СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык жестов является важным условием в общении людей. В настоящее время нет ни одного человека на земле, который бы не пользовался языком жестов. Мы настолько к ним привыкли, что не замечаем, как часто их используем.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»


Цель мастер-класса: Повышение компетентности участников в вопросах развития ритмической деятельности детей.

Задачи:

1. Систематизировать знания участников о возможностях использования  игр и упражнений со звучащими жестами в группах детей дошкольного возраста.

2. Обосновать значимость игр и упражнений со звучащими жестами в развитии ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

3. Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.

  

Ход мастер-класса

 

Ритм - это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. 


Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.


Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.


Ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.


Речевые игры - одна из форм творческой  работы с детьми не только в развитии  речи, но и в музыкальном воспитании.    

Речевые игры и упражнения проводятся в специально организованной деятельности, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.


Один из методов развития чувства ритма - метод «Звучащих жестов».

Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Эти элементарные звуко-двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа и получили общее название «звучащих жестов». 


Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трех компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребенка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, потешек, песен. 


Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими.

Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим. 

Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью - каждый раз звук будет разным.


Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.


Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус, тем не менее, должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».  


Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками.


Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется.      

При разучивании новых распевок дети всегда с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке.


Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности. 


Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной!


Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Начнем с самых простых упражнений.


Игра-приветствие «Здравствуйте»

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ручки! 

Дети: Здравствуйте! (хлопают) 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ножки! 

Дети: Здравствуйте! (топают) 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, коленочки! 

Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)

 

«Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям) 

Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям) 

Она села на пенёк (Притопы)

И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу») 

 

«Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям) 

Подолью водицы (Шлепки по коленям) 

Для детей хороших (Притопы) 

Напеку лепёшек. (Хлопки) 


«Листопад»

Осень, осень! Листопад!   (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат!   (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат   (трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят.   (качают руками)


«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра   (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора!         (Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам,       (Притопы)

Шлеп - шлеп!

Хлоп в ладоши         (Хлопки)

Хлоп - хлоп!

Дождик нас не поливает,     (Грозят пальцем)

А скорее догоняет!         (Убегают от дождика)


«Водят пчелы хоровод»

Водят пчелы хоровод,   (дети топают на месте)

Брум, брум!  Брум, брум!  (хлопают «тарелочками»)

В барабан ударил кот,   (имитируют пальцами игру на барабане)

Трум, трум! Трум, трум!        (стучат кулачком о кулачок)

Стали мыши танцевать   (выставляют ногу на пятки)

Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

Так, что начала дрожать   (кружатся дробным шагом)

Вся земля, вся земля!     (хлопают в ладоши)  


«Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!      Хлопки

Обезьяна на печи.          Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!     Хлопки

Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!        Хлопки

Поиграть я с ней хочу.  Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!      Хлопки

Я смеюсь и хохочу!      Дети весело смеются.


Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Скачет зайка косой, -указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить. 
Под высокой сосной - ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены. 
Под другою сосной -ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.
Скачет зайчик другой - указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить


- Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

Игра «У оленя дом большой», французская народная мелодия, пение с движениями по тексту
У оленя дом большой - педагог показывает рога, (не обхватить дом)
Он глядит в свое окно. -как будто в окошко смотрит
Заяц по лесу бежал, - прыгают как зайчик
В дверь к нему стучал.  -как будто открывают дверь- стучит
Тук - тук –тук, - дверь, открой. -открывает
Там в лесу охотник злой. - как будто из ружья стреляет
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай. - протягивает руку, как будто здоровается).
-Можно делать упражнения на месте в круге, а можно двигаться по кругу
-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! 








Придумайте звучащие жесты самостоятельно


Матрёшки и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень

Он принёс ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели – Трень – ди, трень –ди, трень - ди - трень!

Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень-ди-трень!

Будет весело играть. Наш оркестр целый день!


Шур-шур песенка.

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, шур-шур, шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур.

Дети играют на « шуршунчиках »: на самодельных шурмовых инструментах.

А где то спит мурлыка - кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поёт:

- Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети играют тремоло на металлофоне или перебирают струны цитры (арфы).


Кухонный оркестр

Наш повар Василий на кухню пришёл.

Он главный, он сильный, он - как дирижёр!

Огромным половником только взмахнёт-

Оркестр посудный тот час запоёт:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая тинь – тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается - просто чудесный!


Теремок

Тук-тук молоток - мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей, чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком мышка шуршит.

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками звонко в барабан застучал.

Вот и лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка трещотки несёт.

Серый волчок в бубенцы загремел,

А петушок громко песню запел.

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый!


Спасибо, уважаемые коллеги, присаживайтесь на свои места, и я предлагаю вам провести рефлексию.


Если вам интересен представленный материал, и Вы будете использовать его в работе, показываете такой жест - большой палец вверх.

Если вам интересен материал, но его стоит переработать для использования в своей деятельности - указательный палец вверх.

Если представленный материал не интересен, вы не будете использовать его в работе - большой палец вниз.