МАСТЕР-КЛАСС
занятие с элементами тренинга
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ТОЛЕРАНТИЮ»
7 класс
МАСТЕР-КЛАСС занятие с элементами тренинга
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ТОЛЕРАНТИЮ»
Нет препятствий – она течёт;
плотина – она остановится;
прорвётся плотина – она снова потечёт;
в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна;
в круглом она кругла.
Оттого, что она так уступчива,
она нежней всего и сильней всего».
(Л.Н. Толстой)
Цель:
Способствовать формированию толерантной личности подростков.
Задачи:
Познакомить подростков с понятиями «толерантность» и «интолерантность».
Стимулировать воображение участников в поисках собственных определений понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».
Познакомить с чертами толерантного и интолерантного человека.
Дать возможность подростку осознать свои личностные черты.
Способствовать формированию творческих способностей подростков.
Оборудование: Рисунки учеников класса на тему «Страна толерантия», дерево настроения (на ватмане) – 2 шт., разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) – 2 набора, чёрный ящик, парусник, игра «Ромашка черт человека» - 2 набора (интолерантных, толерантных), карточки с качествами, 2 ватмана, краски, фломастеры, кисти, цветная бумага, клей, ножницы, , листы бумаги ½ А4 (по количеству учащихся), ручки и карандаши (по количеству учащихся), памятки толерантного поведения
НВ- необходимое время для выполнения.
Ход занятия:
Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю отправиться вам в интересное путешествие в страну, которая называется «ТОЛЕРАНТИЯ»
Ведущий: - Но перед тем как отправиться в путешествие нам необходимо вспомнить правила работы в группе.
Принимаются правила работы в группе.
НВ: 2 минуты
1. Доброжелательная, открытая атмосфера. Не допускаем агрессивных высказываний и действий по отношению друг к другу.
2. Активность. Активное участие в работе.
3. Открытость. Говори то, что ты думаешь.
Упражнение «Дерево настроения»
НВ: 2 минуты
Участникам предлагаются разноцветные листочки. Подросткам необходимо выбрать тот цвет листочка, который отражает настроение на данный момент, и приклеить к дереву.
Зеленые – активен и готов работать на 100 %.
Желтые – активен и готов работать на 50%.
Красные – активен, но нахожусь в режиме ожидания.
Выбор транспортного средства.
НВ: 1 минута
Ведущий: - Мы отправляемся в путешествие! Но на чем мы отправимся??? Модель нашего транспортного средства находится в чёрном ящике. Как вы думаете, ребята, что там? (Ребята предлагают свои версии)
Хорошо, я вам помогу, только вам предстоит отгадать загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль –
По волнам плывёт…
(Корабль)
Ведущий, доставая из чёрного ящика парусник
- Правильно! Это корабль!
Ведущий: Отправляемся в путь!
Знакомство со страной «ТОЛЕРАНТИЕЙ».
Ведущий: - Ребята, перед тем как попасть в эту страну, мы с вами вспомним, что же такое толерантность?
НВ: 5 минут
Ведущий: - Молодцы! Вы все правы. Любое из этих определений раскрывает одну сторону этого понятия. А все вместе, в комплексе дают полную характеристику понятию «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
- А какого человека мы можем назвать толерантным человеком?
- А кого мы можем назвать интолерантным человеком?
И вот сегодня мы с вами попробуем выделить качества, которые присущи «толерантным людям» и «интолерантным людям».
Упражнение «Черты толерантного и интолерантного человека».
НВ: 6 минут
Процедура проведения. Детям предлагается собрать две «ромашки».
1-я ромашка черт толерантной личность,
2-я ромашка черт интолерантной личности.
В конце дети аргументируют свой выбор
Предлагаемые черты толерантного человека:
Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
Предлагаемые черты интолерантного человека:
Агрессивность.
Нетерпимость к различиям.
Недоверие.
Неумение слушать.
Неспособность к сопереживанию.
Неумение владеть собой..
Отсутствие чувства юмора.
Мстительность.
Недоброжелательность.
Нечуткость.
Завистливость
Раздражительность.
Ведущий: - Мы с вами много сегодня работали, а теперь предлагаю вам отвлечься и размяться. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Друг к дружке»
Игра-активатор “Друг к дружке”.
НВ: 2 минуты
Ведущий: - Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Плечо к плечу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Упражнение «Эмблема толерантности»
НВ: 8 минут
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Процедура проведения. Ребята, на предыдущих этапах вы выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Но обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны — вам предстоит создать эмблему толерантности.
Дети делятся на 2 команды попытаются самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 7-8 мин. После завершения работы участники групп рассматривают рисунки друг друга.
Ведущий: - Ребята, давайте теперь поговорим про наш класс. Я думаю, что наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
А что же для этого нужно?
Ребята высказывают свои мнения.
Ведущий: Всё правильно, ребята. Ну а теперь давайте попробуем выработать кодекс толерантного поведения ученика нашего класса.
Кодекс толерантного поведения ученика.
Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не
будут игнорировать и обижать.
Я имею право быть самим собой в классе. Это значит, что никто не
будет относиться ко мне несправедливо из-за того, что я толстый или
худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.
Я имею право на безопасность в классе. Это значит, что меня никто не
будет бить, толкать или щипать.
Я имею право слушать и быть услышанным в этом классе. Это значит,
что никто здесь не будет кричать или визжать и мое мнение и желание
будут учитываться при планировании всех совместных действий.
Я имею право познавать себя в классе. Это значит, что я смогу свободно
выражать свои чувства и мнения и меня не будут прерывать или
наказывать.
Я обязан уважать права, привычки, взгляды другого человека.
Я обязан при конфликтных ситуациях стремиться только к диалогу.
Ведущий: Хочу подарить вам памятку, набор правил, которые помогут вам в вашем дальнейшем пути и я очень надеюсь, что и вы, и я, будем стараться соблюдать эти правила и не забывать о них.
Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.
Вы здорово помогаете друг другу.
Вы миролюбивые люди.
Ставь интересы других людей выше собственных.
Будь верен и надежен.
Уважай других, уважая себя.
Терпимо относись к другим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе.
Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
Умей прощать и не будь обидчив.
Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
Проявляй чуткость.
Будь уверен в себе.
Будь свободен от лжи и обмана.
Умей контролировать свои желания и поступки.
Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Упражнение «Дерево обратной связи».
НВ: 2 минуты
Участникам предлагаются разноцветные листочки. Подросткам необходимо выбрать тот цвет листочка, который отражает отношение к происходившему на занятии и приклеить к дереву.
Упражнение «Пять добрых слов»
НВ: 4 минуты
Ведущий:
1. Обведите на листочке бумаги свою руку.
2. Напишите на ладошке свое имя.
3. Передайте свой лист соседу справа, а сами получите рисунок от того, кто слева от вас.
4. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка Вы пишите пожелание для обладателя ладошки.
5. Передайте лист дальше по кругу.
Ведущий: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Я предлагаю спеть всем вместе добрую и красивую песню о дружбе.
"Песня про дружбу"
Зазвенел ручей, и слышно, Как трещит на речке лёд. И капель с промокшей крыши Нам за шиворот течёт! Речка разлилась напрасно, Ей друзей не разлучить! Ну а вместе нам не страшно Даже ноги промочить! Припев: Солнечные зайчики прыгают по лужам, Ручеёк сверкает лентой голубой, Капли разлетаются брызгами веснушек, Только дружбу крепкую не разлить водой. 2 Не беда, когда грохочет Над весенней рощей гром. Если дождик нас промочит, Нам и это нипочём. Радуга блестит над лесом, Светит солнце для друзей, И весёлой нашей песне Подпевает соловей! Припев. |