и т.д.

Пример кейса при изучении рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»

-Можно ли А. И. Солженицына назвать прообразом своего героя-рассказчика? Обоснуйте свой ответ.

Обучающийся, работая с текстом-биографией и текстом произведения, должен привести обосновать свое мнение и сделать вывод.

Пример кейса при изучении поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

В конце поэмы читаем:

Мать – земля моя родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что - не знаю,

Только ты прости меня!

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет  Теркин  твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад…

            Что ж ты, брат, Василий  Теркин ,

Плачешь  вроде?

-Виноват…

- Что бы вы ответили плачущему Теркину?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!