СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс: "Путешествие в прошлое России" для педагогов МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко», разработчик: Тутарова Елена В. - высшая кв. категория

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс: "Путешествие в прошлое России" для педагогов МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко», разработчик: Тутарова Елена В. - высшая кв. категория»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко»

адрес: 623640 Свердловская область, город Талица ул. Заводская, 2

тел: 8(343) 71 2-18-30



Утверждено

Заведующим:

МКДОУ №2 «Солнышко»

Хмелева Л. М. ____ м.п.

Утверждаю

заведующий:

МКДОУ №2 «Солнышко»

Хмелева Л. М. ______

Мастер - класс:

"Путешествие в прошлое России"

для педагогов МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»

https://www.maam.ru/users/79193813019



Разработчик: Тутарова Елена Валерьевна -

высшая кв. категория









г. Талица 2025 год



Прошлое России — это память, связанная с историей страны,

которая включает воспоминания о важных событиях,

подвигах, достижениях и ошибках, а также память о личностях, оставивших след в истории.

Эта память сохраняется в сознании общества через изучение истории, посещение музеев,

общение с людьми, которые помнят важные события, и передачу их будущим поколениям

Пояснительная записка

Мастер – Класс на тему: «Путешествие в прошлое России» направлен на формирование у участников представления о ключевых исторических событиях нашей страны, развитии культуры и традиций, а также способствование развитию интереса к истории родного края.

Планируемые результаты

В результате участия в Мастер - Классе педагоги - участники смогут:

- Описывать ключевые события российской истории.
- Понимать связь между историческими периодами и современностью.
- Использовать исторические знания в повседневной жизни и учебной деятельности.
- Проявлять интерес к изучению отечественной истории и культурному наследию.

- Рассказывать и играть с дошкольниками про прошлое России.

Цель мастер - класса: познакомить педагогов ДОУ с методами и приемами интерактивного обучения детей дошкольного возраста истории России, показать возможности использования игровых, творческих и проектных технологий для формирования у дошкольников основ патриотизма и интереса к прошлому Родины.

Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений (воспитатели, музыкальные руководители, методисты).

Продолжительность: 1,5 - 2 часа.

Место проведения: музыкальный зал.

Формат: интерактивный мастер - класс с элементами игры, мини - лекции, практических заданий и творческой работы.

Оборудование и материалы:

  • Проектор, экран, ноутбук.

  • Презентация с иллюстрациями, короткими видеофрагментами (например, сцены из старинного быта, фрагменты исторических фильмов, мультфильмы на историческую тематику).

  •  Раздаточный материал: карточки с изображениями исторических артефактов (например, самовар, лучина, перо, чернильница, берестяная грамота, лапти, кокошник, шлем древнерусского воина).

  •   Шаблоны для творческой работы (например, контур избы, прялки, узора для платка).

  • Фломастеры, карандаши, краски, кисти.

  • Готовые образцы поделок (например, простая кукла - оберег, рисунок на тему "Моя семья в прошлом")

  • Предметы, имитирующие старинные вещи (самовар, прялка, медный таз, иконка, деревянная ложка, перо с чернильницей – если есть возможность)

  • Музыкальное сопровождение - беспроводная акустическая система - bbk: русская народная музыка, фоновые мелодии, соответствующие эпохам.

  • Возможно, элементы костюмов: кокошник, платок, картуз, рубаха-косоворотка для ведущего.

План мастер - класса включает следующие этапы:

1. Приветственное слово ведущего и введение в тему.
2. Просмотр презентации и обсуждение ключевых исторических событий.
3. Выполнение практического задания – создание временной шкалы основных событий русской истории.
4. Обсуждение культурных особенностей различных эпох.
5. Подведение итогов и награждение активных участников.

Таким образом, мастер - класс «Путешествие в прошлое России» является важным инструментом формирования исторической грамотности и культурного самосознания среди педагогов, молодежи и подрастающего поколения.



















Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко»

адрес: 623640 Свердловская область, город Талица ул. Заводская, 2

тел: 8(343) 71 2-18-30



Утверждено

Заведующим:

МКДОУ №2 «Солнышко»

Хмелева Л. М. ____ м.п.

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР - КЛАССА

«Путешествие в прошлое России: Интерактивные технологии для ДОУ»

Часть 1: Добро пожаловать в прошлое! (15-20 минут)

  Встреча участников:
    -    Звучит фоновая русская народная мелодия.
    -    Ведущий (одетый в стилизованный костюм) встречает педагогов.
    -    Приветствие: "Здравствуйте, дорогие гости! Рады приветствовать вас на нашем необычном мастер - классе. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – назад, в прошлое нашей великой Родины – России! Меня зовут Елена Валерьевна, и сегодня я буду вашим проводником по страницам истории"
Введение в тему:
    Ведущий: "Как же привить нашим малышам любовь к истории, к своим корням, когда вокруг столько современных технологий и мультиков? Наш секрет - в игре, в творчестве, в интерактивном подходе! Сегодня мы с вами попробуем сами пройти тот путь, который сможем предложить нашим детям, чтобы оживить прошлое и сделать его понятным и интересным"
       Краткое представление целей и задач мастер - класса.

Цель Мастер - класса:

  • Познакомить педагогов МКДОУ с эффективными формами, методами и приемами ознакомления дошкольников с историческим прошлым России.

  •   Продемонстрировать практические инструменты и игровые технологии для формирования у детей основ патриотизма, интереса к истории и культуре своей страны.

  •   Обеспечить профессиональный обмен опытом и совершенствование методической базы педагогов.
    Задачи Мастер - класса:

  • Представить современные подходы к историческому образованию дошкольников.

  • Показать возможности использования интерактивных методов (сюжетно - ролевые игры, мини - музеи, квесты, творческие проекты, работа с артефактами).

  • Продемонстрировать практическую апробацию некоторых приемов работы. 

  • Способствовать развитию творческого потенциала педагогов.

Ход мастер – класса:
Разминка "Что мы знаем о прошлом?"
    Ведущий предлагает участникам по очереди назвать одно слово или короткую фразу, связанную с историей России, которую они бы хотели рассказать детям. (Например: "Князь", "Царь", "Изба", "Богатырь", "Ярмарка", "Кокошник").
      Слова записываются на доске или флипчарте.

Часть 2: погружение в быт и традиции (40 - 50 минут)

Мини - лекция с презентацией слайдов:
      Ведущий: "Давайте перенесемся в старинную русскую избу. Как жили наши предки? Чем занимались?"
    Слайд 1: интерьер русской избы. Ведущий рассказывает о быте: печь, лавки, красный угол, утварь. Показывает реальные предметы (самовар, деревянная ложка, лучина, прялка – если есть).
     Слайд 2: женские занятия. Рассказ о прядении, ткачестве, вышивке, приготовлении пищи.
     Слайд 3: мужские занятия. Рассказ о ремеслах, охоте, земледелии, воинском деле.
  Интерактивная игра «Артефакт прошлого»:
    *   Участники делятся на 2 - 3 команды.
    *   Каждой команде выдается набор карточек с изображениями исторических предметов и бытовых деталей.
    *   Задание: рассортировать предметы по назначению (для дома, для работы, для украшения, для мужчин/женщин) или по
эпохам (если есть разброс).
      Ведущий комментирует, помогает, уточняет.
Практическое задание «Мастерская предков»:
    *   Вариант 1 (Для старших дошкольников): создание простой куклы-оберега (из ткани, ниток) или аппликация на тему "Моя семья в прошлом" (на шаблоне избы).
    *   Вариант 2 (для педагогов): педагоги пробуют сами сделать небольшой элемент (например, простое оригами-кокошник, аппликация, роспись по шаблону).
    Ведущий демонстрирует процесс, дает подсказки, помогает.
      Фоновая музыка: спокойная, народная.

Часть 3: Игры и забавы прошлого (25 - 30 минут)

  Мини - лекция с демонстрацией:
      Ведущий: "А чем же любили заниматься дети и взрослые в старину, кроме работы? Конечно, играми и забавами!"
     Слайд 4: Народные игры. Рассказ о традиционных играх (например, "Ручеек", "Калечина - Малечина", хороводы, игры с мячом, "Городки" – адаптировать для детей).
    Слайд 5: Праздники и гуляния.* Рассказ о ярмарках, народных праздниках (Масленица, Иван Купала – кратко, с акцентом на доступные детям элементы).

  Интерактив «Играем, как в старину»:
    *   Ведущий вместе с участниками проводит 1 - 2 простые народные игры (например, "Ручеек", или игра на внимательность с мячом, где нужно назвать предмет, связанный с прошлым).
    * Музыкальное сопровождение: более оживленная народная музыка.

Часть 4: Как использовать на практике? (20-25 минут)

   Мозговой штурм «История в ДОУ»:

Вопросы для коллег___________
      Ведущий: "Теперь, когда мы с вами немного погрузились в прошлое, давайте подумаем, как мы можем перенести этот опыт в наши группы? Какие формы работы наиболее эффективны для дошкольников?"
    Обсуждение с педагогами (предварительно каждый педагог подготовил мини – сообщение….)
        Использование сюжетно - ролевых игр ("Русская изба", "Ярмарка", "Мастерская").
        *   Создание тематических уголков, центров, РППС.
        *   Проведение мини - музеев (с привлечением родителей)
        *   Викторины, загадки, стихи, песни на историческую тематику.
        *   Творческие занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование по темам).
        *   Экскурсии (реальные или виртуальные)
        *   Проектная деятельность ("Моя семья в прошлом", "Как жили люди в старину").
*   Демонстрация готовых материалов/методик:
    *   Ведущий показывает примеры конспектов занятий, игр, проектов, которые можно использовать в ДОУ.
     *   Возможно, показ короткого видеофрагмента, как дети играют в такую игру.

Часть 5: Подведение итогов (5-10 минут)

  Обратная связь:
      Ведущий: "Наше путешествие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что показалось вам наиболее интересным и полезным для вашей работы?"
      Участники делятся своими впечатлениями.
Завершающее слово:
      Ведущий: "Спасибо вам за активное участие! Надеюсь, что сегодняшнее путешествие вдохновило вас на новые идеи. Помните, что история – это не скучные даты, а увлекательные истории о людях, их жизни и достижениях. Пусть ваши малыши с удовольствием открывают для себя прошлое нашей Родины!"
*   Вручение материалов: раздаточный материал (шаблоны, карточки, конспекты – если предусмотрено).
*   Заключительная музыка: звучит финальная, торжественная или лиричная русская народная мелодия.

Дополнительные идеи для сценария:

*   Персонаж - помощник: можно ввести персонажа (например, "Бабушка - рассказушка", "Дед - Слышко", "Хранитель времени"), который будет сопровождать педагогов.
*   «Капсула времени»: В конце мастер - класса предложить педагогам написать свои пожелания будущим коллегам или детям на листочках, которые затем будут убраны в "капсулу времени" (например, красиво оформленную коробку), с условием открыть ее через год.
*   «Квест по эпохам»: Если есть возможность, разделить зал на несколько зон, каждая из которых представляет определенную эпоху, и участникам нужно пройти по "станции", выполняя задания.

Приложение 1.

Утверждено

Заведующим:

МКДОУ №2 «Солнышко»

Хмелева Л. М. ____ м.п.

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Мастер - класса «Путешествие в прошлое России: Интерактивные технологии для МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию и проведение Мастер - класса «Путешествие в прошлое России: интерактивные технологии для МКДОУ» (далее – Мастер - класс).
1.2. Мастер - класс проводится с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений (МКДОУ) в области использования интерактивных методов и технологий для ознакомления детей дошкольного возраста с историей и культурой России.
1.3. Организатором Мастер - класса выступает МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
1.4. Цель Мастер - класса:
    *   Познакомить педагогов МКДОУ с эффективными формами, методами и приемами ознакомления дошкольников с историческим прошлым России.
    *   Продемонстрировать практические инструменты и игровые технологии для формирования у детей основ патриотизма, интереса к истории и культуре своей страны.
    *   Обеспечить профессиональный обмен опытом и совершенствование методической базы педагогов.
1.5. Задачи Мастер - класса:
    *   Представить современные подходы к историческому образованию дошкольников.
    *   Показать возможности использования интерактивных методов (сюжетно - ролевые игры, мини - музеи, квесты, творческие проекты, работа с артефактами).
    *   Продемонстрировать практическую апробацию некоторых приемов работы.
    *   Способствовать развитию творческого потенциала педагогов.

2. Целевая аудитория
2.1. Мастер - класс предназначен для:
    *   Воспитателей МКДОУ.
    *   Музыкальных руководителей МКДОУ.
    *   Педагогов дополнительного образования в МКДОУ.
    *   Методистов МКДОУ.
    *   Руководителей МКДОУ.

3. Организация и порядок проведения
3.1. Тематика: Основы приобщения детей дошкольного возраста к истории России через игровую, творческую и проектную деятельность.
3.2. Формат: интерактивный Мастер - класс, включающий элементы мини -лекции, демонстрации, практических заданий, игр, творческой работы и обмена опытом.
3.3. Дата проведения: осень/октябрь 2025 год
3.4. Время проведения: с 13.00 ч., продолжительность 1.5 – 2.00 ч.;
3.5. Место проведения: Музыкальный зал МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
3.6. Ведущий Мастер - класса: Тутарова Елена Валерьевна – воспитатель высшая квалификационная категория.
3.7. Содержание Мастер - класса:
    *   Актуальность ознакомления дошкольников с историческим прошлым России.
    *   Обзор интерактивных методов и форм работы (сюжетно - ролевые игры, мини - музеи, использование артефактов, исторические викторины, творческие проекты).
    *   Практикум: освоение педагогами конкретных приемов и техник (например, создание атрибутов, разучивание народных игр, работа с раздаточным материалом).
    *   Обсуждение и обмен опытом: как адаптировать предложенные методики для разных возрастных групп МКДОУ.
3.8. Условия участия:
    *   Участие в Мастер - классе бесплатно.
    *   Для участия в Мастер - классе необходима предварительная регистрация. Форма регистрации: онлайн - форма, заявка по электронной почте, телефон.
    *   Количество мест для участников ограничено: 20 - 25.

4. Материально - техническое обеспечение
4.1. Для проведения Мастер - класса необходимо следующее оборудование и материалы:
    *   Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, звуковое оборудование.
    *   Презентационные материалы (слайды, видеофрагменты).
    *   Раздаточные материалы для
участников (карточки с заданиями, шаблоны для творчества, методические рекомендации, образцы).
    *   Предметы, имитирующие исторические артефакты, или их реплики (по возможности).
    *   Материалы для практических творческих заданий (бумага, карандаши, краски, клей, ножницы, ткани и т.п.).
    *   Фоновое музыкальное сопровождение (русская народная музыка, мелодии разных эпох).

5. Информационное сопровождение:
5.1. Анонсирование Мастер - класса осуществляется через соц. сеть MAX/Telegram. каналы: http://2tal.tvoysadik.ru/, email - рассылка.
5.2. По итогам проведения Мастер - класса участникам могут быть выданы сертификаты.

6. Контактная информация: МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
6.1. По вопросам организации и участия в Мастер - классе обращаться:
    *   Ответственное лицо: организатор – ведущий: Тутарова Елена Валерьевна – воспитатель, высшая кв. категория;
    *   Телефон: 89221863349
    *   Электронная почта: [email protected]

7. Заключительные положения
7.1. Организатор оставляет за собой право вносить изменения в программу Мастер - класса, предварительно уведомив зарегистрированных участников.
7.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.

Литература:

1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Москва: Просвещение, 2020.

   - Учебник дает представление о важнейших этапах становления российского государства и общества.

2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Том I–V. Москва: Наука, 2022.

   - Классический труд выдающегося русского историка, охватывающий всю историю России от древних славян до начала XX века.

3. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Москва: Эксмо, 2021.

   - Полная история Российской империи от основания Древней Руси до падения монархии.

4. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времён до наших дней. Москва: Дрофа, 2023.

   - Современный учебник, освещающий все периоды российской истории с точки зрения новейших исследований.

5. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. Историко-культурологические очерки. Москва: Айрис-пресс, 2022.

   - Книга известного ученого, предлагающая оригинальную концепцию этнических процессов в истории России.

Дополнительная литература:

1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Москва: ACT, 2023.

   - Биографии видных государственных деятелей, полководцев и общественных деятелей России.

2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Москва: Ленанд, 2021.

   - Подробный анализ исторических событий, сопровождающийся комментариями известных исследователей.

3. Шмурло Е.Ф. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Москва: Альфа-книга, 2022.

   - Хронологическое изложение событий русской истории с акцентом на значимые персоналии.

4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. Москва: Высшая школа, 2021.

   - Исследование переломного периода перехода от Средневековья к Новому времени в России.

5. Мироненко С.В. Тайны Российской империи. Москва: Олма - Пресс, 2022.

   - Сборник интересных фактов и малоизвестных историй из разных эпох российской истории.



7