Мастер-класс
РОЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
24.04.18.
Сенькина Н. Н., учитель биологии
г. Сергиев Посад Московской области.
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»
Бернард Шоу
«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»
Кларк
В настоящее время интерес к методу проектов очень велик. Ежедневно в сообщениях СМИ мы слышим о всевозможных проектах: экологических, коммерческих, научных, образовательных, строительных и т. п. Чтобы реализовывать их во взрослой жизни, нынешнему школьнику необходимо владеть методологией проекта, а также обладать высоким уровнем сформированности универсальных умений и навыков.
В основе Стандарта лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно – познавательную деятельность учащихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, так как позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения.
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений, развивают творческую инициативу, способствуют выработке навыка самостоятельного мышления.
Цель: раскрыть возможности формирования универсальных учебных действий через использование технологий системно - деятельностного подхода.
Задачи:
- продемонстрировать использование в практике работы технологий проблемно-диалогического обучения, роль ученического проекта в формировании универсальных учебных действий;
- научить определять и находить универсальные учебные действия;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
- организовать рефлексию мастер - класса с целью определения его результативности;
Оборудование: стендовые таблицы с проектами, рефераты исследовательских работ, опорные схемы, магнитофон, указка, иллюстративный материал.
План урока:
1. Вступительное слово учителя. Мотивация к деятельности
2. Постановка проблемы
3. Работа в командах
4. Миниконференция. Выступления учащихся с научными проектами
5. Работа в командах.
6. Итоги мастер - класса. Рефлексия.
Ход мастер – класса
I. Мотивация к деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».
- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий. Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
Работу в командах начнём с распределения ролей.
Первая роль - Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, чтобы все были услышаны,
Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,
Третья роль – корректор – тот, кто будет корректировать, и высказывать мнение команды.
Остальные – участники команды.
Собственно работа над проектом включает в себя несколько этапов:
Анкетирование (посредством которого мы выявляем интерес у детей к той или иной постановке);
Создание группы участников проекта;
Подготовка и распределение материала;
Написание плана работы над проектом;
Репетиционный процесс;
Собственно выступление.
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий. Поэтому главной целью каждого педагога является развитие способностей ученика:
• самостоятельно ставить учебные цели,
• проектировать пути их реализации,
• контролировать и оценивать свои достижения.
Главным результатом современного образования?
- умение учиться.
- Умение учиться, т. е полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности.
- Что такое учебное действие? - Давайте вспомним, что же является УУД.
УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)
- Почему это важно для нас? Выскажите своё мнение.
Особое направление в формировании УУД через проектную деятельность является внеурочная деятельность.
- Главная цель вашей деятельности сегодня на мастер - классе - научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.
1. Актуализация знаний
На какие 4 группы делятся УУД (называют, на доске открывается) Приложение 1
Личностные действия
Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
Регулятивные действия
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения
Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
II. Постановка проблемы.
1. Предлагаю командам выполнить задание 1. (Раздаю карточки с разными видами УУД)
- Прочитайте на карточке записанные слова и распределите их на группы. (Способы действий). Приложение 1.
- Что является основанием для классификации? (по видам).
Каждая команда должна найти свои УУД.
- Проверим правильность выполненного задания по таблице-эталону.
Оцените вашу деятельность.
2. Предлагаю поработать в паре или тройками и выполнить задание 2.
Вам нужно, опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на карточке, по порядку.
1) сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
- Проверка самостоятельной работы. Соотнесите свою работу с образцом на доске. Оцените правильность выполнения этого задания.
Что мы составили в результате совместной работы?
(алгоритм формирования любого УУД). Этот алгоритм поможет вам формировать УУД на любом уроке или во внеурочное время.
Итак, мы поупражнялась определять УУД, вывели алгоритм их формирования.
3. Командам предлагается выполнить задание №3
Работы над проектом учитель имеет возможность формировать универсальные умения учащихся не после того, как появятся учебные результаты («постфактум»), а до того, как они появятся («антефактум»), то есть заранее запрограммировать эти умения. Фактором, позволяющим осуществить такую работу, являются учебные задачи.
Учебные задачи проходят через весь процесс разработки проекта, выполняя в нем самые различные функции: мотивационную, структурирующую, инструментальную, исследовательскую. Через решение учебных задач объективные сведения преобразуются в субъективные знания учащихся и формируют те универсальные умения, от которых будет зависеть успешность выпускника.
Пользуясь, эталоном и таблицей помощником назовите УУД, до того, как они появятся («антефактум»), то есть заранее запрограммировать эти умения.
Л – положительную мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Р – самостоятельно формулировать цель урока или проекта, учиться обнаруживать учебную проблему, составлять план решения проблемы совместно с учителем, определять степень успешности своей деятельности.
К – оформлять мысли в устной форме, высказывать точку зрения и пытаться её обосновать, слушать других
П – преобразовывать информацию из одной формы в другую, перерабатывать информацию(группировать, на основе анализа делать выводы).
4. Выступления учащихся с научными проектами
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент научно-исследовательской конференции. Вам необходимо перечислить после выступления учащихся, какие универсальные умения они приобрели после выполнения работы?
1. Дорога к храму. Путь из Москвы до Сергиева Посада из Электропоезда.
2. Исследование причин трудностей 5 «А» класса
3. Проблема детского суицида
4. Опасны ли купюры для здоровья
Основные требования к использованию метода проектов.
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания для ее решения (например, исследование экологической проблемы в регионе, создание листовок на данную тему и т. д.)
2. Практическая и теоретическая значимость результатов.
3. Самостоятельная деятельность участников проекта.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Закрепление.
Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проектов, которая способствовала формированию ПД, КД, РД, ЛД.
Универсальные учебные действия | Формирование УУД в рамках работы над проектом |
Личностные универсальные учебные действия | Работа над проектами, написание статей в СМИ, социологические опросы населения, создание презентаций, выступление на конференциях. |
Регулятивные универсальные учебные действия | Работа над проектом, выступление на конференциях. Доработка проектов по итогам замечаний после публичной защиты проектов, выступлений на конференциях. |
Познавательные универсальные учебные действия | Работа над описанием проекта, создание презентаций, краткого выступления, тезисами, статьёй в СМИ. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | Коммуникативные действия формируются при работе в группах /практические работы, наблюдения, социологический опрос, создание презентации, анкетирование, интервьюирование, фотосъемка, при публичной защите проектов |
Универсальные логические действия | Использование исследовательского метода в проектной работе обязательно при подготовке работы к защите на научно-практической конференции. Универсальные логические действия применяются на всех этапах работы. |
Рассмотрим некоторые универсальные умения, которые могут формироваться и получать развитие в ходе разработки проектов. Здесь уместно использовать классификацию умений, предложенную Игорем Станиславовичем Сергеевым [8]. Приложение 2
1. Рефлексивные умения:
- осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Исследовательские (поисковые) умения:
- самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- находить несколько вариантов решения проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности:
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- коллективного планирования;
- взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- делового партнерского общения;
- находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения:
- проектировать процесс (изделие);
- планировать деятельность, время, ресурсы;
- принимать решения и прогнозировать их последствия.
6. Коммуникативные умения:
- инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- вести дискуссию;
- отстаивать свою точку зрения;
- находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения:
- навыки монологической речи;
- уверенно держаться во время выступления;
- использовать различные средства наглядности при выступлении;
- отвечать на незапланированные вопросы.
Анализируя опыт своей работы по организации проектной деятельности по биологии, можно сделать вывод, что данная работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, развивает как интеллектуальные, так и творческие способности учащихся. У них формируются поисковые, коммуникативные, познавательные умения. Кроме того, они способны планировать, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы.
При выполнении проекта использовались следующие методы, направленные на формирование универсальных умений:
- анализ учебной литературы по теме, которую выбрал ученик способствующий формированию умения самостоятельного поиска недостающей информации;
- изучение возможностей персонального компьютера и применения их для обработки информации, результатов исследований и подготовки средств наглядности;
- анкетирование позволяющее формировать коммуникативные умения (навыки устного опроса, умения вести дискуссию);
- умения и навыки работы в сотрудничестве формировать в рамках привлечения к отбору внешкольной информации (фрагменты видеофильмов, поиск сайтов в Интернете и пр.).
Проект эффективен, т. к. формирует множество универсальных умений и опыт деятельности. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, а потому перспективен.
- В результате нашей совместной деятельности вы побывали в мире УУД, попробовали практически анализировать ситуации с позиции оценки тех или иных УУД, учились мыслить по - новому.
Рефлексия
Итак, наша работа завершилась, и я предлагаю рефлексию относительно вашей деятельности в ходе мастер-класса
Цели прихода на мастер-класс?
___________________________________
Что взял полезного интересного?
___________________________________
Хочется ли что-то отметить?
___________________________________
Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами профессионально общаться. Желаю всем творческих успехов!
Литература
1. А.Г.Асмолов и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010
2. Г.И.Лернер Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии// Биология в школе. – 2010 год, №8
3. Русских Г.А. Технология проектного обучения// Биология в школе. – 2003 год, №3
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание №1
Найдите свои УУД.
Прочитайте на карточке записанные слова и распределите их на группы. (Способы действий)
Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов. Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
________________________________________________________________
Задание №1
Найдите свои УУД.
Прочитайте на карточке записанные слова и распределите их на группы. (Способы действий)
Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов. Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
Задание №2
Вам нужно, опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на карточке, по порядку.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
- Сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию.
- Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию.
- Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом).
Задание №3
Тема проекта «Дорога к храму. Путь из Москвы до Сергиева Посада из Электропоезда»
Пользуясь эталоном и таблицей помощником назовите УУД, на формирование которых было направлено это задание?
Л ________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
Р________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
К________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
П________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание №3
Тема проекта «Исследование причин трудностей 5 «А» класса»
Пользуясь эталоном и таблицей помощником назовите УУД, на формирование которых было направлено это задание?
Л ________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
Р________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
К________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
П________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание №3
Тема проекта «ИСТОРИЯ РАЙОНА В КАМНЕ»
Пользуясь эталоном и таблицей помощником назовите УУД, на формирование которых было направлено это задание?
Л ________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
Р________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
К________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
П________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание №3
Тема проекта «Опасны ли купюры для здоровья»
Пользуясь эталоном и таблицей помощником назовите УУД, на формирование которых было направлено это задание?
Л ________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
Р________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
К________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
П________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Классификацию умений, которые могут формироваться в ходе разработки проектов (по И. С. Сергееву [8].)
1. Рефлексивные умения:
- осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Исследовательские (поисковые) умения:
- самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- находить несколько вариантов решения проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности:
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- коллективного планирования;
- взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- делового партнерского общения;
- находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения:
- проектировать процесс (изделие);
- планировать деятельность, время, ресурсы;
- принимать решения и прогнозировать их последствия.
6. Коммуникативные умения:
- инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- вести дискуссию;
- отстаивать свою точку зрения;
- находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения:
- навыки монологической речи;
- уверенно держаться во время выступления;
- использовать различные средства наглядности при выступлении;
- отвечать на незапланированные вопросы.
Задание №4
Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проектов, которая способствовала формированию ПД, КД, РД, ЛД.
.
Универсальные учебные действия | Формирование УУД в рамках работы над проектом |
Личностные универсальные учебные действия | |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Универсальные логические действия | |
КОМАНДА
КОМАНДА
КОМАНДА
КОМАНДА
20