Мастер–класс «Развитие математической грамотности младших школьников»
Математика формирует у обучающихся способность логически рассуждать, планировать свою деятельность и моделировать реальный мир, что является необходимыми элементами общей культуры.
Одним из критериев является показатель функциональной грамотности. Основным элементом, отражающим данный термин, является способность обучающегося действовать в современном обществе, а именно, решать различные задачи, используя уже имеющиеся знания, умения и навыки.
Другими критериями, показывающими качество образования, являются уровни развития математической, читательской и естественнонаучной грамотностей.
Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Тем самым начальная школа должна обеспечить подготовку детей к успешному изучению систематических курсов математики. Исходя из всего вышесказанного, развитие математической грамотности в настоящее время актуально.
Вообще в ходе уроков математики я развиваю математическую культуру учащихся в целом.
В начальной школе многие дети не понимают значимости математики в жизни и с трудом заставляют себя сесть за решение задачек или заняться заучиванием таблицы умножения. Поэтому так важно помочь ребёнку понять ценность математики в реальной жизни ещё в младших классах, в период самой активной любознательности.
Развитие математической грамотности — одна из приоритетных задач, стоящих перед учителем. Учащийся в итоге должен понять для чего и где может пригодиться полученное знание в повседневной жизни, иметь потребность и умение в различных ситуациях применять эти знания. Например, рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала, уметь действовать по инструкции и т. д.
Проблема заключается в том, что обучающиеся не умеют применять математические знания в жизни и уровень их математической грамотности низкий.
Для формирования математической грамотности необходимо на уроках систематически использовать специальные задачи и задания, направленные на развитие логического мышления, которые позволяют более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Для эффективного развития математической грамотности учащихся мною были разработаны дополнительные задания, которые я внесла в свои уроки и активно применяю на различных этапах урока:
1) Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
Соотнесение знаковой и словесной формулировки
5+8 14-5 7+4 | К пяти прибавить восемь Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5 Сумма чисел семи и четырёх Четырнадцать уменьшить на пять Четыре плюс семь |
Соедини знаковую математическую запись с её названием.
8+9 4+5=9 56 6 5+67+5 3 | Равенство Неравенство Выражение Двузначное число Четное однозначное число Нечетное однозначное число |
Образование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, подобных речевых недостатков.
2) На своих уроках практикую решение сюжетных задач, связанных с проблемными ситуациями, возникающими в жизни, которые можно решить математическими средствами — задачи-расчёты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость поездки, если известна стоимость транспорта, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д. Например: «Расстояние от г. Закаменска до г. Улан-Удэ составляет 420 км. Сколько времени затратит водитель на дорогу, если он будет двигаться со скоростью 70 км/ч? Хватит ли ему 30 литров бензина, если требуется 8 литров бензина на 100 км пути?» (Задача для 4 класса)
3) Составление проектов, связанных с задачами-расчётами. Темами таких проектов могут быть: «Расчёт стоимости приготовления домашней пиццы и сравнение со стоимостью ресторанной пиццы», «Составление сметы расходов на ремонт кабинета», «Расчёт времени, затрачиваемого на дорогу в школу (кружок). Построение удобного маршрута», «Затраты времени и денежные расходы на поездку» и др.
При изучении темы «Периметр», находили периметр не только фигур, представленных в учебнике, но и периметр класса, а на дом было задано, найти периметр своей комнаты. Используя знания, полученные на уроке в жизни, дети лучше усваивают значение понятий.
- Задача-практикум для 4 класса: «Ремонт классного кабинета» (каждая группа получает индивидуальное задание и работает по инструкции).
Задача на нахождение площади и периметра: Ремонт нашего класса: покрасить полы коричневой краской, положить плинтус. Для покраски 1 квадратного метра пола требуется 200 г краски. Сколько банок краски потребуется? Сколько надо заплатить за всю покупку: если цена 1 банки краски, емкостью 3 кг– 300 рублей, цена 1 м плинтуса – 50 рублей?
Параметры кабинета:
Длина кабинета | 8 м |
Ширина | 7 м |
Высота | 3 м |
Размер двери |
Высота | 2 м |
Ширина | 1 м |
Размер 1 окна |
высота | 2 м |
ширина | 2 м |
Размер доски |
длина | 2 м |
ширина | 1 м |
Работа в группах:
Проектировщики (Создают чертеж по заданным параметрам (пол, стена с окнами, стена с дверью, две глухие стены).
Экономисты (Расчет площади и периметра пола. Расчет строительного материала: краски, плинтуса).
Финансисты (Расчет строительного материала: краски, плинтуса. Расчет покупки).
Решение: 1) 7х8=56 кв.м – площадь пола
2) 56х200=11200 г= 11 кг 200 г – 4 банки краски потребуется
3) 7х2+8х2=30 м – периметр кабинета
4) 30-1=29 м – необходимо плинтуса
5) 4х300=1200р – стоимость краски
6) 29х50=1450 р – стоимость плинтуса
7) 1200+1450=2650 р- стоимость покупки
4) Кроме того, используем работу с диаграммами.
Например «Диаграмма: количество учеников», задача для 3 класса.
В диаграмме приведены данные о количестве девочек и мальчиков в пяти третьих классах школы. Используя диаграмму, ответь на вопросы:
В каком классе наибольшая разница между числом мальчиков и девочек?
В каком классе больше всех учеников?
Данные задачи практико-ориентированы, связаны с реальной жизнью. Здесь важно постоянно обращать внимание школьников на эту связь, задавая вопросы: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и объектами?», «Где и как вам могут пригодиться данные знания или умения?»
Работа с диаграммами, таблицами, чертежами учит младших школьников работать с информацией, без чего в наше время не обойтись. Таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Дети должны уметь найти информацию, классифицировать её и т. д.
5) На уроках учимся решать логические задачи. Решая такие задачи, мы расширяем свой кругозор и развиваем логическое мышление.
Пример задания для 2 класса:
Решение проблем, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни. Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.
Таким образом, цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.
Мною был разработаны дополнительные задания с использованием национально-регионального компонента, которые соответствуют типовым заданиям по подготовке к ВПР. Задания направлены на развитие различных компонентов математической грамотности, а именно:
- на умение распознавать математические проблемы в быту и решать их по средствам математики;
- на формулирование решения математических задач на математическом языке;
- на запоминание и правильное применение математических терминов;
- на анализ данного способа решения математической проблемы (задачи).
Типовые задания по подготовке к ВПР:
Саша приехал в г. Улан-Удэ в понедельник и планирует пробыть там до субботы. Он хочет встретиться с другом, пойти в Этнографический музей и посетить кукольный театр «Ульгэр», причём каждому из этих дел он хочет посвятить отдельный день. Музей работает по вторникам и четвергам, спектакли в театре идут только по средам, а друг свободен в среду и четверг. Назовите день, когда Саша пойдёт в музей.
Ответ: Вторник
Предлагаю работу в творческих группах (1, 2, 3). Вашему вниманию предлагается текст. Составьте задачу, соответствующую типовым заданиям по подготовке к ВПР.
Республика Бурятия вошла в ТОП-5 российских регионов, активно развивающих солнечную энергетику.
В настоящее время в Бурятии действуют 6 солнечных электростанций, построенные группой компаний «Хевел»:
- Бичурская СЭС мощностью 10 МВт (2017г);
- Хоринская СЭС мощностью 15 МВт (2019г);
- Торейская СЭС мощностью 45 МВт (конец декабря 2020г);
- ещё три электростанции по 15 МВт с 2019 года действуют в Кабанском, Тарбагайском и Кяхтинском районах.
Установленная мощность всех объектов солнечной генерации на территории нашей республики к концу 2020 года достигла 115 МВт.
Задача
Условие: Одинаковые фрукты имеют одинаковую цену. Общая стоимость фруктов по вертикали и горизонтали указана в таблице.
Вопрос: Найдите цену ПЕРСИКА.
Задача
Условие: Одинаковые фрукты имеют одинаковую цену. Общая стоимость фруктов по вертикали и горизонтали указана в таблице.
Вопрос: Найдите цену ПЕРСИКА.
Текст для работы в группах
Республика Бурятия вошла в ТОП-5 российских регионов, активно развивающих солнечную энергетику.
В настоящее время в Бурятии действуют 6 солнечных электростанций, построенные группой компаний «Хевел»:
- Бичурская СЭС мощностью 10 МВт (2017г);
- Хоринская СЭС мощностью 15 МВт (2019г);
- Торейская СЭС мощностью 45 МВт (конец декабря 2020г);
- ещё три электростанции по 15 МВт с 2019 года действуют в Кабанском, Тарбагайском и Кяхтинском районах.
Установленная мощность всех объектов солнечной генерации на территории нашей республики к концу 2020 года достигла 115 МВт.