СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Развитие креативного мышления на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Развитие креативного мышления на уроках географии"»




Тема моего мастер-класса « Применение технологии развитие критического мышления на уроке географии».

Слайд 2

Актуальность технологии развития критического мышления. состоит в том, что она является одним из инновационных. методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления

СЛАЙД 3

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

  • Задачи: Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

  • Развитие аналитического, критического мышления.


И начать мне бы хотелось с китайской пословицы: Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.

В своей небольшой педагогической практике мне пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх (получить плохую отметку и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью технологии развития критического мышления . Она позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка, направлена на осмысленный подход к обучению, создаёт психологический комфорт.

Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию?". Обучая школьников мыслить, мы таким образом подталкиваем их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

СДАЙД 4

Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.

Слайд 5

В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:

  1. стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний

  2. стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями

  3. стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний

Давайте более подробно рассмотрим функции каждой стадии.

Слайд 6

  1. Функции стадии вызова

    1. Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)

    2. Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)

    3. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Некоторые приёмы технологии на стадии вызова:

Ассоциация
Мозговой штурм
Верю не верю
Прием «Поясните цитату»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Слайд 7

Перед вами три картинки. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы объединил их?                   (вулкан)

Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканизме, о вулканах)

Слайд 8

С помощью приёма «Мозговой штурм» мы выяснили тему нашего занятия

СЛАЙД 9

На столе перед вами лежит таблица. Работая в паре, вы заполняете первые две колонки



«Знаю, хочу узнать, что узнал»

Что я знаю о вулканах?

Что я хотел бы узнать о вулкане?

Что я узнал нового о вулканах?



С помощью приёма «Знал, хочу узнать, что узнал» мы продолжаем мотивировать интерес и побуждение к работе, а также актуализируем уже имеющиеся знания. Также происходит коммуникационная деятельность обучающихся ( бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 10

Переходим ко 2 фазе осмысление

2. Функции стадии осмысления

Информационная (получение новой информации)

Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Слайд 11

Приёмы технологии на стадии осмысления:

Прием инсерт (пометки на полях) 

Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)  

Прием «Мое мнение»

 Приём «Лови ошибку»

Приём «Лови ошибку».  У вас на партах лежит небольшой текст о вулканах Задание: найти ошибки в тексте и исправить их.

Важно, чтобы это задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал

( учителя работают)

- Отложите текст в сторону, вы сможете вернутся к нему после изученного материала. И исправить оставшиеся ошибки.



Ещё один приём который мне нравится .«Инсерт».

- Чтение текста с пометками, обозначающими: я это знал, я этого не знал, это меня удивило, хотел бы узнать подробнее.

(УЧИТЕЛЯ РАБОТАЮТ В ПАРАХ)

- Исходя из того что, мы знаем о вулканах, давайте проведём обмен мнениями о пользе и вреде извержения вулкана.

Приём «Моё мнение» диалог групп

( разделить учителей на 2 группы. Первая группа излагает данные о пользе, вторая группа о вреде извержения вулкана)

Вред

Извержение вулканов – это всегда стихийное бедствие для всего живого мира. Разрушаются города, гибнут люди, однако польза от вулканов для людей тоже есть. И несмотря на огромный риск, люди продолжают жить и вести хозяйство на склонах вулканов, потому что вулканический пепел способствует образованию исключительно плодородной почвы, богатой минералами, способствующая росту растений. Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора.

Польза

Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды, добывают серу. Из застывшей вулканической лавы – обсидиана делают ювелирные украшения. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна. Пемза используется, как шлифовальный материал. При выбросе лавы в водном пространстве рождаются пляжи и даже целые острова, пригодные для проживания.

Так какой же он вулкан

Ещё один приём «Синквейн». Можно использовать на любом этапе урока

Слайд 12

Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:

Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме пятая строчка Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.



Мы переходим к последнему этапу «Рефлексия»

Слайд 13

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.



Давайте заполним третью колонку в таблице « Я узнал»

Посмотрите Вашу карточку «Лови ошибку», может вы найдёте ещё какие-то ошибки.

В завершении предлагаю заполнить «Лист самооценки» на этом занятии



Лист самооценки «Моя работа на занятии»

1. Я знал ответы на все вопросы

да

нет

Не смог ответить ни на один вопрос

2.Я все понял

да

Не все было понятно

Ничего не понял

3.Мне было сложно (продолжи)…

 

4.Мне понравилось на уроке…

 

5.Я хотел бы…

 



Я благодарю Вас за внимание во время проведения занятия. Прошу Вас продолжить фразу или предложить свой вариант подведения итогов. (Я ожидал…Я узнал… Мастер-класс по данной теме

Слайд 14

Вывод: Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно - Задавать вопросы - Выслушивать чужое мнение - Иметь своё мнение и защищать его - Критически относится к мнению оппонентов - Анализировать и классифицировать - Развивать творческие и исследовательские навыки - Осуществлять рефлексию своей деятельности

Благодарю за работу, надеюсь, информация была для вас полезна и интересна. Желаю всем новых открытий, увлекательных путешествий и творческих успехов













































Приём « ИНСЕРТ»

Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на вершине. Это отверстие напоминает по форме воронку и называется кратером.

Под горой находится расплавленная масса горных пород – магма. Она поднимается вверх по каналу (жерло) и выливается через кратер на поверхность. Вылившаяся из вулкана магма называется лавой. Её температура около 1100 Сº (при такой температуре плавятся даже камни!).

Многие вулканы находятся на морском дне. Благодаря подводным вулканам сформировались целые острова.

Сюда можно отнести Курилы, Гавайи, Новую Гвинею, Новую Зеландию и т.д.), так и участки суши, расположенные совсем в других частях света (Исландию, Канары, Азорские острова и др.

Соответственно, и песок на этих островах имеет своеобразный – вулканический – состав. Отсюда и его насыщенный чёрный цвет. Кстати, те, кто был на российской Камчатке, тоже могли полюбоваться чёрными пляжами.

Предполагают, что на нашей планете около тысячи активных вулканов.

Извержение начинается тогда, когда в очаге накапливается много магмы и она устремляется вверх по жерлу и изливается на земную поверхность

Она вырывается наружу и стекает в виде лавы по склонам вулкана. Скорость течения 300 – 500 метров в час, длина до 15 км., ширина до десятков метров

По своей активности вулканы подразделяются на действующие, спящие и потухшие. Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени вплоть до наших дней (на Камчатке). Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения, а потухшими — на которых они маловероятны, они бездействуют много тысяч лет (Крым, Забайкалье).

Австралия – это единственный континент на нашей планете, где все вулканы давно «заснули». Даже в Антарктиде есть действующий вулкан – Эребус, который, кстати, извергается практически беспрерывно. (Наверное, это весьма впечатляющее зрелище, – раскалённая лава посреди вечных снегов!)

1.Самые знаменитые вулканы

ВЕЗУВИЙ — действующий вулкан на юге Италии.

Считается одним из наиболее опасных вулканов мира. При извержении в 79 году н. э., были уничтожены 4 древнеримских города, в том числе город Помпеи, расположенный прямо у подножья вулкана

КРАКАТАУ — бывший остров и действующий вулкан в Индонезии.

Катастрофическое извержение 1883 года уничтожило большую часть острова, при этом ударные воздушные волны, рожденные подземным взрывами, трижды обошли земной шар. Волна высотой в 30-40 метров уничтожила на своём пути более 160 деревень. Погибло около 36 тыс. местного населения.

КЛЮЧЕВСКАЯ СОПКА — самый высокий действующий вулкан России (4750 м.) на Камчатке

































Вред и польза вулканов

Извержение вулканов – это всегда стихийное бедствие для всего живого мира. Разрушаются города, гибнут люди, однако польза от вулканов для людей тоже есть. И несмотря на огромный риск, люди продолжают жить и вести хозяйство на склонах вулканов, потому что вулканический пепел способствует образованию исключительно плодородной почвы, богатой минералами, способствующая росту растений. Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора.

Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды, добывают серу. Из застывшей вулканической лавы – обсидиана делают ювелирные украшения. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна. Пемза используется, как шлифовальный материал. При выбросе лавы в водном пространстве рождаются пляжи и даже целые острова, пригодные для проживания.





Приём «Лови ошибку»

Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на вершине. Это отверстие напоминает по форме воронку и называется кратером.

Под горой находится расплавленная масса горных пород – магма. Она поднимается вверх по каналу (жерло) и выливается через кратер на поверхность. Вылившаяся из вулкана магма называется лавой. Её температура около 300 Сº

При извержении вулкана на поверхность вырывается: пепел, дым, вулканические газы, пар, расплавленная лава.

Многие вулканы находятся на морском дне. Благодаря подводным вулканам сформировались целые острова.

.Самые знаменитые вулканы

ВЕЗУВИЙ — действующий вулкан на юге Франции.

КРАКАТАУ — бывший остров и действующий вулкан в Индонезии.

КЛЮЧЕВСКАЯ СОПКА — самый высокий действующий вулкан России (4750 м.) на Кавказе.



Я ожидал



Я узнал



Мастер-класс по данной теме







Я ожидал



Я узнал



Мастер-класс по данной теме





Я ожидал



Я узнал



Мастер-класс по данной теме







































Лист самооценки «Моя работа на занятии»

1. Я знал ответы на все вопросы

да

нет

Не смог ответить ни на один вопрос

2.Я все понял

да

Не все было понятно

Ничего не понял

3.Мне было сложно (продолжи)…

 

4.Мне понравилось на уроке…

 

5.Я хотел бы…

 







Синквейн «Вулкан»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!