СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс: "Профилактика зависимого поведения в работе с подростками"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с детьми, профилактика их зависимого поведения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс: "Профилактика зависимого поведения в работе с подростками"»

«ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ВЫЗЫВАЮЩИМИ ТРЕВОГУ».

ЦЕЛИ: 

- сформировать потребность в здоровом образе жизни, ознакомить с вредом алкоголяникотина;

- предоставить информацию о природе привычки, о положительных и отрицательных сторонах данного явления, а также научиться, самостоятельно противостоять своим привычкам с наименьшими психическими потерями для себя и окружающих;

- помочь подросткам выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

План урока:

  1. Вступительное слово.

  2. Упражнение «Знакомство»

  3. Тест «Легко ли вам отказаться от вредной привычки?»

  4. Конкурс пословиц.

  5. Игра «Буриме».

  6. Упражнение «Страна привычек»

  7. «Ритуал завершения» с мячом.

  8. Подведение итогов урока.

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.













ЭПИГРАФ:

«ПОБОРОТЬ ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ ЛЕГЧЕ СЕГОДНЯ, ЧЕМ ЗАВТРА»

КОНФУЦИЙ

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте!

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят: «Здравствуйте!», какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, в первую очередь необходимо отказаться от вредных привычек.

Тема моего выступления: «Профилактика зависимого поведения в работе с подростками, вызывающими тревогу».

Зависимое поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

В профилактике зависимости вредных привычек, главная задача сделать так, чтобы дети и взрослые хотели, умели и могли жить здоровой жизнью.

Самые распространенные вредные привычки в настоящее время, это курение и употребление алкоголя, они глубоко вошли в быт многих людей, и стали повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

ИЗ ИСТОРИИ ТАБАКА

До 16 века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г).

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось.

ИЗ ИСТОРИИ АЛКОГОЛЯ

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии замеченных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре I были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Учитель: Итак, а теперь давайте познакомимся с вами и узнаем, какие есть вредные привычки у вас?

УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»


Участникам предлагается изготовить для себя визитки, которые бы отвечали на вопрос: «Как меня зовут? или как я хочу, чтобы меня звали», а также одним словом указывали на самую «милую» свою привычку. Например: Машенька-жадина, Светик-плакса, Оленька-опоздунья и т.д. По завершении работы все участники крепят свои визитки так, чтобы всем участникам было удобно видеть, и рассказывают несколько слов о себе и своей привычке.


Мы познакомились друг с другом и с привычками, которые живут в нас.


ТЕСТ «ЛЕГКО ЛИ ВАМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРИВЫЧКИ?»

Предлагаю вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь.

  1. Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо?

  2. когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?

  3. Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?

  4. Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?

  5. Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?

  6. Легко ли вы переходите от одного дела к другому?

  7. Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?


Обработка. Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов.

Интерпретация.

1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.

3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески.

6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.

Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению.


«КОНКУРС ПОСЛОВИЦ»

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Каждому участнику предлагается составить по 3 пословицы; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом.

Пословицы:

  • Хмель шумит, | а ум молчит.

  • Дали вина, | так и стал без ума.

  • Пьяному море по колено, | а лужи по уши.

  • И худой квас лучше | хорошей водки.

  • Кто вино любит, | тот сам себя губит.

  • Работа денежки копит, | хмель их топит.

  • Вино полюбил – | семью разорил.

  • Водка и труд | рядом не идут.

  • Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.

  • Невинно вино, | но проклято пьянство.







БУРИМЕ

А сейчас поиграем в игру, которая называется «БУРИМЕ». Я предлагаю вам готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут.

_____________________ годы

_____________________ пьешь

_____________________ невзгоды

_____________________ пропадешь

Пример:

Если хочешь долго жить,

Умей не пить и не курить!

Давайте люди всех планет

Вредным привычкам скажем: «Нет!»

Группы зачитывают получившиеся стихотворения.

УПРАЖНЕНИЕ «СТРАНА ПРИВЫЧЕК»

Участникам предлагается закрыть глаза. Ведущий предлагает представить Волшебную страну привычек, так как будто они видят её с высоты птичьего полёта:

«Там, внизу, мы могли увидеть горы... Какие они? А вот мы пролетаем над дремучими лесами... Мы видим огромные луга и поля с необычными растениями... Мы видим реки, озёра и болота... И вот перед нами город, город, где живут привычки со всего мира... мы спускаемся ниже, и видим уже дома, улицы и самих жителей... Какие они? Мы приземляемся.

И так, перед вами лежат привычки, просмотрите и выберите те привычки, которые вы возьмете с собой в представленную вами «Волшебную страну привычек».

Каждый представлял Волшебную страну по своему. Но хочу отметить, что у всех страны прекрасные и яркие и интересные, и нет в них места плохим привычкам.


РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.


Участники группы по кругу передают шар с пожеланиями соседу: «Я желаю тебе и твоей привычке...»


Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...

Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.

Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!