СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс «Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном мастер-классе представлены различные упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка в начальных классах для развития речевой культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка»»

Мастер- класс  «Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка»  Мастер класс подготовила:  учитель начальных классов МБОУ «Воротынская средняя школа» Воротынского района Нижегородской области Хохлова Татьяна Федоровна 2023г.

Мастер- класс

«Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка»

Мастер класс подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «Воротынская средняя школа»

Воротынского района

Нижегородской области

Хохлова Татьяна Федоровна

2023г.

Из всех…знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке.  Учёный-языковед В.И. Чернышёв

Из всех…знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.

Учёный-языковед В.И. Чернышёв

Основой речевой культуры являются качества речи:

Основой речевой культуры являются качества речи:

 Общие задачи учителя в развитии речи учащихся. А)Речевая практика (создание речевых ситуаций, развитие интересов, потребностей самостоятельной речи) Б) Постоянная специальная работа (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, уровень связной речи, текста) В)Хорошая речевая среда (речь взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.) Г)Конкретные умения в области развития речи (лексический запас, синтаксические конструкции, логические связи, образование форм) Д)Выполнение требований культурной речи

Общие задачи учителя в развитии речи учащихся.

А)Речевая практика (создание речевых ситуаций, развитие интересов, потребностей самостоятельной речи)

Б) Постоянная специальная работа (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, уровень связной речи, текста)

В)Хорошая речевая среда (речь взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.)

Г)Конкретные умения в области развития речи (лексический запас, синтаксические конструкции, логические связи, образование форм)

Д)Выполнение требований культурной речи

Основные направления развитие речевой культуры 1)Произносительный уровень: дикция, интонация, выразительность 2) Синтаксический уровень: образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов 3) Уровень текста: анализ образцов разных типов текста, изложение, сочинение 4) Словарный уровень: обогащение и активизация словаря 5)Морфологический уровень: образование новых слов, употребление частей речи, форм склонения и спряжения.

Основные направления развитие речевой культуры

1)Произносительный уровень: дикция, интонация, выразительность

2) Синтаксический уровень: образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов

3) Уровень текста: анализ образцов разных типов текста, изложение, сочинение

4) Словарный уровень: обогащение и активизация словаря

5)Морфологический уровень: образование новых слов, употребление частей речи, форм склонения и спряжения.

Сравнение Сравнение начинается с описания Ручка и карандаш – это школьные принадлежности. У них много общего. Они небольшого размера. Имеют вытянутую форму. Поверхность у них гладкая, твердая. Но у ручки и карандаша есть отличия . В данном случае они разного цвета. Ручка сделана из пластмассы, а карандаш из дерева. У ручки и карандаша немного разное назначение: ручкой мы пишем, а карандашом рисуем.

Сравнение

Сравнение начинается с описания

Ручка и карандаш – это школьные принадлежности. У них много общего. Они небольшого размера. Имеют вытянутую форму. Поверхность у них гладкая, твердая. Но у ручки и карандаша есть отличия . В данном случае они разного цвета. Ручка сделана из пластмассы, а карандаш из дерева. У ручки и карандаша немного разное назначение: ручкой мы пишем, а карандашом рисуем.

Объединение  Задание : объединить три далекие по смыслу понятия в небольшой рассказ.  Каша – листья – рыба   (Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала кашу.) Лес – парта – бегемот   (Проходя по лесу, бегемот сломал дерево, из которого человек потом смастерили парту.)

Объединение

Задание : объединить три далекие по смыслу понятия в небольшой рассказ.

Каша – листья – рыба

(Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала кашу.)

Лес – парта – бегемот

(Проходя по лесу, бегемот сломал дерево, из которого человек потом смастерили парту.)

Выбор цвет вкус величина

Выбор

цвет

вкус

величина

Хорошо или плохо?  Задание : найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий. Снегопад - __________________ Листопад - __________________ Путешествие - _______________ Ремонт в квартире - __________  (Ремонт в квартире это хорошо, потому что моя комната станет красивой и современной. Но это и очень плохо, потому что мне приходится красить, помогать маме клеить обои, не могу посмотреть телевизор.)

Хорошо или плохо?

Задание : найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.

Снегопад - __________________

Листопад - __________________

Путешествие - _______________

Ремонт в квартире - __________

(Ремонт в квартире это хорошо, потому что моя комната станет красивой и современной. Но это и очень плохо, потому что мне приходится красить, помогать маме клеить обои, не могу посмотреть телевизор.)

Соотнеси описание и картинку  Соедини линией соответствующее описание и картинку  Когда учебный год только начался и особо можно не вникать в учебу, так как еще будет время наверстать упущенное.  Это тот самый золотой час, когда все сбывается и подарки, и угощения, и внимание родственников и друзей, все в одно время. А еще прекрасное время провести его в компании веселых друзей. Это время надежд, время влюблённых, время мимоз и тюльпанов, это время предвкушения игр и новинок во всем. Это самые совершенные каникулы из всех, во-первых, они самые продолжительные, во-вторых, это самое золотое время для нашего здоровья, вокруг много фруктов, свежих ягод, приятного тепла.

Соотнеси описание и картинку

Соедини линией соответствующее описание и картинку

Когда учебный год только начался и особо можно не вникать в учебу, так как еще будет время наверстать упущенное.

Это тот самый золотой час, когда все сбывается и подарки, и угощения, и внимание родственников и друзей, все в одно время. А еще прекрасное время провести его в компании веселых друзей.

Это время надежд, время влюблённых, время мимоз и тюльпанов, это время предвкушения игр и новинок во всем.

Это самые совершенные каникулы из всех, во-первых, они самые продолжительные, во-вторых, это самое золотое время для нашего здоровья, вокруг много фруктов, свежих ягод, приятного тепла.

Предложения   Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения)  Ученик рисует. _______________ ученик рисует. _______________ ученик рисует ___________. _______________ученик рисует ______ __ _________. ___ _____ _________ученик рисует _____ __ ______.

Предложения

Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения)

Ученик рисует.

_______________ ученик рисует.

_______________ ученик рисует ___________.

_______________ученик рисует ______ __ _________.

___ _____ _________ученик рисует _____ __ ______.

Предложения   Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения)  Ученик рисует. Старательный ученик рисует. Старательный ученик рисует котёнка . Старательный ученик рисует котенка в альбоме . На уроке старательный ученик рисует котенка в альбоме.

Предложения

Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения)

Ученик рисует.

Старательный ученик рисует.

Старательный ученик рисует котёнка .

Старательный ученик рисует котенка в альбоме .

На уроке старательный ученик рисует котенка в альбоме.

Перевоплощения   Задание:  дети придумывают слово на заданную тему  и к каждой букве этого слова подписывают слово, которое могло бы раскрыть тему сочинения.  Однажды утром я увидел человека, который шел по улице еще спящего города. Мимо него ехал трамвай. Человек запрыгнул, купил билет и доехал до НИИ. Так назывался институт, в котором он работал – научно – исследовательский.  Этот человек был настоящим ученым. Он исследовал тайны морей. Искал ответ на вопрос: почему крабы не живут во всех морях? У Утром Ч Человек Е Ехал Н НИИ И Искал К Краб

Перевоплощения

Задание: дети придумывают слово на заданную тему и к каждой букве этого слова подписывают слово, которое могло бы раскрыть тему сочинения.

Однажды утром я увидел человека, который шел по улице еще спящего города. Мимо него ехал трамвай. Человек запрыгнул, купил билет и доехал до НИИ. Так назывался институт, в котором он работал – научно – исследовательский.

Этот человек был настоящим ученым. Он исследовал тайны морей. Искал ответ на вопрос: почему крабы не живут во всех морях?

У

Утром

Ч

Человек

Е

Ехал

Н

НИИ

И

Искал

К

Краб

Текст   Задание: 1 вариант – списать рассказ «Друзья»; 2 вариант – списать рассказ «Помощники».    У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.

Текст

Задание: 1 вариант – списать рассказ «Друзья»; 2 вариант – списать рассказ «Помощники».

У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.

Текст   Задание: 1 вариант – списать рассказ «Друзья»; 2 вариант – списать рассказ «Помощники».    У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.

Текст

Задание: 1 вариант – списать рассказ «Друзья»; 2 вариант – списать рассказ «Помощники».

У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.

Редактирование текста Редактирование текста Замечания редактора  Б ольшую  (1) роль играет язык в жизни живых существ  (2).  У людей  (3) издавна бытуют послови-цы : «Язык до Парижа  (4) доведет», «Без языка, как ____ ______  (5) ». И это ___ (6) случайно, так как язык является средством __________ и __________ (7) . 1 – заменить синонимом 2 – уточнить, для кого именно 3 – устранить речевую ошибку 4 – фактическая ошибка 5 – дописать пословицу 6 – пропущена отрицательная частица 7 – вставить пропущенные слова

Редактирование текста

Редактирование текста

Замечания редактора

Б ольшую (1) роль играет язык в жизни живых существ (2). У людей (3) издавна бытуют послови-цы : «Язык до Парижа (4) доведет», «Без языка, как ____ ______ (5) ». И это ___ (6) случайно, так как язык является средством __________ и __________ (7) .

1 – заменить синонимом

2 – уточнить, для кого именно

3 – устранить речевую ошибку

4 – фактическая ошибка

5 – дописать пословицу

6 – пропущена отрицательная частица

7 – вставить пропущенные слова

Редактирование текста Редактирование текста Замечания редактора Огромную роль играет язык в жизни людей . В народе издавна бытуют пословицы : «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук ». И это  не случайно, так как язык является средством общения  и взаимопонимания . 1 – заменить синонимом 2 – уточнить, для кого именно 3 – устранить речевую ошибку 4 – фактическая ошибка 5 – дописать пословицу 6 – пропущена отрицательная частица 7 – вставить пропущенные слова

Редактирование текста

Редактирование текста

Замечания редактора

Огромную роль играет язык в жизни людей . В народе издавна бытуют пословицы : «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук ». И это не случайно, так как язык является средством общения и взаимопонимания .

1 – заменить синонимом

2 – уточнить, для кого именно

3 – устранить речевую ошибку

4 – фактическая ошибка

5 – дописать пословицу

6 – пропущена отрицательная частица

7 – вставить пропущенные слова

Упражнения

1.Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса.

2.Упражнения, направленные на точность, логичность и коммуникативную целесообразность речи.

3.Упражнения, направленные на контроль речи обучающихся.

4.Упражнения, направленные на выразительность, содержательность и ясность речи.

Упражнения. docx

Приложение

Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса:

1. «Слова-приятели». Придумай по три синонима к каждому слову: бездельник, приказ, волшебник, воин, отец, пища. Запиши их по образцу: Бездельник – лежебока, лентяй, лодырь. Если затрудняешься, обратись к «Словарику синонимов» в учебнике. Выбери одну «цепочку слов» и составь с каждым словом по одному предложению.

2. «Слова-неприятели». Как называются слова, которые имеют противоположные значения? Назови противоположные значения слов: быстро, вежливый, горячий, грустный, длинный, добрый, ласково, радость, солнечный. Запиши их по образцу: Быстро – медленно. Выбери одну пару слов, составь с каждым словом словосочетания и запиши их.

3. «Объясни слово». Работа в паре: по очереди объясните значения слов друг другу. Кремль, ярмарка, люлька, цирк, театр, желудь.

Проверьте себя по толковому словарю.

4. «Многозначные слова». Найди и подчеркни в тексте многозначные слова: Удивительные вещи Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула, а стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. «Слон затрубил», - говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд)

5. «Прямое и переносное значение». Укажи словосочетание, в котором глагол употреблен в прямом значении: Горят глаза, разбегаются тучи, горят фонари, разбегается спортсмен. Укажи словосочетания, в которых глагол употреблен в переносном значении: Кусаются цены, развесил белье, кусается собака, развесил уши

Упражнения, направленные на точность, логичность и коммуникативную целесообразность речи:

1. «Найди ошибку». Исправь предложения: На пруду плавает красивая лебедь. В углу стоит черный пианино. У нас в комнате красивая тюль. Вымыть волосы новой шампунью. Определи род существительных. Если возникли затруднения, обратись к «Орфоэпическому словарику».

2. «Составь предложение». Слова в предложении потерялись, помоги им вернуться на место. Запиши полученные предложения, выдели грамматическую основу. Реки зима и озера заморозила. Лесом за солнце тихо скрылось багровое. Высыпали небе на звезды яркие.

3. «Магазин». Поставь слова во множественное число и родительный падеж, из полученных слов выбери 3 и составь с ними предложения на тему «В магазине»: Помидор, огурец, абрикос, яблоко, груша, килограмм

Упражнения, направленные на контроль речи обучающихся:

1. «Ударение». Прочитай слова и поставь ударение: баловаться, заржаветь, кашлянуть, начать, облегчить, звонить, начала, дотронешься. Проверь себя по «Орфоэпическому словарику» в учебнике.

2. «Произношение». Произнеси правильно: ЧТо, доЖДь, еГО, конеЧНо, нароЧНо, сквореЧНик, скуЧНый, леГКий. Проверь себя по «Орфоэпическому словарику» в учебнике

3. «Контроль речи». Найди ошибки и исправь их: У Саши нет ботинков. Мама купила две пары носок. Мы хочем идти гулять. Если возникли затруднения, обратись к «Орфоэпическому словарику».

4. «Угадай». Узнай слово по значению. Запиши его и поставь ударение. Водитель автомобиля. Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса.

5. «Игра звуков и букв». Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает. Составь с этими словами словосочетания. Овечья, честный, Ульяна, корзина, объем, зимний, ручьи, бульканье.

Упражнения, направленные на выразительность, содержательность и ясность речи:

1. «Интонация». Прочитай фразу «Маша умеет играть на гитаре» с различной эмоциональной окраской: ‒ удивление, ‒ огорчение, ‒ ирония, ‒ восхищение, ‒ гнев, ‒ констатация факта.

2. «Выражение». Прочитай предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово: Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку.

 

 

 

 Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок.  Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.  Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок.

Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.

Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

Притча «Все в твоих руках.»   Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».  Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: —  Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: —  Всё в твоих руках.

Притча «Все в твоих руках.»  

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

—  Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

—  Всё в твоих руках.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!