СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Развитие речи через сенсорные игры и упражнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие речи через сенсорные игры и упражнения"»

«Развитие речи через сенсорные игры и упражнения » Мастер-класс подготовила воспитатель ГБДОУ д/с №10  Михашина Е.А.

«Развитие речи через сенсорные игры и упражнения »

Мастер-класс

подготовила

воспитатель ГБДОУ д/с №10

Михашина Е.А.

Актуальность    Работая с детьми раннего, младшего и среднего возрастов на протяжении 10 лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные - количество детей с нарушениями речи в ближайшие годы будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.   Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики играет одну из главных ролей в речевом развитии дошкольников.     Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший, средний)

Актуальность

 

Работая с детьми раннего, младшего и среднего возрастов на протяжении 10 лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные - количество детей с нарушениями речи в ближайшие годы будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.

 

Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики играет одну из главных ролей в речевом развитии дошкольников.

 

 

Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший, средний)

Причины снижения уровня речевого развития   общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры - шнурки, пуговицы и бантики, крупы, вязание, вышивание и т.д.); родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются с детьми, не играют; дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;   тревожность родителей, гиперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания делать что-то самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат. дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют «просто так»; родовые травмы, безграмотность родителей в вопросах не только речевого развития детей, но и развития детей в целом;

Причины снижения уровня речевого развития

  • общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры - шнурки, пуговицы и бантики, крупы, вязание, вышивание и т.д.);
  • родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются с детьми, не играют;
  • дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;  
  • тревожность родителей, гиперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания делать что-то самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.
  • дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют «просто так»;
  • родовые травмы, безграмотность родителей в вопросах не только речевого развития детей, но и развития детей в целом;

Сенсорика и сенсорные игры

  • cенсорика ( от лат. sensus –«восприятие»)
  • познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений;
  • другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки;
  • нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие;
  • восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств   (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой   рта и носа);
  • для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения;
  • сенсорное развитие ребенка —  это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (пять видов сенсорных ощущений)
  • сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения:
  • зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые;
  • сенсорные игры имеют большое значение для развития речи детей

Ранний и младший дошкольный возраст- это фундамент в развитие речевого аппарат, мелкой моторики и становления речи.

Задачи использования сенсорных игр, упражнений для развития речи детей   создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ; формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны); повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов; создание положительного эмоционального настроя от упражнений, снятие психологического напряжения через развивающую среду и игры; приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях; создание игровых ситуаций в развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома.

Задачи использования сенсорных игр, упражнений для развития речи детей

  • создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;
  • формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);
  • повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;
  • создание положительного эмоционального настроя от упражнений, снятие психологического напряжения через развивающую среду и игры;
  • приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;
  • создание игровых ситуаций в развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома.

Методы, формы, приемы работы, виды сенсорных игр в соответствии с возрастом детей

  • сенсорные игры и упражнения;
  • сенсорное пространство, оборудование (домики, шторки, тоннель, палатки и т.д.)
  • световые и звуковые способы развития, создания игровых ситуаций и ассоциаций;
  • пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;
  • пальчиковые игры и физминутки;
  • картотеки игр и упражнений;
  • сенсорные коробки, дорожки, мешочки;
  • утренняя гимнастика и подвижные игры;
  • «умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями и зеркалами)
  • бодрящая и артикуляционная гимнастика после дневного сна;
  • закаливающие процедуры;
  • игры с водой, песком, крупами;
  • музыкальные игры, игры- звуковые подражания;
  • прохождение полос с препятствиями;
  • игры на дыхание для развития речевого аппарата (речевого выдоха);
  • массажи рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие орехи, кисточки и др.)
  • досуги, праздники в ДОУ с родителями (тематические вечера, кулинарные мастер-классы, радужные дни – день желтого, красного и др. цветов)
  • совместные выходные с родителями (театры, парки, дельфинарий, зоопарк и др.)
Центр игрового развития   Помимо опыта работы в группах младшего и среднего возрастов В нашем детском саду открылся Центр игрового развития (музыкальное развитие, физическое и сенсорно-игровая мастерская). В мастерской я провожу игры на мелкую моторику и сенсорное развитие для детей и мам. Представляю вашему внимания подборку фото и видео материала о работе со всеми тремя возрастами.

Центр игрового развития

 

Помимо опыта работы в группах младшего и среднего возрастов

В нашем детском саду открылся Центр игрового развития (музыкальное развитие, физическое и сенсорно-игровая мастерская). В мастерской я провожу игры на мелкую моторику и сенсорное развитие для детей и мам.

Представляю вашему внимания подборку фото и видео материала о работе со всеми тремя возрастами.

Сухие бассейны (песок, крупы и др.)

Сухие бассейны (песок, крупы и др.)

Игры на моторику

Игры на моторику

Ловкость и внимание

Ловкость и внимание

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Мозаики

Мозаики

Вкладыши (самодельные, покупные)

Вкладыши (самодельные, покупные)

Игры - сортировки

Игры - сортировки

Трудовые поручения и развитие,  свободное рисование

Трудовые поручения и развитие, свободное рисование

Учимся «видеть» руками

Учимся «видеть» руками

Игры на свежем воздухе  Теневой театр на прогулке

Игры на свежем воздухе Теневой театр на прогулке

Шапки-мышки

Шапки-мышки

 Отгадайте ребенка Кормим льдом динозавра

Отгадайте ребенка Кормим льдом динозавра

Осен ние зар исовки

Осен ние зар исовки

Зимние художества

Зимние художества

Наглядность, форма, цвет, опыт

Наглядность, форма, цвет, опыт

Обнаружили разноцветных животных (динозавры, ежи, кошки)

Обнаружили разноцветных животных (динозавры, ежи, кошки)

Цветное небо и снеговик в платье

Цветное небо и снеговик в платье

Рисуем предметами

Рисуем предметами

Развиваем воображение

Развиваем воображение

Рисуем красками

Рисуем красками

Лодка и самолет

Лодка и самолет

Развиваем ручки  Куколки из лоскутков

Развиваем ручки Куколки из лоскутков

Веселые медузы

Веселые медузы

Кормим осьминога блинами

Кормим осьминога блинами

Земля, посадки, интерес

Земля, посадки, интерес

Посадка перца

Посадка перца

Крупы в «работе»

Крупы в «работе»

Волшебная ниточка

Волшебная ниточка

Полоса препятствий и тактильные дорожки для всего тела

Полоса препятствий и тактильные дорожки для всего тела

Массажи

Массажи

Атрибуты

Атрибуты

Наши досуги  « Пижамная вечеринка »

Наши досуги « Пижамная вечеринка »

Волшебная коробочка(мешочек) и игры

Волшебная коробочка(мешочек) и игры

 У кого больше  носков, разбери по парам   Бой подушками

У кого больше носков, разбери по парам Бой подушками

Световые эффекты, игры

Световые эффекты, игры

Места уединения, домики

Места уединения, домики

Работа с родителями

Работа с родителями

Сказки (мнемотехника)

Сказки (мнемотехника)

Проекты в группе

Проекты в группе

Пособия самодельные

Пособия самодельные

Тактильные полянки

Тактильные полянки

«Сказкин дом»-интерактивный спектакль

«Сказкин дом»-интерактивный спектакль

Проекты с родителями

Проекты с родителями

Пушкин- «золотой»

Пушкин- «золотой»

Прячемся в листьях от белки…

Прячемся в листьях от белки…

Рисуем волшебство, играем

Рисуем волшебство, играем

Кексы, веселье и мама свободна…

Кексы, веселье и мама свободна…

Обсуждаем, разминаемся

Обсуждаем, разминаемся

Интересно…

Интересно…

Каждый этап проговариваем

Каждый этап проговариваем

Участвует каждый…

Участвует каждый…

Пока пекутся кексы, играем

Пока пекутся кексы, играем

Очень вкусно!

Очень вкусно!

и весело!

и весело!

Малышарики

Малышарики

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание