СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Развитие математической грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс Развитие математической грамотности младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Развитие математической грамотности младших школьников»

Мастер–класс «Развитие математической грамотности младших школьников»



Математика формирует у обучающихся способность логически рассуждать, планировать свою деятельность и моделировать реальный мир, что является необходимыми элементами общей культуры.

Одним из критериев является показатель функциональной грамотности. Основным элементом, отражающим данный термин, является способность обучающегося действовать в современном обществе, а именно, решать различные задачи, используя уже имеющиеся знания, умения и навыки.

Другими критериями, показывающими качество образования, являются уровни развития математической, читательской и естественнонаучной грамотностей.

Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Тем самым начальная школа должна обеспечить подготовку детей к успешному изучению систематических курсов математики. Исходя из всего вышесказанного, развитие математической грамотности в настоящее время актуально.

Вообще в ходе уроков математики я развиваю математическую культуру учащихся в целом.

В начальной школе многие дети не понимают значимости математики в жизни и с трудом заставляют себя сесть за решение задачек или заняться заучиванием таблицы умножения. Поэтому так важно помочь ребёнку понять ценность математики в реальной жизни ещё в младших классах, в период самой активной любознательности.

Развитие математической грамотности — одна из приоритетных задач, стоящих перед учителем. Учащийся в итоге должен понять для чего и где может пригодиться полученное знание в повседневной жизни, иметь потребность и умение в различных ситуациях применять эти знания. Например, рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала, уметь действовать по инструкции и т. д.

Проблема заключается в том, что обучающиеся не умеют применять математические знания в жизни и уровень их математической грамотности низкий.

Для формирования математической грамотности необходимо на уроках систематически использовать специальные задачи и задания, направленные на развитие логического мышления, которые позволяют более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Для эффективного развития математической грамотности учащихся мною были разработаны дополнительные задания, которые я внесла в свои уроки и активно применяю на различных этапах урока:

1) Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

Соотнесение знаковой и словесной формулировки

5+8


14-5


7+4

К пяти прибавить восемь

Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5

Сумма чисел семи и четырёх

Четырнадцать уменьшить на пять

Четыре плюс семь



Соедини знаковую математическую запись с её названием.

8+9

4+5=9

56

6

5+67+5

3

Равенство

Неравенство

Выражение

Двузначное число

Четное однозначное число

Нечетное однозначное число



Образование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, подобных речевых недостатков.

2) На своих уроках практикую решение сюжетных задач, связанных с проблемными ситуациями, возникающими в жизни, которые можно решить математическими средствами — задачи-расчёты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость поездки, если известна стоимость транспорта, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д. Например: «Расстояние от г. Закаменска до г. Улан-Удэ составляет 420 км. Сколько времени затратит водитель на дорогу, если он будет двигаться со скоростью 70 км/ч? Хватит ли ему 30 литров бензина, если требуется 8 литров бензина на 100 км пути?» (Задача для 4 класса)

3) Составление проектов, связанных с задачами-расчётами. Темами таких проектов могут быть: «Расчёт стоимости приготовления домашней пиццы и сравнение со стоимостью ресторанной пиццы», «Составление сметы расходов на ремонт кабинета», «Расчёт времени, затрачиваемого на дорогу в школу (кружок). Построение удобного маршрута», «Затраты времени и денежные расходы на поездку» и др.

При изучении темы «Периметр», находили периметр не только фигур, представленных в учебнике, но и периметр класса, а на дом было задано, найти периметр своей комнаты. Используя знания, полученные на уроке в жизни, дети лучше усваивают значение понятий.



- Задача-практикум для 4 класса:  «Ремонт классного кабинета» (каждая группа получает индивидуальное задание и работает по инструкции).

Задача на нахождение площади и периметра: Ремонт нашего класса: покрасить полы коричневой краской, положить плинтус. Для покраски 1 квадратного метра пола требуется 200 г краски. Сколько банок краски потребуется? Сколько надо заплатить за всю покупку: если цена 1 банки краски, емкостью 3 кг– 300 рублей, цена 1 м плинтуса – 50 рублей?

Параметры кабинета:

Длина кабинета

8 м

Ширина

7 м

Высота

3 м

Размер двери

Высота


2 м

Ширина

1 м

Размер 1 окна


высота

2 м

ширина

2 м

Размер доски

длина

2 м

ширина

1 м

Работа в группах:

  1. Проектировщики (Создают чертеж по заданным параметрам (пол, стена с окнами, стена с дверью, две глухие стены).

  2. Экономисты (Расчет площади и периметра пола. Расчет строительного материала: краски, плинтуса).

  3. Финансисты (Расчет строительного материала: краски, плинтуса. Расчет покупки).

Решение: 1) 7х8=56 кв.м – площадь пола

2) 56х200=11200 г= 11 кг 200 г – 4 банки краски потребуется

3) 7х2+8х2=30 м – периметр кабинета

4) 30-1=29 м – необходимо плинтуса

5) 4х300=1200р – стоимость краски

6) 29х50=1450 р – стоимость плинтуса

7) 1200+1450=2650 р- стоимость покупки



4) Кроме того, используем работу с диаграммами.

Например «Диаграмма: количество учеников», задача для 3 класса.

В диаграмме приведены данные о количестве девочек и мальчиков в пяти третьих классах школы. Используя диаграмму, ответь на вопросы:

  1. В каком классе наибольшая разница между числом мальчиков и девочек?

  2. В каком классе больше всех учеников?







Данные задачи практико-ориентированы, связаны с реальной жизнью. Здесь важно постоянно обращать внимание школьников на эту связь, задавая вопросы: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и объектами?», «Где и как вам могут пригодиться данные знания или умения?»

Работа с диаграммами, таблицами, чертежами учит младших школьников работать с информацией, без чего в наше время не обойтись. Таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Дети должны уметь найти информацию, классифицировать её и т. д.

5) На уроках учимся решать логические задачи. Решая такие задачи, мы расширяем свой кругозор и развиваем логическое мышление.

Пример задания для 2 класса:







Решение проблем, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни. Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.

Таким образом, цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.

Мною был разработаны дополнительные задания с использованием национально-регионального компонента, которые соответствуют типовым заданиям по подготовке к ВПР. Задания направлены на развитие различных компонентов математической грамотности, а именно:

- на умение распознавать математические проблемы в быту и решать их по средствам математики;

- на формулирование решения математических задач на математическом языке;

- на запоминание и правильное применение математических терминов;

- на анализ данного способа решения математической проблемы (задачи).

Типовые задания по подготовке к ВПР:

Саша приехал в г. Улан-Удэ в понедельник и планирует пробыть там до субботы. Он хочет встретиться с другом, пойти в Этнографический музей и посетить кукольный театр «Ульгэр», причём каждому из этих дел он хочет посвятить отдельный день. Музей работает по вторникам и четвергам, спектакли в театре идут только по средам, а друг свободен в среду и четверг. Назовите день, когда Саша пойдёт в музей.

Ответ: Вторник

Предлагаю работу в творческих группах (1, 2, 3). Вашему вниманию предлагается текст. Составьте задачу, соответствующую типовым заданиям по подготовке к ВПР.

Республика Бурятия вошла в ТОП-5 российских регионов, активно развивающих солнечную энергетику.

В настоящее время в Бурятии действуют 6 солнечных электростанций, построенные группой компаний «Хевел»:

- Бичурская СЭС мощностью 10 МВт (2017г);

- Хоринская СЭС мощностью 15 МВт (2019г);

- Торейская СЭС мощностью 45 МВт (конец декабря 2020г);

- ещё три электростанции по 15 МВт с 2019 года действуют в Кабанском, Тарбагайском и Кяхтинском районах.

Установленная мощность всех объектов солнечной генерации на территории нашей республики к концу 2020 года достигла 115 МВт.








Задача

Условие: Одинаковые фрукты имеют одинаковую цену. Общая стоимость фруктов по вертикали и горизонтали указана в таблице.

Вопрос: Найдите цену ПЕРСИКА.




Задача

Условие: Одинаковые фрукты имеют одинаковую цену. Общая стоимость фруктов по вертикали и горизонтали указана в таблице.

Вопрос: Найдите цену ПЕРСИКА.




Текст для работы в группах

Республика Бурятия вошла в ТОП-5 российских регионов, активно развивающих солнечную энергетику.

В настоящее время в Бурятии действуют 6 солнечных электростанций, построенные группой компаний «Хевел»:

- Бичурская СЭС мощностью 10 МВт (2017г);

- Хоринская СЭС мощностью 15 МВт (2019г);

- Торейская СЭС мощностью 45 МВт (конец декабря 2020г);

- ещё три электростанции по 15 МВт с 2019 года действуют в Кабанском, Тарбагайском и Кяхтинском районах.

Установленная мощность всех объектов солнечной генерации на территории нашей республики к концу 2020 года достигла 115 МВт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!