Мастер - класс: «Роспись по ткани как средство формирования творческого опыта у младших
школьников на уроках изобразительного искусства»
Презентация педагогического опыта учителем
Обоснование основной идеи.
Цель обучения приёмам росписи по ткани в начальной школе – формирование творческого навыка.
Работа над росписью по ткани на уроках изобразительного искусства (ИЗО) в начальной школе является важным этапом становления творческого опыта. Как особый вид деятельности, роспись по ткани представляет большие возможности для умственного, эстетического развития ребёнка. Все вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием творческих навыков.
Так были разработаны многие приёмы для росписи по ткани, для формирования творческого опыта у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Характеристика творческой лаборатории.
Проблема необходимости применения приёмов творческой деятельности, в том числе росписи по ткани в начальной школе остается мало исследованной.
Вопросы приемов росписи освещали методисты прошлого и современности: Ананьев Б. Г., П.А. Оржековского.., Беляев М. Ф., Выготский Л. С.,
Игнатова О. И., Махмутов М. И., Оконь В.
Творческий опыт (творческая деятельность) – это сложный процесс, к которому существует несколько подходов. Основным и общепринятым является подход Л.С. Выготского. Он выделяет четыре этапа творческой деятельности. Первый этап
(сознательная работа) – подготовка как особое деятельное состояние,
являющиеся предпосылкой для интуитивного поиска новой идеи. Второй
этап (бессознательная работа) – созревание, предполагающее
бессознательную работу над проблемой. Третий этап (переход
бессознательного в сознание) – вдохновение, когда в результате
бессознательной работы в сферу сознательного поступает идея изобретения,
открытия, вначале в гипотетическом виде. Четвертый этап (сознательная
работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Таким образом, развитие и совершенствование навыка росписи у младших школьников должно строиться с учётом одновременной работы над всеми четырьмя этапами творческой деятельности.
1.3. Описание системы практического применения.
С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение правил изобразительного искусства, подбирая посильный для данного возраста учебный материал, используя различные методы и приёмы обучения. Разнообразные методы и приёмы обучения росписи по ткани реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроках изобразительного искусства.
2. Представление практического применения идеи.
2.1. Рассказ мастера о проекте.
Для практической части мастер-класса был разработан урок для 3 класса на тему "«Батик - роспись по шёлку»". В уроке преобладал словесный и практический методы, в силу практической направленности используемых заданий. В данном фрагменте урока представлены задания с применением приёмов росписи по ткани.
В ходе урока применяются основные компоненты опыта творческой деятельности, по мнению П.А. Оржековского:
Мотивация творчества;
Способность творчески мыслить;
Способность к творческому сотрудничеству;
Опыт использования полученных знаний в нетрадиционных ситуациях;
В ходе демонстрации фрагмента урока будут использованы методы:
3. Демонстрация идеи.
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный демонстрация Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Моделирует проблемную ситуацию, предлагая учащимся рассмотреть приёмы росписи по ткани. Демонстрирует на доске приёмы росписи: Классическая техника. Используется замкнутая наводка резервирующего состава, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой. Многослойный приём. Используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга. Незамкнутая графика. Резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в другой цвет. Даёт инструкцию по использованию приёмов росписи по ткани. Проводит инструктаж по работе с тканью и специальными красками. Проводит упражнение на знакомство с холодным батиком (солевая техника) в группах. Даёт инструкцию по выполнению задания. Осуществляет контроль усвоения приёмов росписи по ткани после работы в группах. Организует обсуждение и выставку работ по выполненному заданию. | Слушают инструкцию и отвечают на вопросы. Отрабатывают приёмы росписи по ткани в группах. Рисуют по шёлку в технике «холодного» батика, используя изученный приём росписи по ткани. Делятся своими впечатлениями, дают советы и рекомендации. | узнать, какие бывают приёмы росписи по ткани. научиться применять приёмы на практике. | К: воспринимать суждения. К: воспринимать суждения. П: анализировать текстовую и визуальную информацию в соответствии с учебной задачей . К: воспринимать суждения. К: соблюдать правила ведения диалога | Познавательный интерес к изучению изобразительного искусства активность и самостоятельность в её познании. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный демонстрация Словесный (беседа) | Используя интерактивную игру «Волшебство искусства батик», организует включение изученного и нового приёмов росписи по ткани. Организует работу с фрагментом шёлка в парах, учащиеся работают с приемами солевой и акварельных техник. Даёт инструкцию по выполнению задания. Осуществляет контроль усвоения приёмов росписи по ткани после работы индивидуально. | . Работают с тканью, с использованием двух приёмов росписи так, чтобы остальные учащиеся смогли определить приём. | научиться применять приёмы на практике. | П: анализировать визуальную информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога | Познавательный интерес к изучению изобразительного искусства, активность и самостоятельность в её познании. |
4. Моделирование.
4.1. Самостоятельная разработка модели урока в режиме продемонстрированной идеи.
Разработка слушателями и участниками мастер-класса собственного фрагмента урока с применением приёмов росписи по ткани. Для более быстрого выполнения задания участники объединяются в группы и работают в парах.
4.2 Обсуждение авторских моделей урока
Ответы мастера на вопросы участников, демонстрация разработок участников мастер-класса, выставка творческих работ. Выявление сильных сторон и недостатков проведенной работы.
5. Рефлексия.
5.1. Дискуссия.
В ходе мастер-класса были продемонстрированы приёмы росписи по ткани и разработанные мною задания и упражнения для применение данных приёмов на практике.
5.2. Аннотирование.
Таким образом, применения приёмов росписи по ткани на уроках изобразительного искусства в начальной школе имеет большое значение. В данном контексте роспись по ткани не только способствует улучшению навыков творческого опыта, но и играет важную роль в эстетическом развитии, аналитическом мышлении и эмоциональной сфере личности.