Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Солнышко»
адрес: 623640 Свердловская область, город Талица ул. Заводская, 2
тел: 8(343) 71 2-18-30
Утверждено
Заведующим:
МКДОУ №2 «Солнышко»
Хмелева Л. М. ____ м.п.
Утверждаю
заведующий:
МКДОУ №2 «Солнышко»
Хмелева Л. М. ______
Мастер - класс:
"Путешествие в прошлое России"
для педагогов МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
https://www.maam.ru/users/79193813019
Разработчик: Тутарова Елена Валерьевна -
высшая кв. категория
г. Талица 2025 год
Прошлое России — это память, связанная с историей страны,
которая включает воспоминания о важных событиях,
подвигах, достижениях и ошибках, а также память о личностях, оставивших след в истории.
Эта память сохраняется в сознании общества через изучение истории, посещение музеев,
общение с людьми, которые помнят важные события, и передачу их будущим поколениям
Пояснительная записка
Мастер – Класс на тему: «Путешествие в прошлое России» направлен на формирование у участников представления о ключевых исторических событиях нашей страны, развитии культуры и традиций, а также способствование развитию интереса к истории родного края.
Планируемые результаты
В результате участия в Мастер - Классе педагоги - участники смогут:
- Описывать ключевые события российской истории.
- Понимать связь между историческими периодами и современностью.
- Использовать исторические знания в повседневной жизни и учебной деятельности.
- Проявлять интерес к изучению отечественной истории и культурному наследию.
- Рассказывать и играть с дошкольниками про прошлое России.
Цель мастер - класса: познакомить педагогов ДОУ с методами и приемами интерактивного обучения детей дошкольного возраста истории России, показать возможности использования игровых, творческих и проектных технологий для формирования у дошкольников основ патриотизма и интереса к прошлому Родины.
Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений (воспитатели, музыкальные руководители, методисты).
Продолжительность: 1,5 - 2 часа.
Место проведения: музыкальный зал.
Формат: интерактивный мастер - класс с элементами игры, мини - лекции, практических заданий и творческой работы.
Оборудование и материалы:
Проектор, экран, ноутбук.
Презентация с иллюстрациями, короткими видеофрагментами (например, сцены из старинного быта, фрагменты исторических фильмов, мультфильмы на историческую тематику).
Раздаточный материал: карточки с изображениями исторических артефактов (например, самовар, лучина, перо, чернильница, берестяная грамота, лапти, кокошник, шлем древнерусского воина).
Шаблоны для творческой работы (например, контур избы, прялки, узора для платка).
Фломастеры, карандаши, краски, кисти.
Готовые образцы поделок (например, простая кукла - оберег, рисунок на тему "Моя семья в прошлом")
Предметы, имитирующие старинные вещи (самовар, прялка, медный таз, иконка, деревянная ложка, перо с чернильницей – если есть возможность)
Музыкальное сопровождение - беспроводная акустическая система - bbk: русская народная музыка, фоновые мелодии, соответствующие эпохам.
Возможно, элементы костюмов: кокошник, платок, картуз, рубаха-косоворотка для ведущего.
План мастер - класса включает следующие этапы:
1. Приветственное слово ведущего и введение в тему.
2. Просмотр презентации и обсуждение ключевых исторических событий.
3. Выполнение практического задания – создание временной шкалы основных событий русской истории.
4. Обсуждение культурных особенностей различных эпох.
5. Подведение итогов и награждение активных участников.
Таким образом, мастер - класс «Путешествие в прошлое России» является важным инструментом формирования исторической грамотности и культурного самосознания среди педагогов, молодежи и подрастающего поколения.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Солнышко»
адрес: 623640 Свердловская область, город Талица ул. Заводская, 2
тел: 8(343) 71 2-18-30
Утверждено
Заведующим:
МКДОУ №2 «Солнышко»
Хмелева Л. М. ____ м.п.
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР - КЛАССА
«Путешествие в прошлое России: Интерактивные технологии для ДОУ»
Часть 1: Добро пожаловать в прошлое! (15-20 минут)
Встреча участников:
- Звучит фоновая русская народная мелодия.
- Ведущий (одетый в стилизованный костюм) встречает педагогов.
- Приветствие: "Здравствуйте, дорогие гости! Рады приветствовать вас на нашем необычном мастер - классе. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – назад, в прошлое нашей великой Родины – России! Меня зовут Елена Валерьевна, и сегодня я буду вашим проводником по страницам истории"
Введение в тему:
Ведущий: "Как же привить нашим малышам любовь к истории, к своим корням, когда вокруг столько современных технологий и мультиков? Наш секрет - в игре, в творчестве, в интерактивном подходе! Сегодня мы с вами попробуем сами пройти тот путь, который сможем предложить нашим детям, чтобы оживить прошлое и сделать его понятным и интересным"
Краткое представление целей и задач мастер - класса.
Цель Мастер - класса:
Познакомить педагогов МКДОУ с эффективными формами, методами и приемами ознакомления дошкольников с историческим прошлым России.
Продемонстрировать практические инструменты и игровые технологии для формирования у детей основ патриотизма, интереса к истории и культуре своей страны.
Обеспечить профессиональный обмен опытом и совершенствование методической базы педагогов.
Задачи Мастер - класса:
Представить современные подходы к историческому образованию дошкольников.
Показать возможности использования интерактивных методов (сюжетно - ролевые игры, мини - музеи, квесты, творческие проекты, работа с артефактами).
Продемонстрировать практическую апробацию некоторых приемов работы.
Способствовать развитию творческого потенциала педагогов.
Ход мастер – класса:
Разминка "Что мы знаем о прошлом?"
Ведущий предлагает участникам по очереди назвать одно слово или короткую фразу, связанную с историей России, которую они бы хотели рассказать детям. (Например: "Князь", "Царь", "Изба", "Богатырь", "Ярмарка", "Кокошник").
Слова записываются на доске или флипчарте.
Часть 2: погружение в быт и традиции (40 - 50 минут)
Мини - лекция с презентацией слайдов:
Ведущий: "Давайте перенесемся в старинную русскую избу. Как жили наши предки? Чем занимались?"
Слайд 1: интерьер русской избы. Ведущий рассказывает о быте: печь, лавки, красный угол, утварь. Показывает реальные предметы (самовар, деревянная ложка, лучина, прялка – если есть).
Слайд 2: женские занятия. Рассказ о прядении, ткачестве, вышивке, приготовлении пищи.
Слайд 3: мужские занятия. Рассказ о ремеслах, охоте, земледелии, воинском деле.
Интерактивная игра «Артефакт прошлого»:
* Участники делятся на 2 - 3 команды.
* Каждой команде выдается набор карточек с изображениями исторических предметов и бытовых деталей.
* Задание: рассортировать предметы по назначению (для дома, для работы, для украшения, для мужчин/женщин) или по
эпохам (если есть разброс).
Ведущий комментирует, помогает, уточняет.
Практическое задание «Мастерская предков»:
* Вариант 1 (Для старших дошкольников): создание простой куклы-оберега (из ткани, ниток) или аппликация на тему "Моя семья в прошлом" (на шаблоне избы).
* Вариант 2 (для педагогов): педагоги пробуют сами сделать небольшой элемент (например, простое оригами-кокошник, аппликация, роспись по шаблону).
Ведущий демонстрирует процесс, дает подсказки, помогает.
Фоновая музыка: спокойная, народная.
Часть 3: Игры и забавы прошлого (25 - 30 минут)
Мини - лекция с демонстрацией:
Ведущий: "А чем же любили заниматься дети и взрослые в старину, кроме работы? Конечно, играми и забавами!"
Слайд 4: Народные игры. Рассказ о традиционных играх (например, "Ручеек", "Калечина - Малечина", хороводы, игры с мячом, "Городки" – адаптировать для детей).
Слайд 5: Праздники и гуляния.* Рассказ о ярмарках, народных праздниках (Масленица, Иван Купала – кратко, с акцентом на доступные детям элементы).
Интерактив «Играем, как в старину»:
* Ведущий вместе с участниками проводит 1 - 2 простые народные игры (например, "Ручеек", или игра на внимательность с мячом, где нужно назвать предмет, связанный с прошлым).
* Музыкальное сопровождение: более оживленная народная музыка.
Часть 4: Как использовать на практике? (20-25 минут)
Мозговой штурм «История в ДОУ»:
Вопросы для коллег___________
Ведущий: "Теперь, когда мы с вами немного погрузились в прошлое, давайте подумаем, как мы можем перенести этот опыт в наши группы? Какие формы работы наиболее эффективны для дошкольников?"
Обсуждение с педагогами (предварительно каждый педагог подготовил мини – сообщение….)
Использование сюжетно - ролевых игр ("Русская изба", "Ярмарка", "Мастерская").
* Создание тематических уголков, центров, РППС.
* Проведение мини - музеев (с привлечением родителей)
* Викторины, загадки, стихи, песни на историческую тематику.
* Творческие занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование по темам).
* Экскурсии (реальные или виртуальные)
* Проектная деятельность ("Моя семья в прошлом", "Как жили люди в старину").
* Демонстрация готовых материалов/методик:
* Ведущий показывает примеры конспектов занятий, игр, проектов, которые можно использовать в ДОУ.
* Возможно, показ короткого видеофрагмента, как дети играют в такую игру.
Часть 5: Подведение итогов (5-10 минут)
Обратная связь:
Ведущий: "Наше путешествие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что показалось вам наиболее интересным и полезным для вашей работы?"
Участники делятся своими впечатлениями.
Завершающее слово:
Ведущий: "Спасибо вам за активное участие! Надеюсь, что сегодняшнее путешествие вдохновило вас на новые идеи. Помните, что история – это не скучные даты, а увлекательные истории о людях, их жизни и достижениях. Пусть ваши малыши с удовольствием открывают для себя прошлое нашей Родины!"
* Вручение материалов: раздаточный материал (шаблоны, карточки, конспекты – если предусмотрено).
* Заключительная музыка: звучит финальная, торжественная или лиричная русская народная мелодия.
Дополнительные идеи для сценария:
* Персонаж - помощник: можно ввести персонажа (например, "Бабушка - рассказушка", "Дед - Слышко", "Хранитель времени"), который будет сопровождать педагогов.
* «Капсула времени»: В конце мастер - класса предложить педагогам написать свои пожелания будущим коллегам или детям на листочках, которые затем будут убраны в "капсулу времени" (например, красиво оформленную коробку), с условием открыть ее через год.
* «Квест по эпохам»: Если есть возможность, разделить зал на несколько зон, каждая из которых представляет определенную эпоху, и участникам нужно пройти по "станции", выполняя задания.
Приложение 1.
Утверждено
Заведующим:
МКДОУ №2 «Солнышко»
Хмелева Л. М. ____ м.п.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Мастер - класса «Путешествие в прошлое России: Интерактивные технологии для МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию и проведение Мастер - класса «Путешествие в прошлое России: интерактивные технологии для МКДОУ» (далее – Мастер - класс).
1.2. Мастер - класс проводится с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений (МКДОУ) в области использования интерактивных методов и технологий для ознакомления детей дошкольного возраста с историей и культурой России.
1.3. Организатором Мастер - класса выступает МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
1.4. Цель Мастер - класса:
* Познакомить педагогов МКДОУ с эффективными формами, методами и приемами ознакомления дошкольников с историческим прошлым России.
* Продемонстрировать практические инструменты и игровые технологии для формирования у детей основ патриотизма, интереса к истории и культуре своей страны.
* Обеспечить профессиональный обмен опытом и совершенствование методической базы педагогов.
1.5. Задачи Мастер - класса:
* Представить современные подходы к историческому образованию дошкольников.
* Показать возможности использования интерактивных методов (сюжетно - ролевые игры, мини - музеи, квесты, творческие проекты, работа с артефактами).
* Продемонстрировать практическую апробацию некоторых приемов работы.
* Способствовать развитию творческого потенциала педагогов.
2. Целевая аудитория
2.1. Мастер - класс предназначен для:
* Воспитателей МКДОУ.
* Музыкальных руководителей МКДОУ.
* Педагогов дополнительного образования в МКДОУ.
* Методистов МКДОУ.
* Руководителей МКДОУ.
3. Организация и порядок проведения
3.1. Тематика: Основы приобщения детей дошкольного возраста к истории России через игровую, творческую и проектную деятельность.
3.2. Формат: интерактивный Мастер - класс, включающий элементы мини -лекции, демонстрации, практических заданий, игр, творческой работы и обмена опытом.
3.3. Дата проведения: осень/октябрь 2025 год
3.4. Время проведения: с 13.00 ч., продолжительность 1.5 – 2.00 ч.;
3.5. Место проведения: Музыкальный зал МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
3.6. Ведущий Мастер - класса: Тутарова Елена Валерьевна – воспитатель высшая квалификационная категория.
3.7. Содержание Мастер - класса:
* Актуальность ознакомления дошкольников с историческим прошлым России.
* Обзор интерактивных методов и форм работы (сюжетно - ролевые игры, мини - музеи, использование артефактов, исторические викторины, творческие проекты).
* Практикум: освоение педагогами конкретных приемов и техник (например, создание атрибутов, разучивание народных игр, работа с раздаточным материалом).
* Обсуждение и обмен опытом: как адаптировать предложенные методики для разных возрастных групп МКДОУ.
3.8. Условия участия:
* Участие в Мастер - классе бесплатно.
* Для участия в Мастер - классе необходима предварительная регистрация. Форма регистрации: онлайн - форма, заявка по электронной почте, телефон.
* Количество мест для участников ограничено: 20 - 25.
4. Материально - техническое обеспечение
4.1. Для проведения Мастер - класса необходимо следующее оборудование и материалы:
* Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, звуковое оборудование.
* Презентационные материалы (слайды, видеофрагменты).
* Раздаточные материалы для
участников (карточки с заданиями, шаблоны для творчества, методические рекомендации, образцы).
* Предметы, имитирующие исторические артефакты, или их реплики (по возможности).
* Материалы для практических творческих заданий (бумага, карандаши, краски, клей, ножницы, ткани и т.п.).
* Фоновое музыкальное сопровождение (русская народная музыка, мелодии разных эпох).
5. Информационное сопровождение:
5.1. Анонсирование Мастер - класса осуществляется через соц. сеть MAX/Telegram. каналы: http://2tal.tvoysadik.ru/, email - рассылка.
5.2. По итогам проведения Мастер - класса участникам могут быть выданы сертификаты.
6. Контактная информация: МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
6.1. По вопросам организации и участия в Мастер - классе обращаться:
* Ответственное лицо: организатор – ведущий: Тутарова Елена Валерьевна – воспитатель, высшая кв. категория;
* Телефон: 89221863349
* Электронная почта: [email protected]
7. Заключительные положения
7.1. Организатор оставляет за собой право вносить изменения в программу Мастер - класса, предварительно уведомив зарегистрированных участников.
7.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.
Литература:
1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Москва: Просвещение, 2020.
- Учебник дает представление о важнейших этапах становления российского государства и общества.
2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Том I–V. Москва: Наука, 2022.
- Классический труд выдающегося русского историка, охватывающий всю историю России от древних славян до начала XX века.
3. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Москва: Эксмо, 2021.
- Полная история Российской империи от основания Древней Руси до падения монархии.
4. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времён до наших дней. Москва: Дрофа, 2023.
- Современный учебник, освещающий все периоды российской истории с точки зрения новейших исследований.
5. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. Историко-культурологические очерки. Москва: Айрис-пресс, 2022.
- Книга известного ученого, предлагающая оригинальную концепцию этнических процессов в истории России.
Дополнительная литература:
1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Москва: ACT, 2023.
- Биографии видных государственных деятелей, полководцев и общественных деятелей России.
2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Москва: Ленанд, 2021.
- Подробный анализ исторических событий, сопровождающийся комментариями известных исследователей.
3. Шмурло Е.Ф. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Москва: Альфа-книга, 2022.
- Хронологическое изложение событий русской истории с акцентом на значимые персоналии.
4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. Москва: Высшая школа, 2021.
- Исследование переломного периода перехода от Средневековья к Новому времени в России.
5. Мироненко С.В. Тайны Российской империи. Москва: Олма - Пресс, 2022.
- Сборник интересных фактов и малоизвестных историй из разных эпох российской истории.
7