СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление. Опыт.Креатив.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление. Опыт.Креатив.»

Мастер – класс

Тема: Развитие креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель: - организовать работу по ознакомлению с развитием креативного

мышления в младших классах;

- разработать систему творческих заданий для учащихся младших

классов по литературному чтению.

Ход мастер - класса

Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Я думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам много новых идей, а наша работа будет продуктивной и творческой.

Актуальность темы. Слайд 2

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующего современного решения, является развитие креативного мышления, творческих способностей младших школьников.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, креативно мыслить.

Люди, не способные к такому мышлению, часто теряются в обществе, подвержены стрессам.

Преодолеть этот дискомфорт можно лишь за счет развития креативного мышления, начиная с раннего возраста.

Креативность – это способность к творчеству. Слайд 3

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, все понимающего, креативного учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

  • Замечать любые творческие проявления учеников;

  • Верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру;

  • Не давать ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждать интерес к более трудным задачам;

  • Создавать условия для развития творческих способностей, развития креативного мышления.

- Как вы думаете, что способствует развитию креативного мышления?

( Различные игры, нестандартные творческие задания, диспуты, инсценировки и многое другое). На слайде представлены виды творческих заданий, которые я использую на уроках литературного чтения.

Слайд 4


  • «Выбор» - выбери, допиши или подчеркни в тексте имена героев, эпитет, олицетворение, сравнение.

  • «Противопоставление» - укажи имена положительных и отрицательных героев, их действие и поступки.

  • «Собери» - составь пословицу, поговорку, загадку, рассказ, историю, нарисуй иллюстрацию.

  • «Схема» - составь план, обобщи, сделай вывод, дополни план и др.

  • «Кроссворд» - отыщи в тексте произведения ответы на вопросы кроссворда.

  • «Соответствие» - выбери строки их стихотворений и нарисуй к ним иллюстрации.

  • «Проба пера» - сочини загадку, сказку, рассказ, историю, нарисуй к ним иллюстрацию.

  • «Иллюстрирование» - графические, словесные, музыкальные.

  • Театрализация.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам в роли обучающихся выполнить несколько заданий, направленных на развитие креативного мышления.


1 задание. - Перед вами рисунки. К какому жанру произведений они относятся? (к сказкам). Слайд 5

- Верно.

- Сегодня мы совершим путешествие по «Дорогам сказок»

2 задание.

Слайд 6

Вспомните, какие бывают сказки?





- Верно.

Задание 3.

Слайд 7.

А сейчас поработаем в группах. Вспомните и запишите, какие чудеса есть в сказках:

1группа - чудеса в «Сказке о царе Салтане»;

2 группа – чудеса в отрывке к поэме «Руслан и Людмила».




Задание 4 Слайд 8.


Все мы знаем, что в сказках всегда счастливый конец, но читая сказки А.С. Пушкина, дети заметили, «Сказка о рыбаке и рыбке» имеет печальный конец, где все возвращается на круги своя. Выясняем причины.

Работу на этом этапе можно построить по схеме японского профессора Кауро Исикава «Фишбоун», что в переводе с английского означает «Рыбная кость» или «Скелет рыбы»

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации.

Я предлагаю вам, ответить на вопрос:

Почему старуха осталась у разбитого корыта?


Работа в группах: Помним правила работы в группах.


Схема включает в себя основные 4 блока:

  1. «Голова» - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  2. «Верхние кости» - на них и фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  3. «Нижние кости» - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  4. «Хвост» - ответ на поставленный вопрос, вывод, обобщение.

Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.


Корыто, изба Столбовая дворянка, Владычица морская

вольная царица




.






Почему Жадность -

старуха всякому горю

осталась начало.

у

разбитого

корыта?






Элементарные Благоприятные Лишение

вещи для жизни условия для жизни всего


Задание 5

Сочини загадку. Слайд 9.

На уроках детям нравиться не только разгадывать загадки, но и самим их сочинять.

Я пользуюсь алгоритмом сочинения загадок А.Нестеренко.

Алгоритм:

1. Выбрать объект.

2.На что похож объект (2-3 сравнения)

3. Что такое же? Что делает? Кто делает так же?

4.Чем отличается?

5.Вставить слова «как», «но не», «а не».

6. Прочитать загадку.

Работа в парах. Сочините загадку (про комара, кота, солнце)


Кот

Какой? Что бывает таким же?

Ласковый как Мама (солнце)

Теплый но не Свитер (батарея, печь)

Усатый Сом (папа…)


Ласковый, как мама,

Теплый, как свитер,

Усатый, но не сом.

Комар

Что делает? Кто (что) делает так же?

Летает как Самолет

Пищит но не Мышь

Кусается Собака


Летает, как самолет.

Пищит, как мышь.

Кусается, но не собака.

Солнце

На что похоже? Чем отличается?

Шар как катается

Мяч но не кинешь

Колобок съешь


Как шар, но не катается.

Как мяч, но не кинешь.

Как колобок, но не съешь.


Как вы думаете, почему эти задания способствуют развитию креативного мышления младших школьников? (позволяют детям выйти за рамки привычных рассуждений, развивают речь, воображение, повышают интерес к учебе, позволяют проявить свои творческие способности, не бояться дать ошибочный ответ).

Вывод: Слайд 10.


Разнообразные задания развивающего и творческого характера позволяют учащимся «погружаться» в текст и, вчитываясь в него, познавать особенности художественного слова, обогащать лексику и речь, развивать креативное мышление.

Применяя на уроках развивающие игры, творческие задания, можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного креативного мышления.


Уважаемые коллеги вот и подходит к концу наш мастер-класс. И закончить свое выступления я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского « Мы должны воспитывать так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний»























Приложение

1группа - чудеса в «Сказке о царе Салтане»;





















2 группа – чудеса в отрывке к поэме «Руслан и Людмила»

















Приложение 2






Жадность -


начало.





Почему всякому старуха горю

осталась

у разбитого

корыта?































Приложение 3


Какой? Что бывает таким же?







Как

Но не










Ласковый, как мама,

Теплый, как свитер,

Усатый, но не сом. (кот)

















Приложение 4



Что делает? Кто (что) делает так же?





Как

Но не















Летает, как самолет.

Пищит, как мышь.

Кусается, но не собака. (комар)















Приложение 5



На что похоже? Чем отличается?







Как

Но не












Как шар, но не катается.

Как мяч, но не кинешь.

Как колобок, но не съешь. (солнце)