Мастер – класс
«Решение сказочных изобретательских задач в начальной школе».
Хочу представить вашему вниманию решение сказочных изобретательских задач при помощи приёмов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
Автор «Теории Решения Изобретательских Задач» Генрих Сауловича Альтшуллер.
Он проанализировал более 40 тысяч изобретений и пришёл к выводу, что все изобретения развиваются по определённому сценарию, алгоритму. Это и легло в его основу теории.
Что же даёт урок с использование приёмов ТРИЗ детям?
1.Даёт знания приёмов и методов ТРИЗ, помогающих находить варианты решения проблемной ситуации, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок, идеи по устройству объектов техники и т. д.
2.Регулярная тренировка творческого мышления, практика решения большого количества изобретательских задач. Даже если не сам ребёнок решает, он от товарищей набирает большой объём вариантов решений, которые в дальнейшем служат ему базой для самостоятельного решения.
Приём, который я вам хочу представить, называется системный оператор. Системный оператор позволяет рассматривать объект как систему и представляет собой 9 экранов. В центральном экране фиксируется система. Внизу – подсистемы (части), вверху – надсистемы (в которые сама система входит как часть); слева – прошлое системы, справа – ее будущее. Такое рассмотрение возможно, когда имеет место некая проблема и в этой связи задана цель системы (ее назначение).
Задача из сказки про репку.
- Вспомните сказку «Репка». Какая цель была у деда? (вытащить репку).
- Для чего ему нужна репка? (чтобы её съесть, накормить близких, раздать соседям…)
- Чем закончилась сказка? (дед вместе с …. вытащил репку).
- Давайте подумаем, что было бы, если бы не пришёл к нему никто на помощь? Давайте поищем совсем другие решения сбора такого необычного урожая.
Посмотрите на наш «волшебный экран».
| Прошлое | Настоящее | Будущее |
Надсистема | Весна, лето | Дом, дерево, земля, воздух | Всё под снегом, зима. |
Система | Росток репки | Репка | Кусочки репки на тарелке |
Подсистемы | ? | Ботва, ? | ? |
- Итак, проблема с системой «репка». Из каких частей состоит репка? (корнеплода)
- Репка – часть чего, что окружает её? «Земля» – может помочь вытащить репку? (подкопать землю вокруг репки, легче будет тащить).
- А дерево может помочь деду вытащить репку? ( Да! надо наклонить дерево и привязать к репке, оно будет стараться выпрямиться и потащит репку вверх).
-Рассмотрим теперь возможности будущего системы и надсистемы. Картинки могут подсказать нам идею? (репку можно сразу разрезать на несколько частей, всё равно её такую большую сразу не съесть).
Всё под снегом. Допустим, так и не сумели её вытащить. Так может и не надо тащить? Может, есть какой-то выход, чтоб репка зимой не испортилась? Как она может испортиться? (замёрзнет, мороженая репка не вкусная).
-А можно сделать так, чтобы такая большая репка в земле не замёрзла? (надо только её утеплить сверху и с боков и сделать люк. Утеплить можно сухой ботвой, листвой, соломой. А зимой отрезать по куску репки и готовить!)
-Смотрите-ка, у нас получилось готовое овощехранилище! А какая идея придёт из прошлого?
- Подумайте, что мог дед сделать заранее, если бы знал, что «репка вырастет большая-пребольшая»?
А что нам подскажет нижний экранчик? (Подсистемы репки?)
-Нарисуйте тот способ, который вам больше всего понравился, или придумайте свой вариант. А пока вы работаете, я хочу показать работы первоклашек, которые предложили свои варианты.
Если вас заинтересовала работа с ТРИЗ, приходите в нашу мастерскую. | | |