СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер -класс ""Развитие творческих способностей обучающихся на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   

       Мастер-класс знакомитс с   методикой работы по развитию творческих способностей школьников на разных этапах урока.

Задачи:

       

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс ""Развитие творческих способностей обучающихся на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган,

Килякова Антонина Петровна, учитель начальных классов.











МАСТЕР-КЛАСС

на тему:

«Развитие творческих способностей обучающихся

на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР»






















Цель: знакомство с методикой работы по развитию творческих способностей школьников на разных этапах урока.

Задачи:

1. Углубить знания педагогов о способах развития творческих способностей учащихся;

2.Научить педагогов использовать разные формы и методы для развития творческих способностей учащихся на уроках.

3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой

Оборудование: компьютер, презентация, листочки с заданиями.

Ход мастер-класса.

1.Мотивация.

Каждый знает без сомнения, что такое настроение.

Иногда мы веселимся, иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться, но бываем и грустны.

Очень странное явление – перемена настроения.

Всем педагогам важно знать, что не стоит унывать.

Поскорее собираемся – на мастер класс отправляемся!

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать!

Я, Килякова Антонина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган. В прошлом году я вела курс ОРКСЭ (модуль ПК), в этом году веду курс ОДНКНР в 5 классах.

Разминка «Улыбнитесь»

-Предлагаю настроиться на приятную работу. Дайте знать, пожалуйста, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

- Теперь поделитесь, пожалуйста, кто посмотрел в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь мы готовы к работе. Начинаем!

2. Определение темы мастер-класса.

- Послушайте рассказ об одном мальчике и постарайтесь определить тему моего мастер-класса.

Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.»

«Здорово», - ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.

Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»

Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал, перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке.

В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой». «Хорошо», - подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо.» И мальчик слепил, как надо.

Родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:

-Сегодня мы будем рисовать.

-Ура, -подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.

Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.

Когда она подошла к ученику, спросила:

-Ты не хочешь рисовать?

-Хочу, а что нужно?

-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.

-А как я буду рисовать?

-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок

-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.

-Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции).

-Чего ему не хватало? ( самостоятельности, не хватало фантазии, творческого мышления, воображения)

- Развитию каких способностей помешала первая учительница? (творческих)

Прямого указания не должно было быть, потому что ученики способны к самопознанию и самовыражению. А роль учителя становится направляющей.

-Как вы думаете, какова же тема моего мастер-класса?

- Тема мастер-класса: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР»

СЛАЙД 2

3. Работа по теме мастер-класса.

1. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.

Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит мысль Сократа: «В каждом ребёнке есть солнце, только дайте ему светить»

- Что же такое –творческие способности?

- Проанализировав различные определения с точки зрения психологии, философии, педагогики выяснилось, что – под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. СЛАЙД 3

Показатели развития творческих способностей.

  1. Высокий уровень интереса к урокам;

  2. Способность к фантазированию, воображению, моделированию;

  3. Проявление сообразительности, догадливости, открытие новых для себя знаний, способов действий, способов поисков ответов на вопросы;

  4. Проявление радостных эмоций во время работы;

  5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества;

  6. Проявление самостоятельности в работе;

  7. Умение преодолевать возникшие трудности.

2. Как же организовать обучение, направленное на развитие творческих способностей?


Прежде всего обратить внимание на принципы обучения, способствующие развитию творческих способностей:

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности в обучении;

- принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения;

- принцип единства и оптимального сочетания обще классных, групповых и индивидуальных форм обучения.

3. Предмет ОРКСЭ и ОДНКНР более всего расположен к нетрадиционным формам: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки - творческие лаборатории и круглые столы, праздники, уроки-выставки и презентации.

Задача учителя – создать условия для возникновения интереса к знанию культуры и основ религии народов России, познавательной и творческой деятельности. Научить школьников видеть и понимать объекты, явления, научить их вести посильную исследовательскую работу (наблюдения, поиск, опыты), собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их; пользоваться различными источниками информации.


4. Дети 10-11 лет по-прежнему восприимчивы к игровым видам учебной деятельности. Станислав Теофилович Шацкий писал, что Игра ребёнка – это жизненная лаборатория. В игре повышается интерес к учёбе, развивающий эффект и мотивацию учения, происходит развитие личности ребёнка, вырабатывается активная позиция.

Они с удовольствием играют на уроке, не замечая, как усваивают материал, овладевают навыками определенных действий, учатся культуре общения друг с другом.

5. Поэтому советую при организации работы по развитию творческих способностей детей младшего возраста на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

- как можно больше игровых моментов и групповых форм работы;

- как можно меньше письменных заданий;

- как можно больше наглядных материалов;

- организация заданий по рисованию, творческие работы, тематические выставки;

-организация ситуаций успеха, поощрения;

- не подавлять инициативу детей в угоду дисциплине.

Необходимо использовать загадки и сказки в учебном процессе, применять вербальные методы (образ крылатого выражения; исключи лишнее слово; словесные тесты; восстанови надпись; кроссворды, кроссворд – наоборот, ребусы и т. д.).

5.Обязательно нужны способы стимулирования творческих способностей.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2 Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес

ребёнка.

3 Обогащение окружающей среды ребёнка самыми новыми и

разнообразными для него предметами, с целью развития его

любознательности.

4 Поощрение высказывания оригинальных идей.

5 Использование личного примера творческого подхода к решению

проблем.

6 Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.


6. Творческие задания можно использовать на различных этапах урока, независимо от темы урока, целей и задач, поставленных на нем.

- Хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов работы на разных этапах урока:

  1. Мотивация (разгадывание ребусов, кроссвордов, рисунок – предположение, игры).

Интеллектуальная разминка.

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

Разминку можно проводить по-разному:

Что лишнее (Герб, гимн, флаг, храм…) СЛАЙД 4

Обобщить – что это (Пасха, Рождество, Крещение……)                             

     

Игра «Лишнее слово»

Учитель называет слова, задача учащихся определить, какое слово лишнее и почему.

_________ _________ __________

  1. Минарет (относится к исламу, специальная башня рядом с мечетью, с которой верующих призывают на молитву), колокольня, церковь, часовня СЛАЙД 5


Разгадайте анаграммы и подчеркните лишнее слово. СЛАЙД 6

-Помогите, уважаемые коллеги

ВЕССОТЬ БРОДОТА ВИСЗАТЬ

_________ _________ __________

ВОБЮЛЬ ЩОПОМЬ ЛОСЬМИТ

(Совесть, доброта, зависть, любовь, помощь, милость)


Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

  1. Изучение нового материала (ролевые и деловые игры, проблемные уроки, создание кластеров, коллективных панно, заочные экскурсии, письменные приёмы:

-Написание эссе, телеграммы, письма и др.)

СЛАЙД 7

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление.


Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Добро и зло», кластер может выглядеть так: Слайд 8.

Ребята могут не только в виде схемы систематизировать, но и проявить свои творческие способности, создав какой-нибудь образ.

  1. Практическая часть.

Предлагаю вам обыграть фрагмент урока по теме: «Семья» с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу. Слайд 9


ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» а в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: "И мира тоже".

Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.

Составление кластера можно использовать в конце урока или в течение всего урока строить - счастливый семейный дом.



3.Закрепление или повторение пройденного материала (синквейны с рисунками, аппликации, рисунки к просмотренным фильмам, инсценировка притч, рассказов, различные интеллектуальные игры). Клевер - лаборатория

Интеллектуальная игра «Мудрый этикет» СЛАЙД 10

Задание 1. Собери пословицы, соединив стрелкой начало пословицы с её концовкой.

  1. У себя как хочешь, молчание – золото.


  1. Хоть не богат, по делам гляди.


  1. Слово – серебро, дорога любовь.


  1. По одежде не суди, а в гостях как велят.


  1. Не дорог подарок, а гостям рад.


  1. Поклониться но много приносит


  1. Чего в другом не любишь, голова не отвалится.


  1. Мил тот гость, что не долго гостит.

  2. Вежливость ничего не стоит, того и сам не делай. .



Составление синквейна.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

Слайд 11

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Послушайте ещё одну притчу и угадайте о чём она?

Ведро с яблоками

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

– Кто чем богат, тот тем и делится!

- Составьте синквейн по теме: «Добро». СЛАЙД 12

Первый пример:

Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

Второй пример:

Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро — забудь, получив — помни.
Польза.


4. Одним из актуальных методов работы, направленных на развитие творческих способностей - метод проектов. Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, так его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение практического результата. Его можно применять в урочной и внеурочной деятельности.

Темы проектов могут быть различны. В курсе ОРКСЭ тем для создания проектов очень много. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными.

На занятиях для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, фантазия, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих – в процесс обучения заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства. Учитель должен руководить этой работой и направлять к самостоятельной творческой исследовательской деятельности.

5. Рефлексия.

И на этом этапе урока можно провести много интересных работ по развитию творческих способностей. А я хочу вам предложить приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации опыта. Очень краткая запись. Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Или написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. А всех вас прошу написать пожелание мне о мастер – классе.

6.Домашнее задание (написание сочинений, составление аппликаций, рисунков, коллажей, стихотворений, написание минипроектов, интервью и др.).

4. Заключение.

Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий другим. Хочу закончить мастер-класс словами древнегреческого философа Сократа:

СЛАЙД 13

«Как научить ребёнка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой

минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий

другим».

Борис Владимирович Асафьев

(советский композитор, педагог, Академик АН СССР)



- Всем спасибо. Желаю творческих успехов! СЛАЙД 14.




























Список литературы.

1.Александрова Е.Ю. Использование приёмов и методов технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ. // Образование, №2, 2013.


2. Попова В.В. Развитие творческих способностей детей на уроках ОРКСЭ.

// Образование, №2, 2013.


  1. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.


Интернет- ресурсы:

http://festival.1september.ru

https://infourok.ru

http://school-collection.edu.ru/

http://stranamasterov.ru

https://videouroki.net