Мастер- класс
«Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка»
Мастер класс подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «Воротынская средняя школа»
Воротынского района
Нижегородской области
Хохлова Татьяна Федоровна
2023г.
Из всех…знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке.
Учёный-языковед В.И. Чернышёв
Основой речевой культуры являются качества речи:
Общие задачи учителя в развитии речи учащихся.
А)Речевая практика (создание речевых ситуаций, развитие интересов, потребностей самостоятельной речи)
Б) Постоянная специальная работа (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, уровень связной речи, текста)
В)Хорошая речевая среда (речь взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.)
Г)Конкретные умения в области развития речи (лексический запас, синтаксические конструкции, логические связи, образование форм)
Д)Выполнение требований культурной речи
Основные направления развитие речевой культуры
1)Произносительный уровень: дикция, интонация, выразительность
2) Синтаксический уровень: образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов
3) Уровень текста: анализ образцов разных типов текста, изложение, сочинение
4) Словарный уровень: обогащение и активизация словаря
5)Морфологический уровень: образование новых слов, употребление частей речи, форм склонения и спряжения.
Сравнение
Сравнение начинается с описания
Ручка и карандаш – это школьные принадлежности. У них много общего. Они небольшого размера. Имеют вытянутую форму. Поверхность у них гладкая, твердая. Но у ручки и карандаша есть отличия . В данном случае они разного цвета. Ручка сделана из пластмассы, а карандаш из дерева. У ручки и карандаша немного разное назначение: ручкой мы пишем, а карандашом рисуем.
Объединение
Задание : объединить три далекие по смыслу понятия в небольшой рассказ.
Каша – листья – рыба
(Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала кашу.)
Лес – парта – бегемот
(Проходя по лесу, бегемот сломал дерево, из которого человек потом смастерили парту.)
Выбор
цвет
вкус
величина
Хорошо или плохо?
Задание : найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.
Снегопад - __________________
Листопад - __________________
Путешествие - _______________
Ремонт в квартире - __________
(Ремонт в квартире это хорошо, потому что моя комната станет красивой и современной. Но это и очень плохо, потому что мне приходится красить, помогать маме клеить обои, не могу посмотреть телевизор.)
Соотнеси описание и картинку
Соедини линией соответствующее описание и картинку
Когда учебный год только начался и особо можно не вникать в учебу, так как еще будет время наверстать упущенное.
Это тот самый золотой час, когда все сбывается и подарки, и угощения, и внимание родственников и друзей, все в одно время. А еще прекрасное время провести его в компании веселых друзей.
Это время надежд, время влюблённых, время мимоз и тюльпанов, это время предвкушения игр и новинок во всем.
Это самые совершенные каникулы из всех, во-первых, они самые продолжительные, во-вторых, это самое золотое время для нашего здоровья, вокруг много фруктов, свежих ягод, приятного тепла.
Предложения
Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения)
Ученик рисует.
_______________ ученик рисует.
_______________ ученик рисует ___________.
_______________ученик рисует ______ __ _________.
___ _____ _________ученик рисует _____ __ ______.
Предложения
Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения)
Ученик рисует.
Старательный ученик рисует.
Старательный ученик рисует котёнка .
Старательный ученик рисует котенка в альбоме .
На уроке старательный ученик рисует котенка в альбоме.
Перевоплощения
Задание: дети придумывают слово на заданную тему и к каждой букве этого слова подписывают слово, которое могло бы раскрыть тему сочинения.
Однажды утром я увидел человека, который шел по улице еще спящего города. Мимо него ехал трамвай. Человек запрыгнул, купил билет и доехал до НИИ. Так назывался институт, в котором он работал – научно – исследовательский.
Этот человек был настоящим ученым. Он исследовал тайны морей. Искал ответ на вопрос: почему крабы не живут во всех морях?
У
Утром
Ч
Человек
Е
Ехал
Н
НИИ
И
Искал
К
Краб
Текст
Задание: 1 вариант – списать рассказ «Друзья»; 2 вариант – списать рассказ «Помощники».
У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.
Текст
Задание: 1 вариант – списать рассказ «Друзья»; 2 вариант – списать рассказ «Помощники».
У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.
Редактирование текста
Редактирование текста
Замечания редактора
Б ольшую (1) роль играет язык в жизни живых существ (2). У людей (3) издавна бытуют послови-цы : «Язык до Парижа (4) доведет», «Без языка, как ____ ______ (5) ». И это ___ (6) случайно, так как язык является средством __________ и __________ (7) .
1 – заменить синонимом
2 – уточнить, для кого именно
3 – устранить речевую ошибку
4 – фактическая ошибка
5 – дописать пословицу
6 – пропущена отрицательная частица
7 – вставить пропущенные слова
Редактирование текста
Редактирование текста
Замечания редактора
Огромную роль играет язык в жизни людей . В народе издавна бытуют пословицы : «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук ». И это не случайно, так как язык является средством общения и взаимопонимания .
1 – заменить синонимом
2 – уточнить, для кого именно
3 – устранить речевую ошибку
4 – фактическая ошибка
5 – дописать пословицу
6 – пропущена отрицательная частица
7 – вставить пропущенные слова
Упражнения
1.Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса.
2.Упражнения, направленные на точность, логичность и коммуникативную целесообразность речи.
3.Упражнения, направленные на контроль речи обучающихся.
4.Упражнения, направленные на выразительность, содержательность и ясность речи.
Упражнения. docx
Приложение
Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса:
1. «Слова-приятели». Придумай по три синонима к каждому слову: бездельник, приказ, волшебник, воин, отец, пища. Запиши их по образцу: Бездельник – лежебока, лентяй, лодырь. Если затрудняешься, обратись к «Словарику синонимов» в учебнике. Выбери одну «цепочку слов» и составь с каждым словом по одному предложению.
2. «Слова-неприятели». Как называются слова, которые имеют противоположные значения? Назови противоположные значения слов: быстро, вежливый, горячий, грустный, длинный, добрый, ласково, радость, солнечный. Запиши их по образцу: Быстро – медленно. Выбери одну пару слов, составь с каждым словом словосочетания и запиши их.
3. «Объясни слово». Работа в паре: по очереди объясните значения слов друг другу. Кремль, ярмарка, люлька, цирк, театр, желудь.
Проверьте себя по толковому словарю.
4. «Многозначные слова». Найди и подчеркни в тексте многозначные слова: Удивительные вещи Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула, а стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. «Слон затрубил», - говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд)
5. «Прямое и переносное значение». Укажи словосочетание, в котором глагол употреблен в прямом значении: Горят глаза, разбегаются тучи, горят фонари, разбегается спортсмен. Укажи словосочетания, в которых глагол употреблен в переносном значении: Кусаются цены, развесил белье, кусается собака, развесил уши
Упражнения, направленные на точность, логичность и коммуникативную целесообразность речи:
1. «Найди ошибку». Исправь предложения: На пруду плавает красивая лебедь. В углу стоит черный пианино. У нас в комнате красивая тюль. Вымыть волосы новой шампунью. Определи род существительных. Если возникли затруднения, обратись к «Орфоэпическому словарику».
2. «Составь предложение». Слова в предложении потерялись, помоги им вернуться на место. Запиши полученные предложения, выдели грамматическую основу. Реки зима и озера заморозила. Лесом за солнце тихо скрылось багровое. Высыпали небе на звезды яркие.
3. «Магазин». Поставь слова во множественное число и родительный падеж, из полученных слов выбери 3 и составь с ними предложения на тему «В магазине»: Помидор, огурец, абрикос, яблоко, груша, килограмм
Упражнения, направленные на контроль речи обучающихся:
1. «Ударение». Прочитай слова и поставь ударение: баловаться, заржаветь, кашлянуть, начать, облегчить, звонить, начала, дотронешься. Проверь себя по «Орфоэпическому словарику» в учебнике.
2. «Произношение». Произнеси правильно: ЧТо, доЖДь, еГО, конеЧНо, нароЧНо, сквореЧНик, скуЧНый, леГКий. Проверь себя по «Орфоэпическому словарику» в учебнике
3. «Контроль речи». Найди ошибки и исправь их: У Саши нет ботинков. Мама купила две пары носок. Мы хочем идти гулять. Если возникли затруднения, обратись к «Орфоэпическому словарику».
4. «Угадай». Узнай слово по значению. Запиши его и поставь ударение. Водитель автомобиля. Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса.
5. «Игра звуков и букв». Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает. Составь с этими словами словосочетания. Овечья, честный, Ульяна, корзина, объем, зимний, ручьи, бульканье.
Упражнения, направленные на выразительность, содержательность и ясность речи:
1. «Интонация». Прочитай фразу «Маша умеет играть на гитаре» с различной эмоциональной окраской: ‒ удивление, ‒ огорчение, ‒ ирония, ‒ восхищение, ‒ гнев, ‒ констатация факта.
2. «Выражение». Прочитай предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово: Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок.
Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.
Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Притча «Все в твоих руках.»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Спасибо за внимание!