СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс: «Проектная деятельность обучающихся: основные подходы и формы организации»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: «Проектная деятельность обучающихся: основные подходы и формы организации»»

Жданова Татьяна Анатольевна учитель технологии

Мастер-класс: «Проектная деятельность обучающихся: основные подходы и формы организации»

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Принципиальным отличием в обновленном ФГОС ООО 2021 является конкретизация требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, формирование функциональной грамотности обучающихся, вариативность с ориентиром на углубленное изучение учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД); Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность в обновленном ФГОС занимает значимое место. Она выступает как:

  • одно из требований к метапредметным результатам;

  • составная часть требований к предметным результатам;

  • оцениваемая форма учебной деятельности;

  • основная форма учебной деятельности, развивающая УУД;

  • часть Программы формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Что необходимо нашим школьникам для успеха?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.

  • Эффективно использовать знания реальной жизни.

  • Компьютерная грамотность.

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС:

  • формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):

    • организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),

    • оценочных (личностных), коммуникативных.

Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Проект оценивается по критериям сформированности:

познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и выбрать способы её решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;

предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Типология проектов:

По доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

  • исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта - конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

  • информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

  • творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

  • ролево-игровые (создание спектакля, сценария, игры);

По продолжительности:

  • мини-проекты (один урок), краткосрочные (несколько уроков),

  • средней продолжительности(от недели до года),

  • долгосрочные (годовые).

По количеству участников:

  • индивидуальные (личностные - проект, выполняемый одним учащимся),

  • парные (выполняется двумя учащимися),

  • групповые - проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

По охвату предмет

  • монопроект (монопредметный, - проект по одному учебному предмету);

  • межпредметный проект - проект, объединяющий несколько предметных областей,

  • свободный - то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

По форме продукта (проектный продукт)

Проект - это пять «П»:

  • Проблема

  • Проектирование

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация
    Портфолио

Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Они решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации. Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления.

Обучение в сотрудничестве является частью проектной деятельности. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы:

  • научно-исследовательский,

  • практический,

  • поисковый.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие критического мышления;

  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

  • формирование чувства ответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Как сказал Николай Алексеевич Умов, «всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Цель любого проекта - формирование универсальных учебных действий.

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения. Накопив опыт использования данного метода ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе. Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя. По сути, весь труд учителя - это ежедневное проектирование. Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи, ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично. Так, план урока на современном языке часто звучит «проект урока» В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие: овладение учащимися методами учебно–исследовательской и проектной деятельности; осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; развитие умений применять технологии на практике и другое.

     В целом в работе над творческим проектом я :

- помогаю ученикам в поиске нужных источников информации;

- сама являюсь источником информации;

- координирую весь процесс;

- поощряю учеников;

-поддерживаю непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

 При использовании метода проекта ученик…

  • Определяет цель деятельности

  • Открывает новые знания

  • Экспериментирует

  • Выбирает пути решения

  • Активен

  • Субъект обучения

  • Несёт ответственность за свою деятельность

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Интерес к своему предмету стараюсь развивать своим творческим отношением не только к учебной деятельности, но и в организации внеурочной работы с учащимися. Творческие работы девочек участвуют в олимпиадах, выставках и различных творческих конкурсах, научно-практических конференциях. Главной целью педагогической деятельности считаю создание условий для раскрытия и реализации индивидуальных способностей детей, поэтому привлекаю их к участию в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях разного уровня. Мои учащиеся с 2016 года, являются участниками Муниципальной и Региональной олимпиад по технологии и занимают призовые места.

Каждый год мои девочки участвуют со своими проектами в научно - практических конференциях разного уровня и показывают очень хорошие результаты. Цель конференции – упрощение связей между академической наукой, высшей и общеобразовательной школой привлечения внимания к проблеме сохранения и развития интеллектуального потенциала общества. С 2018 года реализовываем социальный проект «Книжки – развивайки из фетра» для детского сада №102» . Этот проект реализован полном объёме и в этом году девочки представили его на областной научно-практической конференции «Дни науки». Все книжки, которые были выполнены и реализованные в проектах и были переданы в детский сад № 102 (Заведующая Микова Александра Николаевна). Дети младшей группы остались очень довольные Областная научно-практическая конференция «Дни Науки» в рамках инновационной площадке «Ученическое тьюторство в акспекте проектной деятельности как средство формирования метопредметных компетенций обучающихся» на базе МАОУ СОШ№58. Основная идея проекта – интеграция ученического тьюторства в образовательном процессе. Новизна идеи заключается в том, что тьюторами являются не учителя-предметники, а старшеклассники, имеющие навыки проектно-исследовательской деятельности. Технология тьюторства не подменяет учебно-воспитательный процесс, она поддерживает его, организует контакт тьютора-старшеклассника и учащегося начальной школы. Данная технология подразумевает взаимодействие опытного старшеклассника, который обладает достаточным багажом знаний, чтобы научить, и знает (под руководством учителя), как это сделать, и младшего школьника, который хочет этому новому научиться. При этом эффективность занятий, проводимых тьюторами, достаточна высока в силу ряда причин:

– небольшая разница в статусе тьюторов (они старше, но не учителя) и подтьюторных - им всегда легче задать вопрос;

-тьюторы - образцы (уже добились некоторых успехов в организации) всегда пытаются сделать курс интереснее и увлекательнее, более того, они знают, что может заинтересовать их подопечных;

-тьюторы относятся к выполняемым работам с повышенной ответственностью, т.к.

предполагается инициатива, самостоятельность в творчестве, они впервые выступают в роли учителей.Практическая значимость проекта заключается в том, что в процессе систематической работы с младшими школьниками тьюторы пробуют прогнозировать трудности, с которыми могут столкнуться их подопечные при решении простых задач.

В основу деятельности ученического тьюторства заложен метод проектов, как наиболее действенный в аспекте формирования метапредметных умений и навыков, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявленным повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Третий год участвуем в городском профориетанционном проекте «На всю катушку» 2022 – 2024 год цель проекта – показать, что швейные машинки, как рабочий инструмент, сегодня не потеряли актуальности. Наоброт, это хороший вариант для профессиональной самореализации: можно уйти работать в легкую промышленность или создать свой бренд. Проект - включает в себя посещения экскурсий на томские швейные предприятия. Школьникам рассказывали какие профессии существуют в области легкой промышленности, итоге были сшиты собственные изделия. Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда различных профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников. Данный опыт могут использовать учителя технологии при организации проектной деятельности в целях повышения творческой активности учащихся. В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и или они останутся нераскрытыми, или они достигнут соответственных высот.