Работа над дыханием в игровой форме для детей младшего школьного возраста.
Одно из важнейших условий красивого пения - это правильное дыхание. Дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильного пения. Работа это непростая, занимает много времени и проводится с соблюдением некоторых правил. Чтобы сделать это занятие более привлекательным для детей младшего школьного возраста, я предлагаю заниматься в игровой форме.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Работа по формированию правильного певческого дыхания осуществляемая на занятиях, предполагает решение следующих задач:
- Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
- Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
- Развивать фонационный (озвученный) выдох.
- Развивать певческое дыхание.
- Тренировать певческое дыхание в процессе пения.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
- температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С;
- не заниматься сразу после приема пищи;
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия каждую бабочку прикрепить к деревянной полочке на некотором расстоянии друг от друга. Держать так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Забей мяч в ворота!
Цель:
- Формирование плавного длительного выхода.
- Развитие более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
- Выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.
- Тренировать плавную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.
Оборудование: футбольное поле, теннисный мячик, ворота, трубочки.
Ход игры: Игра устанавливается на столе. С двух сторон располагаются игроки, вооруженные трубочками. Мяч кладут в центре игрового поля (В белый круг). Задача игроков – забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки. Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, соперник получает одно дополнительное очко. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.
Собери свой цвет!
Цель: учить задерживать дыхание, а также тренировать силу вдоха.
Оборудование: три листа разного цвета, тарелка, трубочки, нарезанные квадратики (можно любую другую фигуру).
Ход игры: Из бумаги вырезать квадратики разного цвета. Положить их в тарелку. Предложить детям поднять с помощью трубочки и переложить на лист , цвет которого соответствует этому квадрату. Ребёнку нужно прислонить конец трубочки к квадрату, втянуть воздух (квадрат прилипнет), задержать дыхание и переложить, таким образом, фигуру из тарелки к себе на лист. Чтобы фигура прилипла к трубочке, нужно делать сильный и быстрый вдох.
Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.