СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Роспись по ткани как средство формирования творческого опыта у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Роспись по ткани как средство формирования творческого опыта у младших школьников на уроках изобразительного искусства»»

Мастер - класс: «Роспись по ткани как средство формирования творческого опыта у младших
школьников на уроках изобразительного искусства»

  1. Презентация педагогического опыта учителем

    1. Обоснование основной идеи.

Цель обучения приёмам росписи по ткани в начальной школе – формирование творческого навыка.

Работа над росписью по ткани на уроках изобразительного искусства (ИЗО) в начальной школе является важным этапом становления творческого опыта. Как особый вид деятельности, роспись по ткани представляет большие возможности для умственного, эстетического развития ребёнка. Все вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием творческих навыков.

Так были разработаны многие приёмы для росписи по ткани, для формирования творческого опыта у младших школьников на уроках изобразительного искусства.


    1. Характеристика творческой лаборатории.

Проблема необходимости применения приёмов творческой деятельности, в том числе росписи по ткани в начальной школе остается мало исследованной.

Вопросы приемов росписи освещали методисты прошлого и современности: Ананьев Б. Г., П.А. Оржековского.., Беляев М. Ф., Выготский Л. С.,
Игнатова О. И., Махмутов М. И., Оконь В.


Творческий опыт (творческая деятельность) – это сложный процесс, к которому существует несколько подходов. Основным и общепринятым является подход Л.С. Выготского. Он выделяет четыре этапа творческой деятельности. Первый этап
(сознательная работа) – подготовка как особое деятельное состояние,
являющиеся предпосылкой для интуитивного поиска новой идеи. Второй
этап
(бессознательная работа) – созревание, предполагающее
бессознательную работу над проблемой. Третий этап (переход
бессознательного в сознание) – вдохновение, когда в результате
бессознательной работы в сферу сознательного поступает идея изобретения,
открытия, вначале в гипотетическом виде. Четвертый этап (сознательная
работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Таким образом, развитие и совершенствование навыка росписи у младших школьников должно строиться с учётом одновременной работы над всеми четырьмя этапами творческой деятельности.




1.3. Описание системы практического применения.

 С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение правил изобразительного искусства, подбирая посильный для данного возраста учебный материал, используя различные методы и приёмы обучения.  Разнообразные методы и приёмы обучения росписи по ткани реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроках изобразительного искусства.








2. Представление практического применения идеи.

2.1. Рассказ мастера о проекте.

Для практической части мастер-класса был разработан урок для 3 класса на тему "«Батик - роспись по шёлку»". В уроке преобладал словесный и практический методы, в силу практической направленности используемых заданий. В данном фрагменте урока представлены задания с применением приёмов росписи по ткани.

В ходе урока применяются основные компоненты опыта творческой деятельности, по мнению П.А. Оржековского:

  1. Мотивация творчества;

  2. Способность творчески мыслить;

  3. Способность к творческому сотрудничеству;

  4. Опыт использования полученных знаний в нетрадиционных ситуациях;

В ходе демонстрации фрагмента урока будут использованы методы:

  • Практический: упражнение;

  • Наглядный: демонстрация;

  • Словесный: беседа.

3. Демонстрация идеи.





















































Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

5. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)




Наглядный

демонстрация











Словесный

(беседа)



Практический

(упражнение)



Словесный

(беседа)




Словесный

(беседа)


Моделирует проблемную ситуацию, предлагая учащимся рассмотреть приёмы росписи по ткани.


Демонстрирует на доске приёмы росписи:


Классическая техника. Используется замкнутая наводка резервирующего состава, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой. 

Многослойный приём. Используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга. 

Незамкнутая графика. Резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в другой цвет.


Даёт инструкцию по использованию приёмов росписи по ткани. Проводит инструктаж по работе с тканью и специальными красками.

Проводит упражнение на знакомство с холодным батиком (солевая техника) 

в группах.

Даёт инструкцию по выполнению задания.


Осуществляет контроль усвоения приёмов росписи по ткани после работы в группах.

Организует обсуждение и выставку работ по выполненному заданию.


























Слушают инструкцию и отвечают на вопросы.

Отрабатывают приёмы росписи по ткани в группах.

Рисуют по шёлку в технике «холодного» батика, используя изученный приём росписи по ткани.

Делятся своими впечатлениями, дают советы и рекомендации.






узнать, какие бывают приёмы росписи по ткани.












научиться применять приёмы на практике.














К: воспринимать суждения.













К: воспринимать суждения.


П: анализировать текстовую и визуальную информацию в соответствии с учебной задачей

.

К: воспринимать суждения.







К: соблюдать правила ведения диалога


Познавательный интерес к изучению изобразительного искусства активность и самостоятельность в её познании.











6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный

(беседа)






Практический (упражнение)




Наглядный демонстрация



Словесный

(беседа)



Используя интерактивную игру

«Волшебство искусства батик», организует включение изученного и нового приёмов росписи по ткани.



Организует работу с фрагментом шёлка в парах, учащиеся работают с приемами солевой и акварельных техник.


Даёт инструкцию по выполнению задания.


Осуществляет контроль усвоения приёмов росписи по ткани после работы индивидуально.


.






Работают с тканью, с использованием двух приёмов росписи так, чтобы остальные учащиеся смогли определить приём.












научиться применять приёмы на практике.
















П: анализировать визуальную информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога



Познавательный интерес к изучению изобразительного искусства, активность и самостоятельность в её познании.














4. Моделирование.

4.1. Самостоятельная разработка модели урока в режиме продемонстрированной идеи.

Разработка слушателями и участниками мастер-класса собственного фрагмента урока с применением приёмов росписи по ткани. Для более быстрого выполнения задания участники объединяются в группы и работают в парах.

4.2 Обсуждение авторских моделей урока

Ответы мастера на вопросы участников, демонстрация разработок участников мастер-класса, выставка творческих работ. Выявление сильных сторон и недостатков проведенной работы.

5. Рефлексия.

5.1. Дискуссия.

В ходе мастер-класса были продемонстрированы приёмы росписи по ткани и разработанные мною задания и упражнения для применение данных приёмов на практике.

5.2. Аннотирование.

Таким образом, применения приёмов росписи по ткани на уроках изобразительного искусства в начальной школе имеет большое значение. В данном контексте роспись по ткани не только способствует улучшению навыков творческого опыта, но и играет важную роль в эстетическом развитии, аналитическом мышлении и эмоциональной сфере личности.