Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов
Выполнила: учитель
начальных классов Баранова Н.И..
Федеральный государственный стандарт
- определил цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении.
«Для чего человек учится? Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы - узнать, как это надо делать» П.Я.Гальперин
Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Деятельностный подход
- состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер.
Функция учителя
- при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Дидактические принципы:
1.Принцип деятельности ( ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам)
2.Принцип непрерывности ( каждый предыдущий этап обеспечивает начало следующего этапа)
3.Принцип целостного представления о мире. ( о природе-обществе-самом себе)
4.Принцип минимакса
5.Принцип психологической комфортности
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели
*вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник
Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели
*задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
*заголовки-вопросы;
*приём «Прогнозирование»;
*прием «Проблемная ситуация»;
*приём «Яркое пятно».
Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний
«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Г.Цукерман
Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания
*задания творческого характера;
*составление алгоритмов, схем, моделей, памяток;
*словесное рисование, различные виды пересказа
Формирование у школьников умения контролировать свои действия
*работа и общение в паре «ученик– ученик»;
*работа с рубриками учебников «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди
ошибку»
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Проектная деятельность
Пути реализаци деятельностного подхода к обучению:
А) организация работы над понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности;
Б) целенаправленная организация деятельности учащихся применительно к различным ситуациям
Легенда
- «В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл “золотой мальчик”, тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер»
Практическая работа « Исследуем нашу кожу ».
- План:
- 1. Посмотрите на кожу руки при помощи лупы. Какого цвета кожа?
- 2. Что находится на поверхности кожи?
- 3. Возьмите зеркало. Пальцем проведите по лбу и этот палец приложите к зеркалу, что вы заметили?
Одно из важнейших условий сохранения здоровья – правильный уход за кожей
Какие бывают повреждения кожи
ожог
ушиб
рана
обморожение
- Благодаря чему кожа всегда мягкая?
ж) потовым железам;
т) порам;
м) сальным железам.
2. Из скольких слоёв состоит кожа?
а) Пять;
о) три;
г) два.
3 . Пот выделяется, когда человеку…
з) холодно;
и) просто так;
л) жарко
4 . Кожу надо мыть …
о) по мере необходимости;
р) утром и вечером;
е) можно и не мыть.
5 . Можно ли кожу назвать органом дыхания?
а) нет;
д) да;
г) не знаю.
5 . Можно ли кожу назвать органом дыхания?
а) нет;
д) да;
г) не знаю.
6 . Кожа – это …
ц) наружный покров человека;
б) внутренний орган;
в) это обёртка человека
7. Может ли человек обойтись без кожи?
н) конечно;
ы) нет;
ю) может быть.
Синквейн
- Кожа
- Упругая,бледно-розовая
- Защищает,регулирует,дышит
- Надежная защита организма
- Покров
Рефлексия
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтый цвет.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Спасибо за внимание