Мастер-класс «Психологическое здоровье педагога. Техники быстрого восстановления».
Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо… к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремиться к власти и ко многому другому.
Что бы люди не делали, не создавали, большинство из них желают делать это хорошо.
Год от года они совершенствуют свою деятельность, делают свою работу лучше и лучше.
Год от года они добиваются поставленных целей, ставят перед собой новые задачи, снова добиваются результата…
Но чтобы деятельность человека была успешной, нужной, продуктивной, необходимо вкладывать в работу не только умственные и физические способности. Необходимо, так же отдавать работе эмоции, чувства и здоровье.
Стремясь к совершенству в работе, в жизни, в делах и отношениях, мы порой забываем о своем здоровье.
Есть выражение "Сначала мы тратим свое здоровье, чтобы заработать деньги, потом мы тратим заработанные деньги, чтобы вернуть здоровье".
В профессиональной деятельности совершенству нет предела, а вот у здоровья человека, физического и психологического, предел есть всегда.
Современная статистика такова: учителя как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья. Это так отчасти еще и потому, что у учителя не всегда есть возможность вовремя обратиться к хорошему специалисту (нет временного или денежного ресурса). Невысокий социальный статус учителя, который отражается в уровне заработной платы, высокая моральная ответственность, большие эмоциональные затраты накладывает свой отпечаток и на психологическое состояние.
Стресс – атрибут современности. Современное общество ставит перед нами всё более сложные задачи, ожидает от нас максимальной отдачи и молниеносных решений. Прогресс цивилизации навязывает нам высокий темп жизни, что неизбежно оборачивается стрессом.
Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем - то нужна.
Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься.
Страх сигнализирует об опасности.
Грусть побуждает нас задуматься.
Апатия даёт «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на неё со стороны.
Сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться управлять им.
Что можно предпринять в качестве «скорой помощи»? (чтобы выйти из ситуации):
Если почувствовали, что эмоции зашкаливают, можно:
Выйти и ополоснуть руки холодной водой, умыть лицо.
Медленно сосчитать предметы, эмоционально окрашенные нейтрально, например, листья на цветке, буквы на странице и т. д.
Вспомнить подробно 20 сделанных вами вчера дел.
Перечислить 20 качеств, которые вам в себе нравятся.
Если позволяют обстоятельства, разорвать несколько листов бумаги или газет на мелкие кусочки, что-нибудь разбить (тарелку, чашку).
Сделать так называемую «передышку». В течение нескольких минут дышать медленно, спокойно и глубоко, можно с закрытыми глазами. Считайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Так выполнить 10 вдохов и 10 выдохов. Сама по себе концентрация внимания на счете дыхания выключает эмоции и включает разум.
Заняться физическим трудом или выполнить физические упражнения (можно просто что-то кидать)
Все эти приемы, особенно последние помогают снять напряжение, высвобождают адреналин, то есть дают выход негативной энергии, а в конечном счете действуют успокаивающе.
Также к естественным способам регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе мы можем отнести:
- смех, улыбка, юмор,
– размышление о хорошем, приятном,
– различные движения типа потягивания,
– наблюдение за пейзажем за окном,
– рассматривание цветов в помещении, фотографий,
– “купание” в солнечных лучах,
– вдыхание свежего воздуха,
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Существуют также методы быстрого восстановления сил и мобилизации ресурсов, например, массаж активных точек:
массаж мочек ушей;
надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;
массаж переносицы и области «третьего глаза».
Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
Упражнение “Звуковая гимнастика”.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
В таких случаях, по мнению специалистов, одним из самых действенных курсов лечения являются занятия танцами. Ритмичные движения под звуки музыки позволяют сбросить с себя всю внешнюю оболочку, навязанную обществом, и понять что же ты на самом деле представляешь и чего хочешь от жизни.
Танец помогает выплеснуть ту негативную энергию, которая за долгое время накопилась внутри, и которую человек не решается излить на своих окружающих.
Сейчас я предлагаю вам встать и вспомнить любую неприятную ситуацию связанную с учениками, коллегами, которая оставила после себя неприятный осадок. И у нас с вами есть ровно 2 минуты, чтобы выплеснуть этот негатив через ритмичные движения. ( Музыка)
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является овладение умениями и навыками саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей. Суть в том, что повышенное эмоциональное и физическое напряжение побуждает педагога действовать импульсивно. В настоящее время для саморегуляции психического состояния используют разные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. овладев ими, можно более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.
В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Поэтому важным является обучение приемам аутогенной тренировки. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.
И так аутотренинг (Музыка)
Рекомендации на каждый день
1. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня. Радуйтесь каждому прожитому мгновению, благодарите за него. Так вы постепенно будете учиться мыслить позитивно.
2. Когда у вас хорошее настроение, обязательно поделитесь им с окружающими.
3. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно.
4. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным.
5. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций.
6. Помните, есть события в жизни, которые нельзя изменить или исправить, но их можно пережить.
И никогда не теряйте чувства юмора!!!
МОТИВАТОР КАРТИНКА
Избавляйтесь от грустных мыслей, окружайте себя позитивными людьми, поделившись с которыми печалью, вы сможете перевести восприятие из трагического в комический ракурс. Планируйте свой день таким образом, чтобы в нем всегда было место чему-то радующему или дарящему успокоение, и старайтесь ставить это на вечер – такая расстановка поможет накапливать силы в спокойные дни и нивелировать негативное воздействие в неудачные.
Спасибо, что провели это время со мной! Всего доброго!