СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Применение опорных сигналов на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Применение опорных сигналов на уроках географии"»

Мастер-класс
  • Мастер-класс "Применение опорных сигналов на уроках географии"

Выполнила: Дериглазова Л.Н.

учитель географии

Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь  Древнекитайская мудрость
  • Скажи мне, и я забуду,
  • Покажи мне, и я запомню,
  • Дай мне действовать самому, и я научусь

Древнекитайская мудрость

Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.

Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.

В 1980-е годы Шаталов создал методику опорных сигналов, которую стали успешно применять для изучения школьных предметов. По словам автора:
  • В 1980-е годы Шаталов создал методику опорных сигналов, которую стали успешно применять для изучения школьных предметов. По словам автора: "Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети — без исключения! — способны успешно овладеть школьной программой. ". Предлагаемая методика, утверждает то, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть учебной программой.
После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы — это и есть то самое средство, определяющее метод В.Ф. Шаталова и отличающее его от прочих остальных методов. Это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям .
  • После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы — это и есть то самое средство, определяющее метод В.Ф. Шаталова и отличающее его от прочих остальных методов.
  • Это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям .
 Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо какая-то часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминает.
  • Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо какая-то часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминает.
Составляемый опорный сигнал должен нести в себе некую необычность. «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия». К тому же содержат ту часть информации, ту малейшую часть, которая является звеном остального и способна это остальное вытянуть за собой. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно закрепится учеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.
  • Составляемый опорный сигнал должен нести в себе некую необычность. «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия». К тому же содержат ту часть информации, ту малейшую часть, которая является звеном остального и способна это остальное вытянуть за собой. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно закрепится учеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
  • Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
  • Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы: Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки.
  • Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:
  • Лаконичность.
  • В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки.
Структурность.  В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
  • Структурность.
  • В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
Наличие смысловых акцентов.  Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
  • Наличие смысловых акцентов.
  • Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
Автономность.  Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
  • Автономность.
  • Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
Ассоциативность и образность.  Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
  • Ассоциативность и образность.
  • Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
Доступность воспроизведения от руки.  Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге , не в высокохудожественной манере
  • Доступность воспроизведения от руки.
  • Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге , не в высокохудожественной манере
Цветовая наглядность.  Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Экспедиции Кука
  • Цветовая наглядность.
  • Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Экспедиции Кука

Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
  • Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
Работая по данной технологии, я использую опыт педагогов-новаторов: Виктора Фёдоровича Шаталова, Петра Яковлевича Гальперина, Нины Федоровны Талызиной, Татьяны Марковны и Дмитрия Львовича Беньковичей. В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК. Схемы связей, учителя используют постоянно. Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.
  • Работая по данной технологии, я использую опыт педагогов-новаторов: Виктора Фёдоровича Шаталова, Петра Яковлевича Гальперина, Нины Федоровны Талызиной, Татьяны Марковны и Дмитрия Львовича Беньковичей.
  • В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК. Схемы связей, учителя используют постоянно.
  • Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.
 Виды опорных сигналов Смысловые Ассоциативные Аббревиатурные Графические  Формы опорных сигналов Схемы Таблицы Диаграммы Ассоциативное поле Опорный конспект Алгоритмы

Виды опорных сигналов

Смысловые

Ассоциативные

Аббревиатурные

Графические

Формы опорных сигналов

Схемы

Таблицы

Диаграммы

Ассоциативное поле

Опорный конспект

Алгоритмы

При построении опорных конспектов целесообразно соблюдать ряд условий: Определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися. Разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации. Общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.
  • При построении опорных конспектов целесообразно соблюдать ряд условий:
  • Определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися.
  • Разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации.
  • Общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.
В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно- сжато (2-5 мин.) излагает материал по опорной схеме ЛОС, обращая внимание на важнейшие моменты. В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.
  • В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно- сжато (2-5 мин.) излагает материал по опорной схеме ЛОС, обращая внимание на важнейшие моменты. В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.
В идеале дети должны получить на руки готовый ЛОС и по нему следить за закреплением. При невозможности дать учащимся готовые ЛОС после рассказа учителя по ЛОС дети зарисовывают его в тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память.
  • В идеале дети должны получить на руки готовый ЛОС и по нему следить за закреплением. При невозможности дать учащимся готовые ЛОС после рассказа учителя по ЛОС дети зарисовывают его в тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память.
Например, при изучении в 9-ом классе темы «Европейский Север. Общие сведения.» может быть использован такой вид:
  • Например, при изучении в 9-ом классе темы «Европейский Север. Общие сведения.» может быть использован такой вид:
6 класс Опорный конспект по теме  «Строение земного шара»

6 класс Опорный конспект по теме «Строение земного шара»

Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал: сжимает информацию; облегчает понимание новой информации; активизирует учащихся; экономит время; упрощает процесс запоминания новых терминов; наглядно демонстрирует связи между природными компонентами; помогает выделять главное; благотворно действует на психологический климат урока.
  • Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика.
  • Сигнал:
  • сжимает информацию;
  • облегчает понимание новой информации;
  • активизирует учащихся;
  • экономит время;
  • упрощает процесс запоминания новых терминов;
  • наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;
  • помогает выделять главное;
  • благотворно действует на психологический климат урока.
Применяя технологию опорных сигналов, я заметила, что она помогает развивать память, логическое мышление, раскрывает творческий потенциал учащихся и помогает осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у учащихся с разными уровнями усвоения учебного материала.
  • Применяя технологию опорных сигналов, я заметила, что она помогает развивать память, логическое мышление, раскрывает творческий потенциал учащихся и помогает осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у учащихся с разными уровнями усвоения учебного материала.