СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Психологическое здоровье педагога. Техники быстрого восстановления».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое здоровье педагога играет важную роль в качественном преподавании учебных дисциплин. Рассмотрены техники быстрого восстановления 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Психологическое здоровье педагога. Техники быстрого восстановления».»

Мастер-класс «Психологическое здоровье педагога. Техники быстрого восстановления».



Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо… к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремиться к власти и ко многому другому.

Что бы люди не делали, не создавали, большинство из них желают делать это хорошо.

Год от года они совершенствуют свою деятельность, делают свою работу лучше и лучше.

Год от года они добиваются поставленных целей, ставят перед собой новые задачи, снова добиваются результата…

Но чтобы деятельность человека была успешной, нужной, продуктивной, необходимо вкладывать в работу не только умственные и физические способности. Необходимо, так же отдавать работе эмоции, чувства и здоровье.

Стремясь к совершенству в работе, в жизни, в делах и отношениях, мы порой забываем о своем здоровье.

Есть выражение "Сначала мы тратим свое здоровье, чтобы заработать деньги, потом мы тратим заработанные деньги, чтобы вернуть здоровье".

В профессиональной деятельности совершенству нет предела, а вот у здоровья человека, физического и психологического, предел есть всегда.



Современная статистика такова: учителя как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья. Это так отчасти еще и потому, что у учителя не всегда есть возможность вовремя обратиться к хорошему специалисту (нет временного или денежного ресурса). Невысокий социальный статус учителя, который отражается в уровне заработной платы, высокая моральная ответственность, большие эмоциональные затраты накладывает свой отпечаток и на психологическое состояние.



Стресс – атрибут современности. Современное общество ставит перед нами всё более сложные задачи, ожидает от нас максимальной отдачи и молниеносных решений. Прогресс цивилизации навязывает нам высокий темп жизни, что неизбежно оборачивается стрессом.

Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем - то нужна.



 Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься.

 Страх сигнализирует об опасности.

 Грусть побуждает нас задуматься.

 Апатия даёт «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на неё со стороны.



Сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться управлять им.



Что можно предпринять в качестве «скорой помощи»? (чтобы выйти из ситуации):

Если почувствовали, что эмоции зашкаливают, можно:

  • Выйти и ополоснуть руки холодной водой, умыть лицо.

  • Медленно сосчитать предметы, эмоционально окрашенные нейтрально, например, листья на цветке, буквы на странице и т. д.

  • Вспомнить подробно 20 сделанных вами вчера дел.

  • Перечислить 20 качеств, которые вам в себе нравятся.

  • Если позволяют обстоятельства, разорвать несколько листов бумаги или газет на мелкие кусочки, что-нибудь разбить (тарелку, чашку).

  • Сделать так называемую «передышку». В течение нескольких минут дышать медленно, спокойно и глубоко, можно с закрытыми глазами. Считайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Так выполнить 10 вдохов и 10 выдохов. Сама по себе концентрация внимания на счете дыхания выключает эмоции и включает разум.

  • Заняться физическим трудом или выполнить физические упражнения (можно просто что-то кидать)



Все эти приемы, особенно последние помогают снять напряжение, высвобождают адреналин, то есть дают выход негативной энергии, а в конечном счете действуют успокаивающе.

Также к естественным способам регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе мы можем отнести:

- смех, улыбка, юмор,

– размышление о хорошем, приятном,

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.



Существуют также методы быстрого восстановления сил и мобилизации ресурсов, например, массаж активных точек:

 массаж мочек ушей;

 надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

 массаж переносицы и области «третьего глаза».



Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.



Упражнение “Звуковая гимнастика”.



Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.



Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.



В таких случаях, по мнению специалистов, одним из самых действенных курсов лечения являются занятия танцами. Ритмичные движения под звуки музыки позволяют сбросить с себя всю внешнюю оболочку, навязанную обществом, и понять что же ты на самом деле представляешь и чего хочешь от жизни. 

Танец помогает выплеснуть ту негативную энергию, которая за долгое время накопилась внутри, и которую человек не решается излить на своих окружающих.

Сейчас я предлагаю вам встать и вспомнить любую неприятную ситуацию связанную с учениками, коллегами, которая оставила после себя неприятный осадок. И у нас с вами есть ровно 2 минуты, чтобы выплеснуть этот негатив через ритмичные движения. ( Музыка)



Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является овладение умениями и навыками саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей. Суть в том, что повышенное эмоциональное и физическое напряжение побуждает педагога действовать импульсивно. В настоящее время для саморегуляции психического состояния используют разные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. овладев ими, можно более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.

Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

 

В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-волевой  регуляции. Поэтому важным является обучение приемам аутогенной тренировки. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.


И так аутотренинг (Музыка)



Рекомендации на каждый день

1. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня. Радуйтесь каждому прожитому мгновению, благодарите за него. Так вы постепенно будете учиться мыслить позитивно.

2. Когда у вас хорошее настроение, обязательно поделитесь им с окружающими.

3. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно.

4. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным.

5. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций.

6. Помните, есть события в жизни, которые нельзя изменить или исправить, но их можно пережить.

И никогда не теряйте чувства юмора!!!

МОТИВАТОР КАРТИНКА



Избавляйтесь от грустных мыслей, окружайте себя позитивными людьми, поделившись с которыми печалью, вы сможете перевести восприятие из трагического в комический ракурс. Планируйте свой день таким образом, чтобы в нем всегда было место чему-то радующему или дарящему успокоение, и старайтесь ставить это на вечер – такая расстановка поможет накапливать силы в спокойные дни и нивелировать негативное воздействие в неудачные.


Спасибо, что провели это время со мной! Всего доброго!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!