Мастер-класс
«Развитие soft skills на уроках в начальной школе через использование методов ТРИЗ технологии»
Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече! Надеюсь, что она будет для вас полезной. Желаю всем получить сегодня только положительные эмоции и в дальнейшем применить полученные знания на практике в работе с детьми.
Чем технологичнее современное общество, тем выше ценится человечность, и потому сегодня мы всё больше говорим о так называемых soft skills, гибких навыках. В настоящее время успех человека во многом зависит не от багажа знаний, который он накопил за годы учебы, а от его креативности, коммуникативных способностей, умения работать в команде, управлять собственными эмоциями. Сомнений нет, что современному школьнику необходимо владеть навыками soft skills, ведь современному обществу необходим человек с новыми умениями и навыками.
База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни. Но прогресс в зрелом возрасте будет более медленным и сложным, чем в школьный и дошкольный период. Поэтому особенно важно выстроить прочный фундамент для soft skills у ребенка в начальной школе.
Универсальные навыки Soft skills были объединены в 4 большие группы, которые стали называть компетенции 4К (коммуникация, креативность, критическое мышление и коллаборация(сотрудничество)).
В рамках мастер-класса покажу формирование данных гибких навыков на уроках в начальной школе, через использование методов ТРИЗ технологии.
ТРИЗ – теори решения изобретательских задач, разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1956 году и только в 80-е годы переходит в педагогику и представляет собой набор методов, объединенных общей теорией, которые направлены на развитие творческих способностей обучающихся, их нестандартного мышления.
Методов достаточно много разнообразных, но сегодня мы рассмотрим только 3 из них, которые вы видите на слайде.
Почему же я выбрала именно методы ТРИЗ технологии?
Во первых: для работы с каждым методом разработан свой алгоритм, который ведет к выполнению определенного задания в процессе поисковой, изобретательской деятельности, развивая креативность, воображение, мышление, творческие способности учеников.
Во вторых: в методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы работы. Я использую в основном групповую форму работы с данными методами, которая предусматривает 3 составляющие, которые вы видите на слайде и в свою очередь развивает организованность, коммуникабельность, лидерские качества, умение работать в команде, дружелюбие.
Предлагаю вашему вниманию:
1.Метод «Системный оператор» - развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления с помощью алгоритма системного мышления. Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуждает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции.
Алгоритм:
1. учащиеся выбирают для рассмотрения систему (из природного или
технического мира), которая помещается в центр системного оператора; 2. коллективное обсуждение возможных вариантов заполнения окон
системного оператора в следующем порядке: описание системы на уровне
подсистем, надсистем, описание прошлого и будущего системы на уровне
под- и надсистем
3. самостоятельное составление описания системы.
2. Метод фокальных объектов - развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов.
Алгоритм:
1. выбор объектов;
2. выделение признаков у каждого объекта;
3. объединение выделенных признаков в один объект;
4. описание объекта.
Особенности потешки следующие: 1) сочиняют специально для детей; 2) стихотворная форма у потешки; 3) ласковые слова в потешке (хороший, миленький, заюшка, солнышко); 4) повторяющиеся слова (пили-пили, ели-ели, баю-баю и т. д).
Особенности загадок:
Двучастность (первая часть – загадка, вторая – отгадка),
Конкретность,
Рифмованность,
Поэтичность.
Основные признаки небылиц - это построение сюжета на основе мифических элементов, наличие колоритного языка и обилие описания сказочных персонажей и атмосферы.
Что это за птичка
Скакала, скакала
Гостей поджидала
Лиса в гости бежала
Даже хвост потеряла
А за нею во всю прыть
Мелкими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами
А большой лохматый пес
Конуру с собой принес
Белобока кашку сварила
Гостей угостила
Ведь была она одинока,
А зовут ее…?
3. Морфологический анализ - развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы, развивает комбинаторные умения, производит оценку идей и детализирует наиболее удачные.
Алгоритм:
1. выбор объекта;
2. выбор характеристик объекта;
3. указание всевозможных вариантов реализации характеристик
4. рассмотрение различных полученных комбинаций и их творческое «дотягивание» до образа.
В современном мире, чтобы быть успешным учеником или выпускником, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, о которых мы сегодня говорили «мягкие навыки», или «гибкие навыки», или soft skills.
Всем желаю крепкого здоровья, жизненной энергии и неиссякаемого желания развивать своих учеников!