Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 г. Починка
Мастер–класс
«Развиваем пальчики – развиваем речь»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Бабанова Лариса Петровна
2023 – 2024 учебный год
Мастер-класс «Развиваем пальчики – развиваем речь»
Цель: ознакомление с видами пальчиковых игр, с бросовым материалом
Задачи:
Показать пальчиковые игры для развития речи
Обучить пальчиковым играм, накопить собственный опыт
Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике
Создать условия для эмоционально– доверительных взаимоотношений
Оборудование: гранёные цветные карандаши, крупы, фасоль, ракушки, камешки, каштаны, шишки, пуговицы, камешки Марблс, молнии, ленточки, нитки, шнуровки, прищепки, массажные мячики, крышки
Развитии речи посредством использования пальчиковых игр
Интеллект – это уникальная способность человека, позволяющая познавать окружающий мир и адаптироваться к нему, требующая постоянного развития. Человек рождается со способностями, однако разовьются ли они, уже зависит от желания и условий жизни. От разносторонности развития ума зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Без регулярных упражнений, тренировок постепенно даже высокоорганизованный ум растеряет силу и способности. Наша задача с помощью игры пальчиками всесторонне развивать ребёнка, стимулировать развитие речи, творческих способностей, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить
Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, указывающие, очерчивающие, оборонительные и угрожающие с помощью которых люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться со звуками, возгласами, выкриками. Словесная речь развивалась, но оставалась связанной с жестикуляционной речью
Выполняя, тонкую и сложную работу движения пальцев рук совершенствовались. Развитие функций руки и речи происходило одновременно
У ребёнка развиваются тонкие движения пальцев рук, достигая достаточной тонкости, начинает развиваться связная речь. Развитие движений пальцев рук подготавливает базу для формирования речи
Ребёнку необходимо всё погладить, потрогать, понюхать, облизать, так он начинает различать теплое и холодное, твёрдое и мягкое, тяжёлое и лёгкое, размер и форму предметов. Уровень развития мелкой моторики – один из главных показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь
Пальчиковые игры должны одинаково развивать правую и левую руки
Учитывая возрастные особенности детей, необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, повышающую интерес детей к деятельности. Использование разнообразных пальчиковых игр в образовательном процессе повышает качество работы по речевому развитию детей
Привычные предметы таят в себе много интересного
Трёхгранные, шестигранные карандаши, можно пропускать между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в правой и левой руке, катать между ладоней, удерживать двумя указательными пальцами, двумя мизинцами
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Деревянные, пластмассовые, итальянские бельевые прищепки, можно прищеплять их по контуру солнышка, ёжика, гривы льва, вешать платочки на верёвочку, самомассаж пальцев рук
Прищепочка, прищепочка, помоги!
Пальчики ты мне разотри.
Ты по пальчику шагаешь,
Каждый пальчик разминаешь.
Массажные мячи, можно гладкие, колючие, поролоновые мячики катать по ладошке, столу, коврику, дорожке
Месим, месим тесто – сжимаем мячик в одной руке
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладоней
Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, разноцветные пуговицы, можно выкладывать узор, собирать бусы, вставить в углубление больших пуговиц указательный и средний палец, двигая по столу имитируя ходьбу лыжника
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые,
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги
Камешки Марблс, можно выкладывать по контуру, рисунок по образцу, составлять рисунок самостоятельно, перебирать по цвету, признаку, определять на ощупь
Говорим и отдыхаем
Камешки перебираем,
Разные – разные:
Голубые, красные,
Жёлтые, зелёные,
Лёгкие, тяжёлые
Пластмассовые крышки от бутылок, можно надевать их, на указательные и средние пальцы, и шагать пальцами как ножками, закручивать и раскручивать, выкладывать предметы
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Сыпучие материалы манная крупа, греча, рис, пшено, фасоль, можно рассыпать на подносе с высокими бортами и рисовать, запускать руки в ёмкость с фасолью и месить тесто, двумя руками одновременно, попеременно перекладывать фасоль большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, насыпать фасоль в тканевый мешочек и перекатывать крупу двумя руками
Как сожму я кулачок – сжимаем кулачок с крупой
Да поставлю на бочок – ставим кулачок большим пальцем вверх
Разожму ладошку – распрямляем ладошку
Положу ладошку – кладём ладошку на ёмкость с крупой
Ленты, нитки, клубки, катушки, шнуры, можно сматывать, наматывать на катушку, в клубок, водить змейкой по столу, собирать в кучку и закрывать кулачком
Вот уж две недели – опускаем по очереди руки с лентами вниз
Капают капели – поднимаем руки вперёд
Снег на солнце тает – руки разводят в стороны
И ручьём стекает – обе руки двигаются в одну сторону
Бросовый материал, можно перебирать бусы, ракушки, пробки, камешки. Проводить зубной щёткой круговыми движениями от ладони до плеча по правой руке – «забрались на горку», проводя ею от плеча до ладони по правой руке – «съехали с горки»
Топ, топ – сапожок!
Хлоп, хлоп вот снежок!
Заберусь на горку – Ух!
Съеду с горки
Бух! И в снежок!
Бизиборд, развивающая доска, на поверхности которой закреплены всевозможные предметы, которые можно открывать и закрывать, включать и выключать, передвигать, перемещать, чем больше различных элементов закреплено на доске, тем интересней она для игры
- Как живёшь? - Вот так! – показать большой палец
- А идешь? - Вот так»! – шагать пальчиками по столу
- Как даешь? - Вот так! – протягивать открытую ладонь
- Ждёшь обед? - Вот так! – кулачок подпирает лицо
- Машешь вслед? - Вот так! – помахать рукой
- Утром спишь? - Вот так! – ладошки под щекой
- А шалишь? - Вот так! – щёки надули и руками лопнули
Пальчиковые игры активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Совершенствуют мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию. Развивают память, мышление, внимание, речь, воображение, тактильное восприятие, глазомер, координацию движений, элементарные математические представления, навыки классификации и усидчивости. Стимулируют развитие чувственного восприятия. Способствуют развитию творческих способностей и наблюдательности. Улучшают эмоциональное состояние ребёнка. Пальчики ребёнка становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям.
Ребята играют в такие игры с огромным удовольствием.
Важно! Никогда не оставлять ребёнка одного, даже на секунду, когда играете с разнообразным материалом!
Спасибо за внимание!